logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

men_forum.jpg (1848 bytes)

men_guest.jpg (2703 bytes)

 

В БОГА БОГАТЕЙТЕ!

 


П
ротоиерей Константин ВАСИЛЬЕВ, настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора г. Вологды

"Ищите прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33).

Эти бессмертные слова Божественного Учителя и основателя Церкви Божией на земле - Господа нашего Иисуса Христа неизгладимо начертаны на спасительном знамени христианства и являются вечным призывом каждому человеку при разрешении людьми самого важного вопроса миробытия и истории, вопроса о смысле и цели жизни, о смысле и цели существования мира и человека. Каждому из нас приходилось слышать толки о смысле жизни, о том, в чем должен он состоять, и как мы должны располагать свою жизнь, чтобы она не была бессмысленна. Но, говоря о смысле жизни, многие люди употребляют слово "смысл" в произвольном, расплывчатом значении, связывая с ним то одно, то другое понятие. Между тем, употреблять слова "смысл жизни" надо в том общепринятом значении, в котором мы говорим о смысле любой вещи. В самом деле, спрашивать о смысле любой вещи, о смысле какого-нибудь непонятного нам слова, о смысле какого-либо нашего переживания или о смысле целой жизни, - значит спрашивать о безусловном и общем их значении. Не о том, что означает данное слово или переживание для меня или кого-нибудь другого, а о том, что это должно значить для всех. Отсюда следует, что под смыслом каждой вещи всегда должно подразумеваться назначение и действительная пригодность данной вещи для достижения такой цели, которая имеет безусловное и общее для всех значение и к которому поэтому надо стремиться.

Вопрос о смысле жизни совпадает с вопросом о цели жизни. Спрашивать, в чем состоит смысл жизни, то же самое, что спрашивать, какова ценная цель жизни - такая цель, которая была бы абсолютно ценной, так как относительно ценные цели ценны не сами по себе, а лишь в зависимости от ценности той верховной, абсолютной цели, для которой они служат лишь средствами. Поэтому, когда спрашивают о смысле и цели жизни, то этим вопросом уже наполовину предрешают ответ, так как в самом понятии "смысл жизни" уже заключается утверждение, что окончательная цель жизни должна быть безусловной и общей для всех, значит - абсолютно ценной. Таким образом, понятие смысла жизни состоит в том, чтобы наша жизнь была направлена и служила действительным средством для достижения главной ценной цели, стремление к которой было бы обязательно не ради других целей, для которых она служила бы средством, а ради ее самой. Существует железный закон бытия: цель, осмысливающая данную вещь, находится не в ней самой, а вне ее. Доказательством этого возьмем примеры из нашей с вами жизни. Например, цель, осмысливающая всякое научное исследование, находится не в нем самом, не в исследовании ради исследования, а в тех истинах, которые открываются этим исследованием. Цель, осмысливающая преподавание и воспитание, находится не в них самих, а в их плодах. Цель, осмысливающая любую работу, находится не в ней самой, а в ее результатах. Все это - и научное исследование, и преподавание, и воспитание, и всякая любая работа или вещь - все это только средства для достижения намеченной цели. А всякое средство есть то, что приводит к чему-нибудь другому, и это другое называется целью. Поэтому, если какая-нибудь вещь, в том числе и жизнь, служит или должна служить средством для какой-нибудь цели, то эта цель находится не в самой вещи, а вне ее, и должна быть чем-то другим, чем эта вещь. Значит и смысл жизни состоит в назначении и действительной пригодности жизни для осуществления такой цели, которая лежит вне жизни какого бы то ни было человека.

Верить в смысл жизни - значит верить, что наша жизнь есть путь, ведущий нас к абсолютной цели, лежащей вне нашей жизни, осуществляющейся через посредство жизни. А так как, говоря о жизни, мы имеем в виду земное существование человека, то значит цель, осмысливающая земное существование человека, лежит вне этого существования. Так нам говорит о смысле и цели жизни человеческий разум. Однако, в понимании абсолютной и конечной ценности, к которой должен стремиться человек при осуществлении цели своей жизни, среди людей господствуют такие противоречивые суждения и такие спорные утверждения, что разум человеческий сам по себе уже не в силах справиться с этими противоречиями. И здесь решающее слово принадлежит нравственно-духовной сущности человека, его душе, его сердцу, его воле и его действованию. Как часто не разум, а добрая или злая воля человека определяют для него смысл и цель его жизни. Как часто не жизнь и поступки человека подчиняются конечной цели его существования, а наоборот - цель и смысл подгоняются человеком для оправдания и прикрытия его образа действия, его поступков.

В таком случае жизнь человека, его земное существование превращается из средства в самодовлеющую цель, в жизнь для жизни. И тогда человек стремится взять от жизни все, что только сможет, насладиться ею во всей полноте, потому что земное существование и все, что оно может дать, - это предел мечты и конечная его цель. Примером такого отношения к жизни, к ее смыслу и цели, является безумный богач, притчу о котором рассказал Господь наш Иисус Христос. Этот человек говорил себе: "Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: ""Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, - заключает притчу Господь, - кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12, 19-21). Значит, смысл и цель нашей земной жизни, согласно учению Господа, состоит в том, чтобы "в Бога богатеть", т. е. чтобы накапливать, собирать, развивать и совершенствовать в себе все то, что Божие, что приближает нас к Богу, что уподобляет нас Ему. Мы созданы по образу и подобию Божию, и цель наша заключается в уподоблении своему Первообразу. А так как Бог - это высочайшее и абсолютное Совершенство, Добро, Благость, Любовь, Истина, Мудрость, Разум, то "богатеть в Бога" значит накапливать, развивать и совершенствовать в себе все хорошее, доброе, разумное. Воспитывать в себе любовь ко всем и ко всему, избегать зла и стараться уменьшить его количество на земле. Другими словами: "в Бога богатеть", значит, искать, прежде всего, Царства Божия и правды Его. А "Царство Божие не брашно и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе". Будем же и мы в вопросе о цели и смысле жизни нашей стараться всеми усилиями "в Бога богатеть", т.е. развивать и совершенствовать в себе и умножать на земле правду, любовь, праведность, мир и радость в Духе Святом. Аминь.

№ 1-3 (81-83) 2002 г.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.