logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ИЗ ИСТОРИИ...

 

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЛОГОДСКОМ КРАЕ

1. Архимандрит Макарий Веретенников: из истории православия в вологодском крае

2. Храмы - редкие маяки


Архимандрит Макарий (Веретеннников)

Успенский собор в Московском Кремле — духовный центр Русской Церкви. Здесь проходили важнейшие церковные и государственные события, здесь проходило первосвятительское служение предстоятелей Русской Церкви. Здесь же они находили и место своего упокоения. Сюда из поколения в поколение шли русские люди, чтобы поклоняться их священным гробам. Однако, если кто-то из них оставлял кафедру, то таких обычно хоронили в монастыре, где они пребывали на покое. Имена погребенных в Успенском Соборе известны, история с именами других не всегда ясна.

Сложна судьба Митрополита Зосимы (1490-1494). Его современник, преподобный Иосиф Волоцкий (+1515; пам. 9 сент) очень резко отзывается о нем за нестойкость в Православии и покровительство ереси жидовствующих1. Между тем заметна тенденция в исторической науке дать ему положительную оценку2. Традиционно известно, что Митрополит Зосима, оставив престол, ушел на покой в Троицкий монастырь3. В некоторых летописях под 1496 годом встречается затем сообщение, относящееся уже ко времени его пребывания в Троице-Сергиевом монастыре: “Тое же весны Митрополит бывшой Зосима в Сергееве монастыри причащался Божественных Тайн, став на орлеце и в всем святительском чину”4. А еще ранее говорится: “В лето 7002 месяца 17 день Митрополит Зосима остави Митрополью по своей волье иде на Симоново, а оттом и Троице в Сергеев монастырь, а потом на Белоозеро” 5. Таким образом, некоторое время Митрополит Зосима находился в Троицком монастыре, здесь он причащался на орлеце, что и отметили летописцы, но потом он перешел на Белоозеро. Резюмировать это можно так: одни летописцы это не фиксируют, т. к. это было позднее, а другие отмечают его переходы сразу под одним, 1494 годом.

К сожалению, они не уточняют место его пребывания на Белоозере, однако, сведения об этом проливает вкладная полистная запись в рукописи, хранящейся ныне в Вологодском музее: “В лето 7019 месяца декабря 15 дал сию глаголимую книгу Богослов Григорий старец Изосима Митрополит бывшей Московской в Ферапонтов монастырь в ограду Белоозера своей душе на память и своему роду, а привез от него с Каменного старец Федосей Мажур при игуменьстве Селиверьстове”6. Это мог быть Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Таким образом, логично предположить, что Митрополит Зосима и скончался здесь после 1510 года и был здесь погребен.

После Митрополита Зосимы был Митрополит Симон (1495-1511), а затем Митрополит Варлаам (1511-1522). В 1521 году на Москву было нашествие Крымского хана. Вслед за Повестью об избавлении Москвы от татар в летописи говорится: “Того же лета Варлаам Митрополит, остави святительство, декабря 17”.7 Некоторые летописи подробнее говорят о его последующей судьбе: “ ...соиде на Симонове, а с Симонова сослан в Вологодский уезд на Каменое”.8 Скончался Митрополит Варлаам в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере Вологодской епархии, о чем говорится в кратком летописце Кирилло-Белозерского монастыря: “В лето 7041 (1533) преставися бывший Митрополит Варлам месяца марта в 24 день, канун Благовещения Пресвятыя Богородица”9.

В последующее время память об этих двух Митрополитах утратилась. И теперь обычно известно об опальном Митрополите Западно-Русской Митрополии Спиридоне, который находился в заточении Ферапонтовой обители в начале XVI в. здесь и скончавшемся, а также о Патриархе Никоне, который в XVII веке был здесь в ссылке.

1Иосиф Волоцкий преподобный. Просветитель. М 1993. С. 28, 29.

2 Ильинский Ф. М. Митрополит Зосима и дьяк Феодор Васильевич Курицын (Богословский вестник. 1905. № 5. С. 212-235; он же. О мнимом еретичестве Московского Митрополита Зосимы) Русский архив, 1900. Т. 38 С. 330-341.

3 “Тое же весны, маиа 17, Митрополит Зосима оставил Митрополию не своею волею, но непомерно питиа дръжашеся и о Церкви Божий не радяше и тако вниде в келию на Симоново и оттоле к Троице в Сергеев монастырь” (ПСРЛ СПб. , 1859. Т. 8. С. 228; ПСРЛ. СПБ. , 1901. Т. 12. С. 238).

4 ПСРЛ. М 1966. Т. 30. С. 139.

5 Там же. С. 138. В связи с этим существует утверждение, что Митрополит Зосима скончался в Кирилло-Белозерском монастыре (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 610. Прим. 1).

6 Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч. 1. Вып. 2:

Рукописные книги XIV-ХУIII вв. Вологодского областного музея (Под общ. ред. проф. П.А. Колесникова. Вологда, 1987. С. 56). Таким образом книга была привезена в Ферапонтов в 1510 году. Названный в записи игумен Сильвестр настоятельствовал в 1511-1514 годах (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей. Стб. 82).

7 ПСРЛ Т. 13. Ч. 1- С. 43

8 ПСРЛ. Т.6. С. 264; Т. 12.С.264; Т.34. С.14.

9 Зимин А.А. Краткие летописцы ХУ-ХУ1 вв. (Исторический архив. М., Л., 1950. Т. 5. С. 30.


ХРАМЫ - РЕДКИЕ МАЯКИ...

В юбилейный для всего христианского мира год естественно появление большого числа исторических публикаций, рассказывающих о жизни нашей Церкви. К сожалению, далеко не все периоды жизни Церкви освещены одинаково подробно. Очень мало мы имеем свидетельств о деятельности Русской Православной Церкви во время официального безбожия. Поэтому редакции решила опубликовать документ, дающий весьма точное представление о том времени, о положении Церкви Христовой в Советском Союзе. Несмотря на официальность документа, он написан на удивление живым языком и представляет, как нам кажется, несомненный интерес не только для любителей истории, но и для всех церковных людей.

Отчет по Вологодской епархии за 1953 год

I. Общие сведения

об епархии

а) Вологодская епархия, состоящая из 17 приходов, совпадает с границами Вологодской области. В течение отчетного периода к ней не было присоединено или выделено из нее приходов в другие епархии.

б) Епархией управляет епископ Гавриил (Огородников), назначенный на кафедру 11 августа 1949 года.

2. Важнейшие события

церковной

и церковно-приходской жизни

а) 40-летний юбилей святительского служения ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА был отмечен в епархии как событие крупного значения для Русской Православной Церкви. Празднование юбилея было приурочено к воскресному дню, 10 мая, т.е. за день до исторической даты.

Заблаговременно предупрежденные о.о. настоятели храмов совершили благодарственные молебствия, предварив их словами о деятельности ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА в благоустроении всех сторон церковной жизни и борьбе за мир во всем мире.

б) Болезнь и смерть Председателя Советского Правительства И.В. Сталина явилась неожиданным событием. Телеграмма ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА от 4-го марта с извещением о неожиданной болезни И.В. Сталина была получена в тот же день и немедленно по телеграфу передана всем о.о. настоятелям храмов. Во всех церквах епархии были совершены молебствия об исцелении болящего. Текст телеграммы я также сообщил Уполномоченному Совета при Вологодском Облисполкоме т. Лимину А.П. с выражением надежды на скорое выздоровление Вождя.

3. Характеристика церковно-приходской

и религиозной жизни православного населения Вологодской епархии

В отчетном году церковная жизнь во всех приходах епархии проходила мирно и спокойно. В городских и некоторых сельских храмах посещаемость заметно увеличилась с благоприятным отражением на доходах. Как и в прежние годы, постоянные прихожане - старушки, старики, женщины средних лет с незначительным процентом лиц молодого возраста, учащихся и детей.

Как охарактеризовать состояние церковной жизни епархии? Можно говорить и делать оценку положения только исходя из наличия в тринадцати районах области 17 открытых храмов, представляющих собою редкие маяки, которые конечно не освещают громадного пространства Вологодской области. В школах и вне их ведется широкая пропаганда материалистического мировоззрения. Молодое поколение в массе растет без религиозных убеждений. Проповедь безбожия не встречает сопротивления в общественной жизни православного населения. Ведущаяся в храмах проповедь христианского учения, излагаемая зачастую бессистемно, доступна только для тех, кто посещает эти храмы. Большинство же верующего населения, живущее в остальных 28 районах, где нет открытых храмов, лишено слова Божия, лишено Таинства Евхаристии, не может отпеть умерших, освятить дома и т.д.

Как обрисовывает положение настоятель Покровской церкви в Усть-Печеньге Тотемского района протоиерей Геннадий Юрьев, ревностный миссионер и пастырь?

Смежные районы - Биряковский, Междуреченский, Сямженский, Бабушкинский, Тарногский, Нюксенский, Никольский, Кичменгско-Городецкий, расположенные к югу и северу от реки Сухоны на 10000 кв. километров, не имеют ни одного открытого храма. Усть-Печенгская церковь, как свеча, продолжает озарять светом Христова Евангелия и удовлетворять религиозные нужды притекающего к ней верующего населения. Несмотря на отсутствие транспорта, придирки и оскорбления о. Геннадий Юрьев в летнее время посещает соседние деревни, проходя пешком сотни километров. С болью в сердце замечает он, как чистота веры православной подменяется грубыми суевериями: вместо креста для предохранения себя от болезней носят амулеты-монетки, вместо молитв учат детей заговорам или "Сон Богородицы". Святые иконы имеются в большинстве домов. Старики и старухи не без корысти служат молебны, совершают отпевания и неправильно крестят. В крестьянских селениях священника встречают с радостью и радушием; в рабочих поселках, хотя и рады его приходу, но воздерживаются пригласить в свои дома "страха ради иудейска". Верующие в скорби духовного голода сетуют на то, что не разрешают им открыть храм, говоря: "мы живем, как звери в лесу".

В течение последних пяти лет Вологодский Облисполком и районные власти отклоняют все заявления верующих об открытии храмов. До революции в Вологодской епархии насчитывалось открытых храмов вместе с монастырскими более 800. В настоящее время функционирующих только 17. В 1949 году функционирующих приходов было 19, однако, две церкви были временно закрыты в том же году, а именно:

1. Покровская церковь в селе Анхимово Вытегорского района,

2. Преподобного Игнатия в селе Спас-Ломе Мяксинского района, якобы по причине дооформления их как древних памятников архитектуры. Но уже в феврале 1950 года бывший в то время Уполномоченный Совета по Вологодской области т. Игнатов И.М. устно заявил мне, что оба храма следует считать окончательно закрытыми по распоряжению Совета по делам Русской Православной Церкви.

Особенно много заявлений об открытии храмов поступало в 1949-1950 г.г., но ни одно из них не было удовлетворено. Странно то, что ни Уполномоченный, ни местные органы не делают никаких объяснений, почему они отказываются удовлетворить просьбы верующего населения.

Представители церковных общин, приезжая в Вологду, посещают меня и Уполномоченного и выражают сетования по поводу такого отношения властей к их религиозным нуждам, причем заявляют, что они не видят выхода, как только подавать свои заявления непосредственно Председателю Президиума Верховного Совета или Совета Министров. Представителям общин я советую настойчиво добиваться разрешения в районных центрах и затем Облисполкоме и, не смущаясь отклонением заявлений, подавать повторные прошения.

В течение 1953 года Облисполкомом отклонены заявления следующих общин ("двадцаток"): 1. Села Подольного, дер. Юково, Бор и Шабарово Никольского сельсовета Усть-Кубенского района об открытии храма Успения Божией Матери;

2. Георгиевского храма в селе Б. Ивановская Больше-Деревенского сельсовета Биряковского района;

3. Храма во имя Казанской Божией Матери в деревне Вохтога Вохтогского сельсовета Лежского района;

4. Храма Благовещения в деревне Чащих Верховажского района;

5. Синегодской Успенской церкви г. Красавино и сел Красавинского сельсовета Великоустюгского района.

Трудно себе представить, чтобы Вологодский Облисполком так легко мог изменить свое отношение к вопросу открытия храмов. Не будет ли с моей стороны слишком смелым и опрометчивым шагом, если я лично обращусь к Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви т. Г.Г. Карпову и порошу его содействия и помощи в этом деле? Но прежде я желал бы получить совет и благословение ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА - как лучше поступить и как действовать.

Считаю не лишним отметить разговор, который имел место в Совете по делам Русской Православной Церкви между представителями последнего и настоятелем кафедрального собора г. Вологды протоиереем Николаем Гусевым, посетившем недавно столицу по вызову Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений, Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая. Узнав, что протоиерей Гусев прибыл из Вологды, один из представителей Совета обмолвился, сказав, что епархия является неблагополучной в отношении открытых церквей: раньше было 800, а теперь только 17. В связи с этим он рекомендовал протоиерею Гусеву проявлять осторожность в беседах с зарубежными гостями, если ему придется выполнять поручения Отдела Внешних Церковных Сношений.

С печалью приходится признать, что церковное положение в Вологодской епархии действительно неблагополучно, так как православное, в прошлом известное по высокому благочестию, население 28 весьма обширных по пространству районов не имеет открытых храмов и пастырей и остается без удовлетворения своих религиозных нужд.

Нота пессимизма чувствуется в докладе одного из настоятелей городской церкви (г. Череповца), 82-летнего старца протоиерея Белова при оценке религиозного сознания русских людей. Он считает, что религия под влиянием материалистических идей и антирелигиозной пропаганды падает. А увеличение посещаемости храма и повышение дохода вызывается ростом населения города и улучшением его материального положения.

Трудно согласиться с такой точкой зрения.

Из докладов о.о. настоятелей видно, что православное население, живущее вдали от храмов, при некотором свободном отношении к церковному браку, исповеди и принятию Святых Тайн (надо иметь в виду людей молодого поколения, выросших в советские время), считает своим нравственным долгом крестить детей и отпевать умерших. Там, где имеются железнодорожные и водные пути сообщения, они привозят детей в храмы преимущественно в летнее время. Такой наплыв особенно замечается в Вологде, Великом Устюге, Череповце, Усть-Печеньге-на-Сухоне и других местах.

Такое же отношение и к отпеванию умерших: нельзя не отпеть умершего, как нельзя обойтись и без поминок. За отсутствием священника прибегают к помощи самочинных требоисправителей в лице бывших монахинь и монахов, заштатных псаломщиков, как, например, Коновалов в деревне Семенково Грязовецкого района, и заштатных иеромонахов (иеромонах Афанасий Биряковского района), не подчиняющихся и не желающих служить на приходе.

Все это говорит о том, что, несмотря на закрытие храмов и отсутствие православных пастырей, русское население крепко держится своих религиозных убеждений, и время от времени делает попытки к открытию храмов.

Мне приходится слышать о том, что колхозное крестьянство продолжает отмечать великие праздники, как то: Благовещение, Св. Пасху, День Св. Троицы, Святителя Николая Чудотворца, Рождество Христово, Богоявление Господне и др., а равно престольные праздники своих, ныне закрытых и в большинстве случаев используемых для хранения зерна и овощей, храмов. Празднование носит хотя и мирской характер, но всем народом, и местные власти сельсоветов и колхозов вынуждены считаться с таким проявлением религиозных чувств населения.

Некоторые случаи из местной церковной жизни показывают, что проявляемые в школах усилия привить юношам и девушкам антирелигиозное мировоззрение, не всегда достигают цели. С появлением сознательного отношения к жизни школьная молодежь, еще не достигшая совершеннолетия, со свойственной ей пытливостью ищет ответ на волнующие ее вопросы духовно-нравственного порядка. И в поисках правды и истины приходит в храм, просит разъяснения и иногда, вопреки убеждениям своих неверующих родителей, принимает Св. Крещение.

Среди прихожан кафедрального собора я вижу довольно много подростков, молодых девушек и юношей. Они аккуратно посещают храм и особенно вечерние богослужения на неделе, когда читается акафист Святителю Николаю Чудотворцу с участием молящихся в пении. Как относятся к этому руководители и педагоги школ? Они ревниво следят за ними и, надо полагать, принимают меры к их "перевоспитанию".

С одной девушкой из старших классов местной музыкальной школы, способной и талантливой, имел место такой случай. Администрация школы отказалась допустить ее к переходным экзаменам, поставив ей в вину хождение в церковь. Условием допущения к экзаменам потребовали отказ от религии. Девушка категорически отказалась выполнить требования школьной администрации, и была уволена. Ее мать, женщина не безразличная к религии, вдова убитого на войне офицера, энергично протестовала и искала защиты в Гороно, Облоно, у прокурора и в Облисполкоме, но безрезультатно. Мать упрекали в плохом воспитании дочери. Тогда она обратилась с письмом к Председателю Президиума Верховного Совета. Последовало распоряжение - восстановить и допустить девушку к экзаменам. Такое решение сверху несколько отрезвило усердствующих в преследовании школьников за религиозные убеждения.

К 2000-летию Рождества Христова: ИЗ ИСТОРИИ ЕПАРХИИ

ХРАМЫ - РЕДКИЕ МАЯКИ...

В юбилейный для всего христианского мира год естественно появление большого числа исторических публикаций, рассказывающих о жизни нашей Церкви. К сожалению, далеко не все периоды жизни Церкви освещены одинаково подробно. Очень мало мы имеем свидетельств о деятельности Русской Православной Церкви во время официального безбожия. Поэтому редакции решила опубликовать документ, дающий весьма точное представление о том времени, о положении Церкви Христовой в Советском Союзе. Несмотря на официальность документа, он написан на удивление живым языком и представляет, как нам кажется, несомненный интерес не только для любителей истории, но и для всех церковных людей.

Отчет по Вологодской епархии за 1953 год

I. Общие сведения

об епархии

а) Вологодская епархия, состоящая из 17 приходов, совпадает с границами Вологодской области. В течение отчетного периода к ней не было присоединено или выделено из нее приходов в другие епархии.

б) Епархией управляет епископ Гавриил (Огородников), назначенный на кафедру 11 августа 1949 года.

2. Важнейшие события

церковной

и церковно-приходской жизни

а) 40-летний юбилей святительского служения ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА был отмечен в епархии как событие крупного значения для Русской Православной Церкви. Празднование юбилея было приурочено к воскресному дню, 10 мая, т.е. за день до исторической даты.

Заблаговременно предупрежденные о.о. настоятели храмов совершили благодарственные молебствия, предварив их словами о деятельности ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА в благоустроении всех сторон церковной жизни и борьбе за мир во всем мире.

б) Болезнь и смерть Председателя Советского Правительства И.В. Сталина явилась неожиданным событием. Телеграмма ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА от 4-го марта с извещением о неожиданной болезни И.В. Сталина была получена в тот же день и немедленно по телеграфу передана всем о.о. настоятелям храмов. Во всех церквах епархии были совершены молебствия об исцелении болящего. Текст телеграммы я также сообщил Уполномоченному Совета при Вологодском Облисполкоме т. Лимину А.П. с выражением надежды на скорое выздоровление Вождя.

3. Характеристика церковно-приходской

и религиозной жизни православного населения Вологодской епархии

В отчетном году церковная жизнь во всех приходах епархии проходила мирно и спокойно. В городских и некоторых сельских храмах посещаемость заметно увеличилась с благоприятным отражением на доходах. Как и в прежние годы, постоянные прихожане - старушки, старики, женщины средних лет с незначительным процентом лиц молодого возраста, учащихся и детей.

Как охарактеризовать состояние церковной жизни епархии? Можно говорить и делать оценку положения только исходя из наличия в тринадцати районах области 17 открытых храмов, представляющих собою редкие маяки, которые конечно не освещают громадного пространства Вологодской области. В школах и вне их ведется широкая пропаганда материалистического мировоззрения. Молодое поколение в массе растет без религиозных убеждений. Проповедь безбожия не встречает сопротивления в общественной жизни православного населения. Ведущаяся в храмах проповедь христианского учения, излагаемая зачастую бессистемно, доступна только для тех, кто посещает эти храмы. Большинство же верующего населения, живущее в остальных 28 районах, где нет открытых храмов, лишено слова Божия, лишено Таинства Евхаристии, не может отпеть умерших, освятить дома и т.д.

Как обрисовывает положение настоятель Покровской церкви в Усть-Печеньге Тотемского района протоиерей Геннадий Юрьев, ревностный миссионер и пастырь?

Смежные районы - Биряковский, Междуреченский, Сямженский, Бабушкинский, Тарногский, Нюксенский, Никольский, Кичменгско-Городецкий, расположенные к югу и северу от реки Сухоны на 10000 кв. километров, не имеют ни одного открытого храма. Усть-Печенгская церковь, как свеча, продолжает озарять светом Христова Евангелия и удовлетворять религиозные нужды притекающего к ней верующего населения. Несмотря на отсутствие транспорта, придирки и оскорбления о. Геннадий Юрьев в летнее время посещает соседние деревни, проходя пешком сотни километров. С болью в сердце замечает он, как чистота веры православной подменяется грубыми суевериями: вместо креста для предохранения себя от болезней носят амулеты-монетки, вместо молитв учат детей заговорам или "Сон Богородицы". Святые иконы имеются в большинстве домов. Старики и старухи не без корысти служат молебны, совершают отпевания и неправильно крестят. В крестьянских селениях священника встречают с радостью и радушием; в рабочих поселках, хотя и рады его приходу, но воздерживаются пригласить в свои дома "страха ради иудейска". Верующие в скорби духовного голода сетуют на то, что не разрешают им открыть храм, говоря: "мы живем, как звери в лесу".

В течение последних пяти лет Вологодский Облисполком и районные власти отклоняют все заявления верующих об открытии храмов. До революции в Вологодской епархии насчитывалось открытых храмов вместе с монастырскими более 800. В настоящее время функционирующих только 17. В 1949 году функционирующих приходов было 19, однако, две церкви были временно закрыты в том же году, а именно:

1. Покровская церковь в селе Анхимово Вытегорского района,

2. Преподобного Игнатия в селе Спас-Ломе Мяксинского района, якобы по причине дооформления их как древних памятников архитектуры. Но уже в феврале 1950 года бывший в то время Уполномоченный Совета по Вологодской области т. Игнатов И.М. устно заявил мне, что оба храма следует считать окончательно закрытыми по распоряжению Совета по делам Русской Православной Церкви.

Особенно много заявлений об открытии храмов поступало в 1949-1950 г.г., но ни одно из них не было удовлетворено. Странно то, что ни Уполномоченный, ни местные органы не делают никаких объяснений, почему они отказываются удовлетворить просьбы верующего населения.

Представители церковных общин, приезжая в Вологду, посещают меня и Уполномоченного и выражают сетования по поводу такого отношения властей к их религиозным нуждам, причем заявляют, что они не видят выхода, как только подавать свои заявления непосредственно Председателю Президиума Верховного Совета или Совета Министров. Представителям общин я советую настойчиво добиваться разрешения в районных центрах и затем Облисполкоме и, не смущаясь отклонением заявлений, подавать повторные прошения.

В течение 1953 года Облисполкомом отклонены заявления следующих общин ("двадцаток"): 1. Села Подольного, дер. Юково, Бор и Шабарово Никольского сельсовета Усть-Кубенского района об открытии храма Успения Божией Матери;

2. Георгиевского храма в селе Б. Ивановская Больше-Деревенского сельсовета Биряковского района;

3. Храма во имя Казанской Божией Матери в деревне Вохтога Вохтогского сельсовета Лежского района;

4. Храма Благовещения в деревне Чащих Верховажского района;

5. Синегодской Успенской церкви г. Красавино и сел Красавинского сельсовета Великоустюгского района.

Трудно себе представить, чтобы Вологодский Облисполком так легко мог изменить свое отношение к вопросу открытия храмов. Не будет ли с моей стороны слишком смелым и опрометчивым шагом, если я лично обращусь к Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви т. Г.Г. Карпову и порошу его содействия и помощи в этом деле? Но прежде я желал бы получить совет и благословение ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА - как лучше поступить и как действовать.

Считаю не лишним отметить разговор, который имел место в Совете по делам Русской Православной Церкви между представителями последнего и настоятелем кафедрального собора г. Вологды протоиереем Николаем Гусевым, посетившем недавно столицу по вызову Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений, Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая. Узнав, что протоиерей Гусев прибыл из Вологды, один из представителей Совета обмолвился, сказав, что епархия является неблагополучной в отношении открытых церквей: раньше было 800, а теперь только 17. В связи с этим он рекомендовал протоиерею Гусеву проявлять осторожность в беседах с зарубежными гостями, если ему придется выполнять поручения Отдела Внешних Церковных Сношений.

С печалью приходится признать, что церковное положение в Вологодской епархии действительно неблагополучно, так как православное, в прошлом известное по высокому благочестию, население 28 весьма обширных по пространству районов не имеет открытых храмов и пастырей и остается без удовлетворения своих религиозных нужд.

Нота пессимизма чувствуется в докладе одного из настоятелей городской церкви (г. Череповца), 82-летнего старца протоиерея Белова при оценке религиозного сознания русских людей. Он считает, что религия под влиянием материалистических идей и антирелигиозной пропаганды падает. А увеличение посещаемости храма и повышение дохода вызывается ростом населения города и улучшением его материального положения.

Трудно согласиться с такой точкой зрения.

Из докладов о.о. настоятелей видно, что православное население, живущее вдали от храмов, при некотором свободном отношении к церковному браку, исповеди и принятию Святых Тайн (надо иметь в виду людей молодого поколения, выросших в советские время), считает своим нравственным долгом крестить детей и отпевать умерших. Там, где имеются железнодорожные и водные пути сообщения, они привозят детей в храмы преимущественно в летнее время. Такой наплыв особенно замечается в Вологде, Великом Устюге, Череповце, Усть-Печеньге-на-Сухоне и других местах.

Такое же отношение и к отпеванию умерших: нельзя не отпеть умершего, как нельзя обойтись и без поминок. За отсутствием священника прибегают к помощи самочинных требоисправителей в лице бывших монахинь и монахов, заштатных псаломщиков, как, например, Коновалов в деревне Семенково Грязовецкого района, и заштатных иеромонахов (иеромонах Афанасий Биряковского района), не подчиняющихся и не желающих служить на приходе.

Все это говорит о том, что, несмотря на закрытие храмов и отсутствие православных пастырей, русское население крепко держится своих религиозных убеждений, и время от времени делает попытки к открытию храмов.

Мне приходится слышать о том, что колхозное крестьянство продолжает отмечать великие праздники, как то: Благовещение, Св. Пасху, День Св. Троицы, Святителя Николая Чудотворца, Рождество Христово, Богоявление Господне и др., а равно престольные праздники своих, ныне закрытых и в большинстве случаев используемых для хранения зерна и овощей, храмов. Празднование носит хотя и мирской характер, но всем народом, и местные власти сельсоветов и колхозов вынуждены считаться с таким проявлением религиозных чувств населения.

Некоторые случаи из местной церковной жизни показывают, что проявляемые в школах усилия привить юношам и девушкам антирелигиозное мировоззрение, не всегда достигают цели. С появлением сознательного отношения к жизни школьная молодежь, еще не достигшая совершеннолетия, со свойственной ей пытливостью ищет ответ на волнующие ее вопросы духовно-нравственного порядка. И в поисках правды и истины приходит в храм, просит разъяснения и иногда, вопреки убеждениям своих неверующих родителей, принимает Св. Крещение.

Среди прихожан кафедрального собора я вижу довольно много подростков, молодых девушек и юношей. Они аккуратно посещают храм и особенно вечерние богослужения на неделе, когда читается акафист Святителю Николаю Чудотворцу с участием молящихся в пении. Как относятся к этому руководители и педагоги школ? Они ревниво следят за ними и, надо полагать, принимают меры к их "перевоспитанию".

С одной девушкой из старших классов местной музыкальной школы, способной и талантливой, имел место такой случай. Администрация школы отказалась допустить ее к переходным экзаменам, поставив ей в вину хождение в церковь. Условием допущения к экзаменам потребовали отказ от религии. Девушка категорически отказалась выполнить требования школьной администрации, и была уволена. Ее мать, женщина не безразличная к религии, вдова убитого на войне офицера, энергично протестовала и искала защиты в Гороно, Облоно, у прокурора и в Облисполкоме, но безрезультатно. Мать упрекали в плохом воспитании дочери. Тогда она обратилась с письмом к Председателю Президиума Верховного Совета. Последовало распоряжение - восстановить и допустить девушку к экзаменам. Такое решение сверху несколько отрезвило усердствующих в преследовании школьников за религиозные убеждения.

№ 6-8(62-64) 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.