logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

men_forum.jpg (1848 bytes)

men_guest.jpg (2703 bytes)

 

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

 


Досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям
и всем верным чадам Русской Православной Церкви
в пределах Вологодской епархии

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Приветствую Вас, мои дорогие, с этим радостным, всегда юным, жизнеутверждающим пасхальным приветствием! Пасху новую, спасительную, мы празднуем с радостью духовною, радостью, к которой никогда нельзя привыкнуть. Радостью о Воскресшем Господе, ибо Воскресение Христово уверяет нас, что и мы все воскреснем для вечной жизни. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут"(1Кор. 15,22).

Празднуя Пасху, вспомним земной путь Спасителя к победе над грехом, к победе над смертью, к вечной славе. Его жизнь является для нас примером для подражания. Если мы последуем за Спасителем, и мы станем наследниками вечной блаженной жизни. В Его земной жизни виден и внешний подвиг, и глубокий внутренний подвиг, вершиной которого была Гефсиманская молитва, во время которой от внутреннего напряжения капли пота были как капли крови. Внутренний подвиг христианина существенным образом отличает Новый Завет от Ветхого. В Нагорной проповеди Спаситель это особо подчеркивает, говоря: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай... А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф. 5,21-22). Значит, христианство заключается не только во внешних, обрядовых действиях. Суть христианства - в исправлении нашего страстного грехолюбивого сердца.

Если мы в своей христианской жизни будем удовлетворены только внешней, обрядовой стороной, мы уподобимся фарисеям, о добродетелях которых Спаситель сказал: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф. 5,20). Спаситель обращает наше внимание на то, что христианство не заканчивается на внешнем доброделании, оно им только начинается, и если не будет к внешнему доброделанию приложено внутреннее, внешнее доброделание не принесет нам никакой пользы, мало того, оно может принести немалый вред душе. Как это может быть? Святитель Тихон Задонский объясняет: "Видишь яблоко снаружи красивое, но внутри ядовитым червем поврежденное, которое человеку не только не полезно, но и вредно. Также и человеческое дело: хотя внешне и кажется добрым, но когда происходит от сердца, напоенного самолюбием, тщеславием и гордостью, не только не приносит пользы, но и вредит человеку". Внешние добрые дела нужны, но они приятны Богу только тогда, когда они совершаются с целью угождения Богу и совершаются со смирением и кротостью. Осознание, видение своих недостатков обращает нас к доброделанию и подвигам с целью исправления себя, а с исправлением себя очищается душевное око, которое с большей остротой начинает видеть собственные немощи, что приводит к новым, более высоким подвигам. Если же причина, побуждающая христианина к совершению подвигов, будет иная, а не чувство духовного несовершенства, подвиги приведут нас к гордости, самодовольству, самомнению. Почему? Потому что внешние подвиги видны не только нам, но и окружающим нас людям. И не только мы, но и другие люди дают высокую оценку внешним, броским подвигам. С одной стороны, нам видно, что мы выгодно отличаемся от других; с другой стороны, наше мнение о себе подкрепляется многочисленными похвалами от окружающих нас людей. Это не может не породить самолюбования и тщеславия, которые будут требовать новых похвал, и мы, ради славы человеческой, будем усугублять внешние подвиги, которые высоки в очах сынов мира, но в очах Божиих они жалки и ничтожны.

Подвиги, основанные на славе человеческой, совершаемые ради славы человеческой, не дадут никакой пользы для жизни вечной. Только те подвиги полезны и спасительны, которые совершаются смиренной и кроткой душой. Святой Иоанн Пророк пишет: "Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что". Только тогда, когда наши внешние подвиги будут подкреплены подвигом духовным, только тогда они будут приняты Спасителем. Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Об этом нас предупреждает и Апостол Павел, который пишет: "Каждый да испытывает свое дело" (Гал. 6, 4). Спаситель показал нам пример внутреннего подвига, и мы должны следовать Его примеру. Он поможет нам в нашей внутренней борьбе, и мы станем победителями греха.
Нет другого пути к счастью, нет другого пути к победе над смертью, нет другого пути к вечной жизни.
Тому пример сонм святых, тому пример ныне Воскресший Спаситель,
смертью смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый.
Тому слава во веки веков.
Аминь.

Управляющий Вологодской епархией
епископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН
Пасха Христова
22 апреля/05 мая 2002 года

№ 1-3 (81-83) 2002 г.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.