logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА

 

Митрополит Солнечногорский Сергий,
Управляющий делами Московской Патриархии:

Будем различать добрые и злые персонажи

Если углубиться в историю России, вспомним Петра Великого, который ввел у нас празднование Нового года 1 января, как в Европе. Позаимствовав, так сказать, у Запада Рождественскую елку, Петр на этом остановился - и мы должны его дело продолжить, завершить. С Новым годом на Западе связан Санта-Клаус - это Святитель Николай, почитаемый и на Западе, и в Православной Церкви. Почему-то он у нас не связывается с елкой, подарками - хотя на Западе Санта-Клауса все знают и любят.

Глава Великоустюгской районной администрации Михаил Вениаминович Дедков говорил: нужно подтвердить православные корни Деда Мороза. В трех деревнях района, где были Никольские церкви, торжественно празднуют православный день Святителя Николая. Значит, есть свои корни у почитания Святителя Николая и на родине Деда Мороза. Возможно, это удастся соединить? Ведь этот святой несет людям добро, милосердие и вполне может послужить как бы прообразом Деда Мороза.

Можно, конечно, говорить, что Дед Мороз - это собирательный образ русских святых. В частности, можно вспомнить о святом праведном Прокопии Устюжском, и о Феодосии Тотемском, и о преподобном Сергии Радонежском... Все добро, которое живо в душе русского народа, которое хранило его память, оно воплотилось в образе Деда Мороза.

Я думаю, что совершенно неправильно возражать против идеи Деда Мороза, сравнивая его с Бабой Ягой. Сказочные персонажи выполняют разные функции в жизни людей и влияют на душу человека - может быть, влияние это незримо, но оно есть. Сейчас, говоря языком политиков, активно лоббируют образ Бабы Яги. Но, как её ни защищай, это, в общем-то, злая сторона сказки, это воплощение злого начала, сатанинского. Во всех сказках добрые герои с ней борются. А Дед Мороз - это добрый персонаж, каждого из нас на нем воспитывали в детстве. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые.

Мне кажется, что нужно работать с людьми и разъяснять им, что образ Деда Мороза - это нормальное развитие нашей духовной традиции, не церковной, а светской духовной традиции. Думаю, что наши священнослужители, в том числе и Вологодской епархии, могли бы разъяснить эту ситуацию и помочь как-то возродиться этой традиции. Зародилась, она, наверное, как политическая ситуация; но сделайте из нее действительно народную, и это экономически помогло бы Великому Устюгу в его развитии.

Из выступления в Великом Устюге 11 ноября 2000 года
на «круглом столе», посвященном 2000-летию Рождества Христова

№11-12(79-80) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.