logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

men_forum.jpg (1848 bytes)

men_guest.jpg (2703 bytes)

 

МЕСТО СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Из доклада доктора педагогических наук Т.И.ПЕТРАКОВОЙ (Москва)

Проблема использования святоотеческого наследия в школе требует основательного и разнопланового анализа. Она возникла на волне интереса к Православию вообще и к православной педагогике - в частности. И усугубилась после исповедального признания министра образования на Рождественских чтениях о том, что необходимо возвращение к духовным богатствам Православия. Гуманистические плоды демократии, явленные в наши дни во всех сферах жизни общества, подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни, ни изменение культурной среды само по себе не в состоянии нравственно улучшать людей. Их духовное и нравственное перерождение осуществимо только в лоне Православной Церкви. В двадцатом веке изменилось отношение русского человека к традиционным ценностям, менялась несколько раз сама система ценностей. Иными стали место и роль в обществе семьи, школы, Церкви, общества, государства. И не случайно сейчас большую часть функций семьи должна брать на себя школа, и не случайно сейчас проблему воспитания в семье обсуждаем мы, педагоги. Затронутые проблемы не могут быть эффективно решены без осмысления того, что такое человек, что такое воспитание, образование, без осмысления важнейших педагогических категорий. Наиболее всеохватное определение человека, его полный и цельный образ представляет христианская антропология, традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Согласно этим учениям человек, созданный по образу и подобию Творца, человек, для которого Творец и сотворил мир, является венцом этого творения. Образ Божий начертан в высших свойствах человеческой души: в бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой и бескорыстной любви. Великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского определения человека в научно-педагогический обиход. Еще одно определение души, данное Феофаном Затворником: "Душа является в мир голой силою. Возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после". На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, ЧТО ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ, СТИМУЛИРУЕТ, ВЫЗЫВАЕТ РОСТ души и всех сил, с нею связанных. А образование определяет и формирует ее содержание. Поэтому воспитание предлежит, предшествует образованию. С домом на песке сравнивает воспитание без образования профессор Андреев; И.А.Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным.

Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность - вектор вертикальных устремлений личности, нравственность - горизонтальных. Своим пересечением они образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности. Духовность присуща всем без исключения, однако, эта способность заложена в человеке лишь потенциально. В самом присутствии духа в человеке проявляется более глубинная, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции. В своем пределе духовность является проявлением сверхсознания, особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце, которое является не только центром чувств, эмоционально-мотивационной сферы, но и органом познания, как пишет святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Чистота сердца дает возможность рассудку сохранить не только всю силу логического мышления, но и прибрести Божественные свойства, простоту и проникновение в суть вещей. "Душа видит истину Божию по силе жития", - утверждает преподобный Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями. Сердцем человек молится, то есть говорит с Богом; на сердце прежде всего воздействует Творец, желая исправить человека. Именно сердцем человек различает добро и зло... И мы видим, как много внимания нужно нам уделять именно воспитанию сердца. Святитель Феофан Затворник пишет: "Есть некоторый особенный путь общения души через сердце. Один дух влияет на другой чувством". Христианские педагоги под возвышением сердца прежде всего подразумевали очищение сердца, упражнение его в доброделании и выбор правильного развития личности как соответствующего главной цели бытия, чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Сформировать у ребенка правильное отношение к миру возможно, если опираться на определенную систему ценностей. У нас в содержании образования заложен большой пласт ценностей. Безусловно, в определенной мере в базовом компоненте образования представлены абсолютные ценности бытия - Бог, истина, добро, любовь, красота. И именно эти ценности в перспективе должны лечь в основу содержания образования. С этим мнением Святейшего Патриарха мы не можем не согласиться. Отблеск этих ценностей, безусловно, вобрали в себя классическая литература и искусство, представленные в школьных программах. Однако, как мне представляется, воспитательный потенциал ценностного ядра образования постепенно снижается. Святые отцы говорят нам, что лишняя информация - грех. А мы перегружаем детей информацией, забывая о развитии эмоций. Известно, что религиозный культ является колыбелью культуры, ее духовной родиной - поскольку истина, добро и красота первичнее искусства. Искусство может увековечить временное, рассматривая его в свете вечного. В самых лучших своих образцах оно восходит от красоты видимой к красоте невидимой, неизреченной, незримой. "Сила искусства, - пишет отец Сергий Булгаков, - не в том, что оно само владеет красотой, но в том, что оно в своих художественных символах обладает ключом, отверзающим эту глубину". Искусство как личное творчество есть акт человеческого восхождения.

В то время, как святоотеческое наследие - это акт Божественного снисхождения. Человеческое слово, претворенное Божией благодатью, преображается, становится духоносным, т.е. приобретает сверхличную силу и убедительность. Святые отцы растолковывают нам истины, указывают путь их обретения. Святоотеческая литература основана на личном духовном опыте, дает личности внутренние ориентиры. Ее можно использовать в индивидуальной, самостоятельной работе с учащимися. Она не подвержена идеологическим и политическим колебаниям. В педагогическом плане святоотеческая литература представляет собой своеобразную пошаговую методику самоуглубления и самопознания, дает определение негативных сторон собственной личности и указание, как бороться с этим негативом в себе, как постепенно изменять себя в лучшую сторону. Святоотеческое наследие показывает разнообразные пути и формы духовной жизни, и доступно людям с любым духовным опытом... Святитель Феофан Затворник сравнивает святоотеческое наследие с теплицей, попав в которую, человек ощущает особую живоносную и светоносную атмосферу, где он дышит оживляющим и ободряющим духовным воздухом. Постепенно он начинает понимать, пишет святитель Феофан, что все, о чем говорят святые отцы, имеет прямое отношение к нему, и путь, на который указывают творения святых отцов, - это его путь. И в заключение скажу, что сейчас вологодскую программу "Истоки" рассматривает федеральный экспертный совет. В целом она поддержана членами этого совета. Мы рады, что эта вологодская программа станет федеральным достоянием. Экспертным советом рекомендован ряд книг, как, например, творения Тихона Задонского, которые можно активно использовать и в учебном процессе, и в системе дополнительного образования. Наша лаборатория выпустила две книжечки: "Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе" и "Святоотеческое наследие в системе образования". К июлю мы предполагаем выпустить следующую книгу, от опыта намерены перейти к рекомендациям, к пособиям. Если на Вологодчине есть такой опыт, мы будем очень рады включить его в копилку российского опыта работы над творениями святых отцов. То, о чем здесь говорилось, - малая часть того, над чем работает наша лаборатория дополнительного образования Института общего образования. В ней есть аспекты, непосредственно связанные с темой, которую мы сегодня обсуждаем. Работа по внедрению святоотеческого наследия в общеобразовательную школу, в систему дополнительного образования только начинается. Можно только приветствовать, что наше министерство идет в авангарде этой работы и стоит на пути истинного понимания задач и правильного их решения. "Говорить о Боге - великое дело, - писал святой Григорий Богослов, - но еще лучше очищать себя для Бога". Этим благодатным путем ведут нас творения святых отцов и церковных писателей - подвижников любви и благочестия. Этим путем ведет нас и преподобный Димитрий, молитвы которого собрали нас в этом зале.

№ 1-3 (81-83) 2002 г.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.