logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЕТ ХРИСТОВ

 

Ответы на вопросы читателей

Какой смысл имеют церковные посты, если Христос сказал, что входящее в уста (т.е. всякая пища) не оскверняет человека?

Если бы мы считали, что скоромная пища, от которой принято воздерживаться в постные дни, оскверняет нас, то мы бы ее вообще не употребляли. С другой стороны, если бы Церковью было установлено есть весь пост мясо, молоко и яйца, а от овощной пищи воздерживаться, то мы бы так и делали. Количество и качество потребляемой нами пищи, конечно же, влияет на состояние нашего духа, на мысли и чувства — в этом каждый может убедиться на собственном опыте. Однако цель поста не ограничивается намерением усилить наше духовное начало путем некоторого самоограничения в жизни телесной. Не меньшее значение имеет воспитание навыков воли, воздержания, единения с другими членами церковной семьи. И часто теми, кто уклоняется от постов, движет именно слабоволие, неумение и нежелание хоть в чем-то себе отказать (хотя бы они и приводили для самооправдания какие-то “идейные” обоснования). И оскверняет их не мясо и молоко, а недоверие к Церкви (т.е. гордость и самомнение) и порабощенность плотскими пристрастиями.

Зачем нужно исповедоваться перед священником? Он может быть моложе меня, я вижу его в первый раз, а должна говорить о том, в чем и себе-то признаться непросто.

Перед исповедью священник, обращаясь к кающемуся, говорит: “....Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое..., я же только свидетель есмь...” Так что исповедоваться надо перед Христом, и неправильно некоторые говорят на исповеди: “Простите меня, батюшка!” Зачем же нужно присутствие священника? Исповедь — это не только раскаяние и просьба о прощении, она еще и часть Таинства, в котором исповеданные грехи оставляют душу человека, перестают отравлять ее. И власть совершать это удивительное дело божественного милосердия Христос даровал Церкви через апостолов: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф.18, 18). Разрешительная (от грехов) молитва, которую священник должен прочесть по окончании исповеди — такая же неотъемлемая часть таинства Покаяния, как и искреннее раскаяние исповедовавшегося.

Кроме того, именно на исповеди часто совершается то, что в Церкви принято называть “духовным водительством”. Нередко кающийся имеет весьма искаженные представления о духовной жизни. Он страшится каких-то суеверий и не обращает внимания на подлинные опасности. Дело священника — его к этому готовит Церковь — объяснить такие ошибки и установить правильные ориентиры в духовной жизни.

Наконец, как это ни печально, многие более страшатся суда человеческого, чем Божьего. Перед Богом — сделают, перед людьми — постесняются. Есть свидетельства того, что большое число проступков не совершается из страха, что “на исповеди перед священником придется сказать”.

Сказанное не означает, конечно, что каяться можно только в храме. Напротив, повседневная самооценка своих поступков в свете заповедей Христовых и немедленное покаяние перед Богом за всё, что тревожит нашу совесть, делает и наше церковное покаяние более полным и прочувствованным. Но лишь участие священника превращает его в церковное Таинство, которое, как сказано в пастырской молитве перед исповедью, примиряет и соединяет нас со Святой Церковью о Христе Иисусе, Господе нашем.

Почему день Светлого Воскресения называется Пасхой?

— В честь прообраза его, данного в ветхозаветной истории. По свидетельству книги Исход, пришло время, когда народ Божий должен был уйти от рабства в Египте (для христиан это символ рабства людей греху и смерти) в Землю обетованную (вечная жизнь, Царство Небесное). Над теми, кто удерживал его, свершилась самая страшная из Египетских казней: “В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице...и не было дома, где не было бы мертвеца”” (Исх. 12, 29-30). Еврейское слово “пасах”, от которого произошло слово Пасха, означает — проходить мимо; и смерть прошла мимо тех домов, в которых, по заповеди Божией, была совершена в эту ночь священная жертва — прообраз Крестной жертвы Спасителя. Кровь пасхальных агнцев и вкушение трапезы, объединившее всех верных, указывали на последовавшие через века Голгофу и Св. Причастие. При явлении Христа народу Иоанн Креститель называет Его Агнцем Божиим, берущим на Себя грех мира (Ин. 1,29), а ап. Павел говорит, что “если кровь тельцов и козлов... освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному”” (Евр. 9, 13-14).

На чем основан обычай крашения яиц перед Пасхой?

Здесь также скрыта символика: яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует наше возрождение Кровью Христа.

Можно ли считать правильной одну религию и неправильной другую? На каком основании?

Сергей Кутузов

Религия или, правильней сказать, вера сообщает человеку истину о жизни, о мире. Если считать, что все вероучения по-своему истинны, то значит - истин много. А этого быть не может. Истина - одна.

Какую же выбрать?

Некоторые люди решают этот вопрос, сравнивая основателей мировых религий. И говорят, что не могут сравнить Иисуса из Назарета ни с Магометом, ни с Буддой. Именно Личность Христа, Его учение, Его образ жизни показывают Его как знающего Истину.

В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод - Христос, Которого не поняли и покинули многие, спрашивает ближайших учеников: "Не хотите ли и вы отойти?" За всех апостолов Ему отвечал Петр: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго" (Ин. 6, 67-68).

По сути дела - это ответ каждого подлинного христианина, избравшего Христа своим сердцем, своим существом.

Но есть, конечно, и еще одна важная причина - место рождения, окружающие люди. Трудно перешагнуть через историю и культуру своего народа. Трудно действовать вопреки обстоятельствам.

Для всякого верующего человека - невозможно предположить, что Россия избрала свой путь случайно, без воли Божией. Вот почему каждый из наших соотечественников, изменяющий Православию, совершает что-то противоестественное и, вероятно, греховное.

В наших храмах такие разные объявления: "на ектению", "заказная литургия", "молебен", "за упокой". Причем - придешь в другой храм, а там все иначе, все по-другому делается и поминается. Ничего не поймешь!

Это - непорядок, так не должно быть. Этим недавно занялся епархиальный совет. И пришел к выводу, что должно быть два поминовения: заказное и простое. Заказное - это значит три поминовения (или о здравии, или за упокой): на проскомидии, на ектении и на молебне (или панихиде)после литургии. Хотя бы одно из этих поминовений должно быть произнесено вслух священнослужителем.

Простое - значит, одно поминовение втайне ("про себя").

Поясните, пожалуйста, что за Российская православная церковь появилась у нас в стране? Чем она отличается от Русской Православной Церкви?

Иван Петрович Соколов

Отличается тем, что возникла (зарегистрировалась) совсем недавно и состоит из людей, которых Русская Православная Церковь наказала за какие-то прегрешения. Вместо покаяния, свойственного православным, они избрали путь раскола и вражды. Подробнее об этом можно прочесть в газете "Благовестник" № 8-9 за 1999 год.

 

Что такое Великий пост? Как готовить себя к Пасхе?

Великий пост - это один из четырех многодневных постов православного церковного года (есть еще Рождественский, Петров и Успенский посты). Великий пост приходится на весенние месяцы, его итогом становится празднование Пасхи Христовой. Продолжительность этого поста - шесть недель, к которым примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминаниям о спасительных страданиях Христовых. По традиции самыми строгими в воздержании являются первая неделя ("Чистая"), четвертая ("Крестопоклонная") и Страстная.

Суть поста - упражнение в воздержании, одной из важнейших христианских добродетелей. Мы воздерживаемся в это время от "скоромной" пищи, т.е. мяса, яиц, молочных продуктов (при строгом посте еще рыбы и постного масла). Необходимо иметь особое внимание к воздержанию духовному, т.е. воздержанию от гнева, злословия и других духовных пороков. Разумеется, в Великом посту необходимо избегать каких-либо развлечений - зрелищ, гостей и пр. В противовес этому нужно чаще посещать церковные службы, не забывая и будние дни, когда в богослужениях присутствуют все постовые особенности (молитвы, поклоны, песнопения). Некоторые богослужения Великого поста бывают только раз в году ("Мариино стояние", "Похвала Богородице", чтение 12-ти Евангелий и др.), их надо стараться обязательно посетить.

Люди церковные стремятся причаститься в Великом посту несколько раз, так как пост - необходимое условие говения, то есть приготовления к принятию Св. Тайн.

Усердное исполнение всех выше перечисленных требований наилучшим образом подготавливает православного человека к радостному празднованию Пасхи. Люди церковные давно заметили - как попостишься, так и Пасху встретишь.

Что страшнее - нарушить пост или нанести человеку глубокую душевную рану?

Плохо и то, и другое, зачем это противопоставлять? Разве для того, чтобы воздержаться от одного, мы должны сделать другое? Но, вообще говоря, духовное важнее телесного. Иногда на вопрос малоопытных, невоцерковленных людей: "Чего нельзя есть в посту?" священники отвечают - шутливо, но с глубоким смыслом: "Прежде всего друг друга не ешьте!"

Почему вы верите в загробную жизнь? Есть ли доказательства этой загробной жизни?

Михаил Михайлович Ганичев

Уверенность христиан в вечной жизни так ярко выражена в пасхальном песнопении о Христе, Который "сущим во гробех (то есть умершим) живот (жизнь) даровал".

На чем эта вера основана? Прежде всего на многочисленных словах и примерах Священного Писания. Вот что пишет об этом апостол Павел: "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1 Кор., 12-14, 19).

Можно упомянуть и о многовековом опыте всего человечества (не только христиан), который несомненно удостоверяет, что умершие люди продолжают свое существование и довольно часто проявляют его перед живущими. Нельзя же всех свидетелей этого объявить лгунами или сумасшедшими!

В последнее время о "жизни после смерти" многократно свидетельствовала медицина, давшая множество описаний ощущений людей, переживших клиническую смерть.

Очень многие люди в Пасху идут на кладбища. Правильно ли это?

Пасха всегда бывает в воскресенье, и понятно, что в нерабочий день посетить кладбище гораздо удобнее. Но как верующему человеку быть на кладбище и не помолиться? Однако заупокойные молитвы исключены церковным уставом из употребления во всю Пасхальную седмицу, до вторника следующей недели (исключение делается только ради новопреставленных). Итак, Радоница (ясная, просветленная) - это и есть день пасхального поминовения умерших, а следовательно, и посещения кладбищ.

Как правильно вести себя православному человеку, приходя на могилы близких?

Делать то, что соответствует нашей вере, и не делать того, что не соответствует. Соответствует вере - читать заупокойные молитвы, совершать крестное знамение, приглашать священника для совершения панихиды. Не соответствует - устраивать на могиле возлияния, наливать покойным рюмку и оставлять какие-то закуски. Так поступали раньше язычники, наивно полагавшие, что всё это нужно усопшим.

Чем отличается православная вера от веры староверов? Евдокия Ивановна МАРКОВА

Хотя слово "староверы" употребляется довольно часто, правильнее все же говорить "старообрядцы", покольку вера у них не "старая", а общая с нами - православная, только некоторые церковные обряды и молитвенные тексты старообрядцы пожелали сохранить в том виде, какими они были до церковной реформы Патриарха Никона в XVII веке. Так, крестное знамение они совершают двумя пальцами (мы соединяем вместе три пальца), крестные ходы совершают "посолонь", то есть в направлении движения солнца, произносят имя Иисус с одним "и" , и другое в таком же роде.

Конечно, все эти детали веры не изменяют, но вожди раскола считали иначе. "За аз умрем!" - говорили они (Патриарх Никон, заметив, что у греков - наших учителей в вере - второй член Символа веры читается без союза "а" - "рожденна, (а) не сотворенна" - решил изъять эту букву.

Восточные Патриархи благоразумно предостерегали Никона от резкостей в нововведениях, полагая, что, поскольку нет никаких догматических искажений, можно примириться с некоторыми расхождениями в исполнении обрядов, особенно ввиду приверженности народа ко всему привычному и освященному отеческим примером. Но Никон не послушался советов и провел свою реформу по исправлению богослужения, сопровождавшуюся гонениями, жестокостью и, наконец, расколом в Русской Церкви. В своей нетерпимости Патриарх Никон оказался человеком одного духа со своими противниками, и для нашей Церкви это обернулось тяжелейшими последствиями (поучительный пример для тех сторонников реформ, которые пренебрежительно относятся к мнению церковного народа).

Показательно что, отколовшись от Церкви, многие раскольники не устояли в вере, за которую так боролись, и начали стремительно дробиться на всякие "толки" и "согласия", часто враждебно относившиеся друг к другу.

В 1971 году священноначалие Русской Церкви отменило все постановления против старообрядцев и предложило им соединиться с Матерью-Церковью, сохранив при этом свои обряды и "старопечатные" книги. В этом решении отразилось понимание единства нашей веры и непринципиальности расхождений. Часть старообрядцев (к сожалению, небольшая) откликнулась на этот призыв и образовала "единоверческие общины", которые находятся теперь в добрых отношениях со всеми православными.

Я старушка, очень старая, задаю вопрос: я сильно больная, в церковь не могу ходить, но все соблюдаю. Есть ли на мне грех, что я не хожу в церковь?

Нина Ивановна НИКУЛИНА

Дорогая Нина Ивановна! Неужели Вы представляете себе Бога таким жестоким и несправедливым, что Он требует от человека чего-то невыполнимого? Священное Писание говорит нам о милосердии Бога, что Он не хочет возлагать на плечи людям бремена тяжелые и неудобоносимые (Мф. 23, 4), что заповеди Его не тяжки (1 Ин., 5, 3), что Он не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но даст и облегчение, чтобы мы могли перенести (1 Кор., 10, 13).

Надо по совести выполнять то, что можем, а за то, что мы не в силах выполнить по какой-либо причине, с нас не спросится. Если даже человек не может по состоянию здоровья пойти в церковь, он может и должен молиться дома, читать Св. Писание и духовные книги. Обычно для него возможно вызывать священника для причастия на дому, посылать свой помянник в церковь через знакомых. По крайней мере, православный христианин должен искать такие возможности и не упускать их.

Иногда в церковь приходят для причастия больные диабетом и говорят на исповеди, что выпили с утра чашку чая, потому что иначе они и до храма не дошли бы. Хотя для всех православных предусмотрен "евхаристический пост" (ничего не есть и не пить с 12 часов ночи до самого причастия), для больных диабетом священники делают исключение - не оставлять же тяжело больных людей без причастия!

Еще такой вопрос задают, близкий к Вашему: "Всю службу я выстаивать не могу, садиться в церкви - грех, значит, мне нельзя ходить в церковь?"

Ответить можно также вопросом: "Неужели перестать ходить в церковь, лишить себя церковной службы лучше, чем прийти и передохнуть во время службы где-нибудь в подобающем месте?"

Оптинский старец Антоний как-то ответил на подобный вопрос: "Я в Библии читал: "Сыне, дай мне сердце твое". А про ноги там ничего не сказано!"

 

Православие призывает нас к смирению. Надо терпеливо сносить все, что посылает нам Господь. Ведь это Он посылает нам болезни и все беды. А мы молимся о здравии. Разве это не грех, не протест против воли Божией? Разве это не проявление несмирения?

А. КОМЗЕЛЕВА
(Вопрос был задан в телепередачу).

Мысль о том, что Бог посылает нам наказания, высказана в Ветхом Завете. В Новом Завете она сменяется убеждением, что Бог лишь "попускает" совершаться в нашей жизни различным несчастьям, в промыслительных целях лишая нас на какое-то время Своей защиты.

Бог не есть виновник зла, и потому христианин не должен считать Бога причиной своих несчастий: "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1, 13-15).

В молитвах об избавлении от бед и болезней нет ничего греховного и "несмиренного". Верное тому доказательство - наличие таких молений в церковном богослужении: "Еще молимся о мире, здравии..." и т.д.

Только надо помнить, что за всяким нашим прошением подразумеваются слова Христа: "Не Моя воля, но Твоя да будет"" (Лк. 22, 42).

Христос говорит, что "надобно придти соблазнам"" (Мф. 18, 7). Тем не менее, Он учит нас молиться: "...не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго"" (Мф. 6, 13).

В том, что мы не рвемся самонадеянно на всякие испытания, и проявляется наше смирение - равно, как и в том, что выпавшие на нашу долю невзгоды мы переносим по-христиански.

Как понимать слова Христа "Будьте мудры как змии и просты как голуби" (Мф. 10, 16 )? (Вопрос был задан на беседе с учителями).

На Востоке змея была символом мудрости (об этом свидетельствует и Библия - Быт., 3,1) . Прежде всего, за свою осторожность, умение избегать опасности. Именно в этом значении надо понимать слова Христа, обращенные к апостолам. Посылая их на проповедь, Христос предупреждает: "Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры как змии и просты как голуби".

Чтобы исполнить свое дело, донести до людей благовестие, необходимо было видеть козни диавола и уклоняться от его ловушек. Но даже в столь сложных обстоятельствах нельзя было стать хитрецом, никому не доверяющим человеком, лишиться искренности и простодушия - чистоты сердца.

Соединить в себе осторожность и решительность, благоразумие и доверчивость было очень трудной, но жизненно важной задачей для апостолов. В какой-то степени это необходимо и для всех христиан.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.

Hosted by uCoz