logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

men_forum.jpg (1848 bytes)

men_guest.jpg (2703 bytes)

 

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ:

 

Доклад И.А.МАКАРЦЕВОЙ, начальника департамента образования Вологодской области

Российское общество, оставившее без внимания духовно-нравственную сферу жизни, пришло к неутешительным итогам. 1. Снижение численности детей и подростков до 18 лет. В Вологодской области на конец 1999 года эта категория в структуре населения составляла 23,9% - 318,7 тыс. чел., в 2001 году - 22,6% - 296,7 тыс. чел. 2. Резко увеличилась заболеваемость детей. Если в 1960 году к первой группе (нормально развитых, здоровых) в стране относилось 36,5% всех детей, то 2000 году лишь 2,3%. В Вологодской области в 2000 году заболеваемость детей до 14 лет составила 1992 случая на 1000 детей, что составляет 146% от аналогичных данных в 1995 году. Рост отмечался по всем видам болезней, причем у девочек тенденция к заболеваемости выше. 3. Департаментом образования в апреле 2001 года был проведен социально-педагогический мониторинг. Выяснилось, что почти 6,5 тыс. детей в возрасте от 6 до 18 лет находятся вне образования. 4. Ежегодно с 1999 года в области до 1000 детей остается без попечения родителей, 3341 несовершеннолетний воспитывается в государственных учреждениях области. Из них 2469 детей-сирот - в детских домах и школах-интернатах, 757 - в учреждениях начального профессионального образования, 215 - в учреждениях среднего специального и высшего профобразования. По данным УВД Вологодской области, 3970 подростков состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. В 2001 году 2347 подростков участвовало в преступлениях. 5. Остается высокой детская безнадзорность, связанная с семейным неблагополучием, конфликтными ситуациями с родителями. В 2001 году объявлялся розыск 512 несовершеннолетних по причинам школьной дезадаптации.

К сожалению, можно продолжить перечисление признаков, которые показывают, что сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сохранить человеческое в человеке? Как в нынешней противоречивой жизни уберечь наших детей? Ответы на эти вопросы надо искать в пространстве собственной компетенции, профессиональной ответственности и профессионализма. Конвенция по правам ребенка (1989 г.) провозгласила, что для полного и гармоничного развития ребенок должен расти в семейной обстановке, в атмосфере счастья, любви и понимания. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на VII Рождественских международных образовательных чтениях говорил: "Открытие христианством личности в человеке коренным образом переменило пути человеческой истории. Каждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим, послан Богом на дело, которого за него никто другой не может исполнить и не исполнит". В настоящее время гуманизация образования рассматривается с трех позиций. Во-первых, гуманитаризация содержания образования. Для разработки этого направления департамент образования совместно с ВИРО провел целый ряд научно-практических конференций. На федеральном уровне идет подготовка нового базисного учебного плана, предполагающего увеличение гуманитарной составляющей, будет вводиться раннее изучение иностранных языков, основ информатики, усилено внимание преподаванию русского языка. Во-вторых, изменение отношений участников образовательного процесса, перевод их с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Важен опыт детсада № 124 г. Череповца, где реализуется уже в течение 8 лет комплексная программа "Ненасилие". В настоящее время в области происходит становление психологической службы. И, в-третьих, создание условий, предпосылок для взаимодействия, взаимопроникновения процессов обучения, воспитания, развития, т.е. реализация воспитательной парадигмы "Самореализации личности". Это наиболее сложная задача, т.к. долгое время отсутствовало общенациональное согласие по вопросу о базовых ценностях российского народа.

В 2000-2001 году были приняты федеральные документы: "Федеральная программа развития образования", "Национальная доктрина образования Российской Федерации", "Концепция и модернизация образования в Российской Федерации". Все эти документы согласованы друг с другом, в их основе - идеи гуманистической педагогики. Главная задача - это "воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности". В концепции и программе модернизации образования воспитание рассматривается как "первостепенный приоритет в образовании". В ней же указано: "Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности". Подчеркивается важность сохранения основ, принципов, фундаментальности и духовности нашего образования. Оно должно ориентироваться не на западные модели образования, а на вековые традиции отечественной школы, которые сложились во многом под благотворным влиянием Русской Православной Церкви. Данные позиции в концепции свидетельствуют, как отметил в своем докладе на X Рождественских чтениях министр образования В.М. Филиппов, о "реальной переоценке ценностей в высшем эшелоне государственно-политических кругов". И это очень обнадеживает. В программе развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы все указанные положения нашли свое отражение. Принципиальная линия в реализации данной программы - выработка единого общегосударственного подхода к воспитанию детей и молодежи. Итак, в настоящее время государство выработало для образовательной системы все необходимые концептуальные основания в сфере духовно-нравственного воспитания. Но это вовсе не означает, что государство обязано монополизировать этот процесс. Ребенок прежде всего принадлежит своим родителям, семье. В любом обществе, в любом типе культуры семья - один из основных институтов социализации личности. Мир, усваиваемый в детстве, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем всё, что происходит с человеком на последующих этапах жизни. Источниками социализации семьи выступают три типа отношений: "муж - жена"; "родители - дети", "дети - дети". Они определяют эмоциональный мир человека, его самосознание, его нравственные установки. Все это делает семью основой человеческого благополучия. Не случайно Ф.М. Достоевский говорил, что "в семье три четверти счастья человеческого, а в остальном - едва ли четверть". В обществе на разных этапах его развития социальные функции семьи "наполняются" вполне конкретным содержанием, обусловленным, в конечном счете, типом семьи. Каковы же особенности вологодской семьи? К сожалению, можно констатировать стабильно сохраняющуюся недолговечность вологодской семьи. В 2000 году в области зарегистрировано 7,2 тыс. браков, однако на 1000 заключенных браков пришлось 646 разводов. Общий показатель рождаемости (число родившихся на 1000 чел. населения) достаточно низок. В 1998 году он был 7,9, в 1999 - 8,2, а 2000 году - 8,6. Подавляющее большинство семейных пар малодетны. 82,5% семей воспитывают одного или двух детей. Молодое поколение все чаще отказывается от официальной регистрации брака. Увеличивается число женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. Одна из норм современной вологодской семьи - неполная семья.

Особый разряд составляют неблагополучные семьи. Таких в области официально зарегистрировано в образовательных учреждениях и УВД около 7 тыс. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. В них часто царит насилие по отношению к друг другу и окружающим. Зачастую жертвами становятся собственные дети. Однако надо признать, что есть и позитивные тенденции. В течение 2001 года 587 детей из 1029, лишившихся родительского попечения, устроены в семьи граждан, из них 107 детей усыновлены жителями области. Чаще всего это семьи со средним материальным достатком, для которых главными являются семейные ценности. В области развивается институт приемной семьи. На 1 января 2002 года в 17 приемных семьях воспитывается 40 детей. В области решены вопросы материального обеспечения приемных матерей, все они получают заработную плату в соответствии с законодательством РФ и области. Воспитание приемных детей засчитывается в трудовой стаж и дает право на пенсию. Муниципальными органами исполнительной власти Вологды и Череповца решены жилищные проблемы приемных родителей и детей, лишившихся родительского попечения. Вологодская семья отражает все особенности современной семьи. Здесь представлены все типы воспитания: диктат, опека, отчуждение, сотрудничество. В связи с этим возрастает роль педагогической культуры родителей. Особое значение приобретает психолого-педагогическая помощь родителям, направленная на формирование гуманных межличностных отношений в семье. В ряде территорий (Вологда, Череповец, Кадуйский, Верховажский, Вожегодский районы и др.) были проведены городские и районные родительские собрания, конференции, где педагогические работники, общественность, родители обсуждали проблемы воспитания и конкретные пути их решения. Так, на районной родительской конференции, прошедшей в ноябре 2001 г. в Кадуйском районе, были выработаны рекомендации в адрес отдела образования, образовательных учреждений, родителей, направленные на совершенствование семейного воспитания, развитие взаимодействия учреждений образования с семьей в интересах защиты прав детей, их обучения и развития. Большое внимание в работе с семьей отводится информационно-просветительской деятельности. Так, в Кирилловском районе благодаря совместным усилиям отделов образования, культуры, других заинтересованных организаций активизировалась работа по приобщению семьи к процессу воспитания: прошел семинар "Молодая семья - кто поможет ее сберечь", родительские собрания: "СПИД - трагедия века", "Этика и психология семейных отношений". Педагогические коллективы района, осознавая необходимость укрепления связи с семьей, повышения ее педагогической культуры, используют разнообразные формы и методы работы с родителями. В практике деятельности администрации, классных руководителей, социальных педагогов - изучение семей с использованием социально-педагогических диагностик, составление социологического портрета школы, определение путей помощи нуждающимся родителям. Развитию форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей способствуют разработанные в отдельных территориях, учреждениях образования межведомственные целевые программы: "Семья" (Череповецкий Дворец творчества детей и юношества им. Алексеевой, Центр дополнительного образования г. Череповца, в Вытегорском, Междуреченском, Кадуйском и ряде других).

В ряде районов начинает складываться определенная система в работе с семьей. Так, в Вытегорском районе координирует эту деятельность районный межведомственный совет. В целях укрепления связи школы, семьи и общественности 31 мая 2001 года при управлении образования г. Вологды создан городской родительский комитет в составе 8 человек (председатель Любовь Ивановна Бондарашек, школа ь 9). Комитет начал свою деятельность с привлечения родителей и общественности к профилактической работе по предупреждению употребления школьниками психоактивных веществ. Совместно с областным Центром медицинской профилактики разработаны памятки для родителей и учащихся "Наркотикам - нет!", проведено несколько акций в микрорайонах города по профилактике наркомании и СПИДа, по инициативе родителей областной детской библиотекой разработаны и проведены беседы с учащимися. В сентябре 2001 года состав комитета был расширен до 40 чел. (по одному представителю от школы) с целью привлечения родителей-активистов к решению общих проблем. Создано 6 комиссий, которые работают по своим направлениям. В целях расширения пропаганды своей деятельности и привлечения общественности к проблемам образования комитет приступил к выпуску родительской газеты "Школьный совет". Укреплению семьи, семейных традиций, возникновению эмоциональных положительных контактов между школой и родителями помогает проведение Всероссийских и Международных праздников: "День матери", "День защиты детей", "День семьи". Департамент образования объявил областной заочный конкурс "Моя семья", который должен подвести итоги работы по направлениям: "Отчий дом", "Предки, о которых я хочу рассказать", "История семьи - история Отечества", "Моя родословная", "Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и настоящее". В рамках подготовки к празднованию "Дня матери" прошли выставки декоративно-прикладного творчества: "Меня научила мама", "Мадонна", конкурс рисунков "Портрет моей мамы" и др. В настоящее время в условиях провозглашенной открытости образовательной системы важна роль семьи в определении требований к содержанию образования, условиям обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Идет поиск новых форм работы с семьей, особое внимание уделяется формированию у детей и подростков сознательного отношения к семейной жизни. Большие возможности в решении этой задачи имеет народная педагогика. Знакомство с народными традициями семейного воспитания в образовательных учреждениях происходит через организацию поисковой экспедиционной работы, создание школьных этнографических музеев, проведение фольклорных фестивалей, праздников. Многие школы области в своей воспитательной работе используют областную программу "Древо жизни". В рамках ее проходят конкурсы на лучшего знатока истории своего рода, фестивали семейных праздников, выставки "Творчество народных умельцев в истории моего рода", игровые программы: "Создай семью" и т.д.

В последнее время после долгих лет замалчивания многие ученые-педагоги показали со всей очевидностью, что многие аспекты семейной жизни подростка определяет религиозность. Было обнаружено, что она обуславливает структурированность социально-ролевых отношений в семье, позиции ее членов по отношению к семейному лидерству. Дети из таких семей в большей степени следуют национальным традициям. Таких детей в нашей области немало. Только в 31 воскресной школе обучаются 1900 детей. Еще два года назад их было 1500 человек. Важно учитывать их социальный опыт в обычной светской школе. Мы видим это одним из направлений взаимодействия образовательной системы и Православной Церкви. Еще одно направление - создание православных образовательных учреждений. Первым таким учреждением нашей области стала православная музыкальная школа в Великом Устюге (директор диакон Андрей Гнып). Она открыта 27 июня 2000 года. Учредителями являются управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Великоустюгского района и приход собора Прокопия Праведного. В школе реализуются государственные программы по музыкальному образованию (7-летнее обучение) и программы обучения Закону Божию. Акцент в обучении сделан на изучение наследия национальной русской культуры. Сегодня в школе обучается 73 ребенка, работает подготовительное отделение для детей с 3-х лет. Существует опыт образовательного учреждения - православная гимназия во имя Афанасия и Феодосия Череповецких, которая начала свою деятельность 1 сентября 2001 года. Самое главное, на наш взгляд, в этом направлении - следовать принципу "не навреди". Важно организовать взаимодействие муниципальных органов управления образованием с учредителями для обеспечения, с одной стороны, - образовательных потребностей детей и их родителей, а с другой, - соблюдение законодательства. Основными законодательными актами являются Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года, статьи 1, 2, 5, 14; Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 года статья 5 так и называется "Религиозное образование"; а также методические письма Министерства образования Российской Федерации: ь 47-20-11 от 19.03.1993 "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации", "ь 14-53-281 от 04.06.1999 года "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений". Принятие данных документов, последовательная принципиальная позиция руководителей государства и области, а также совместная деятельность Русской Православной Церкви и образовательной системы (на федеральном уровне примером такого взаимодействия стали Рождественские образовательные чтения, на региональном - Димитриевские чтения, деятельность совета "Согласие") являются условиями, при которых возможна реализация еще нескольких направлений. Внесение в содержание образовательного процесса святоотеческого наследия. Православное учение о человеке как одно из первых форм философской антропологии является системой, состоящей из норм морали, духовных ценностей, религиозных нравственных установок, имеющих общекультурное значение. Святейший Патриарх Алексий II говорил: "Сегодня, на пороге нового тысячелетия, мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении христианского вклада и христианского импульса в человеческую историю, науку, культуру, искусство, социальную жизнь" (из выступления на VII Рождественских образовательных чтениях). Опыт показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса святоотеческого наследия, возрождения духовно-нравственных и научных традиций отечественной психологии и педагогики.

Мировая история Православной Церкви раскрывает бесценную сокровищницу истин. Они, к сожалению, остаются непознанными и не учтенными в построении образовательного процесса. Причинами этого являются: 1. Отсутствие достаточного набора специальной литературы. На Х Рождественских чтениях были рекомендованы "Симфония" Иоанна Маслова и еще ряд изданий. В нашей области началось издание серии "Северная Фиваида", состоящей из житийных книг. Однако этого недостаточно. 2. Сами педагоги не готовы к данной работе. У нас отсутствуют соответствующие знания, опыт, а сложившиеся стереотипы во многом сдерживают развитие этого направления в процессе воспитания. Поэтому первостепенная задача - духовно-нравственное самосовершенствование самих педагогов. В нашей области выполнение этой задачи началось 6 лет назад в связи с реализацией программы "Истоки". В настоящее время научно-методическое организационное обеспечение этой программы осуществляет кафедра истоковедения, кабинет "Истоки" ВИРО, муниципальные методические службы. Кроме того, в ВИРО совместно с духовным училищем состоялись первые курсы для педагогов области "Основы православной культуры". В дальнейшем эта практика будет продолжаться. Однако этих мер недостаточно. 3. Важно, чтобы священнослужители пришли в наши образовательные учреждения. Такой опыт совместной деятельности есть. Отец Ярослав Гнып из Великого Устюга, отец Сергий Колчеев из Никольска, отец Георгий Осипов из Верховажья, отец Алексий Сорокин - настоятель храма Покрова-на-Торгу из Вологды и другие уже сейчас помогают педагогам школ, детских домов, школ-интернатов в осуществлении воспитательного процесса. Этот опыт нужно изучать и передавать другим. Однако многие священнослужители, катехизаторы (выпускники Вологодского духовного училища) редко посещают образовательные учреждения. В свое время были оговорены условия, ограничивающие священнослужителям возможность работы в образовательных учреждениях. В настоящее время необходимо вернуться к обсуждению с епархиальным управлением этого вопроса. Это можно сделать в рамках недавно созданной областной межведомственной комиссии по вопросам религиозных объединений. Без общественной организации в жизни детей и подростков, молодежи вне школ и других образовательных учреждений нельзя обеспечить полноценное воспитание подрастающего поколения. Нам удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования. Во многих из них действуют различные общественные организации. Было бы очень важно, если бы Православная Церковь нашла возможность участвовать в деятельности общественных организаций детей и молодежи. Примером может служить совместная деятельность детско-юношеского центра "Лидер" управления образования администрации г. Вологды с приходами Русской Православной Церкви г. Вологды, деятельность детского дома творчества в Бабушкинском и Вашкинском районах и др. В целом, говорил большой гуманист, педагог Алексей Константинович Бруднов, "дополнительное образование детей располагает большими возможностями и большим выбором. Дополнительное образование - это пространство, на котором воспитываются, осваивая духовные богатства народной культуры и народных традиций". Дополнительному образованию уже сегодня принадлежит миссия соединения светского и духовного образования детей. Осознавая это, мы уже два года назад приступили к созданию областного духовно-просветительского центра "Северная Фиваида". Помощь обездоленным детям. Мы знаем и высоко ценим неустанную благотворительную деятельность Православной Церкви среди обездоленных детей и молодежи. Но мы совместно с другими ведомствами (они приглашены на Димитриевские чтения) могли бы обсудить возможные пути не только помощи детям, но и искоренения беспризорности и безнадзорности. Сейчас нет более важной задачи. Владимир Михайлович Филиппов, наш министр, говорил: "В самые трудные периоды истории страны именно Православная Церковь давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества". Именно взаимодействие Православной Церкви и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность гуманистические моральные устои.

№ 1-3 (81-83) 2002 г.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.

Hosted by uCoz