logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА

 

Предлагаем нашим читателям материалы о православном взгляде на программу «Великий Устюг - родина Деда Мороза» - какой она могла бы быть и какой, к сожалению, становится.

Хорошее само не образуется

Вологодское духовенство во главе с епископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом прекрасно понимает важность духовного наполнения этой программы. Именно потому в апреле 2000 года епископ Максимилиан обратился в оргкомитет реализации программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза»: «Предлагаю за основу дальнейшего развития программы взять слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им по поводу этой программы: «Очень важно, что тема возрождения русских традиций и русских истоков поднимается и звучит в Вологодской области. Области, давшей Руси самое большое число святых....» Владыка предлагал сделать образ Деда Мороза таким, чтобы он воспитывал в детях патриотизм, трудолюбие, честность, порядочность.

Православные хорошо знают, чем грозит невнимание к духовной жизни - пустоты здесь не бывает: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43 - 45).

13 января нынешнего года в резиденции Деда Мороза готовились провести «Шабаш нечистой силы «Змеиные потехи» (да-да, именно «шабашем» называли это мероприятие в рекламе, опубликованной в местной газете - ни больше ни меньше. Легкомысленная обмолвка - или нечаянная откровенность?). Рядом с белобородым хозяином должны были плясать лешие, водяные, кикиморы... Только усилиями великоустюжского духовенства этот шабаш нечистой силы удалось отменить.

После этого епископ Максимилиан дал интервью областной газете «Красный Север» по поводу отношения Православной Церкви к программе «Великий Устюг - родина Деда Мороза».

«Мы считаем, - говорил владыка, - что необходимо определить цель программы. И тогда станет понятным, каким должен быть образ Деда Мороза... Дед Мороз как приходил к детям, так и будет приходить, независимо от того, будем мы, духовенство, участвовать в этой программе или нет. Но от нас зависит, с чем придет к детям Дед Мороз. Если нам удастся направить её по доброму пути, программа станет созидательной, и Дед Мороз уже не будет общаться с нечистой силой и приучать к этому детей. С помощью доброй русской сказки мы сможем в душах детей закладывать хороший, добрый, нравственный фундамент, поможем им вырасти патриотами, прекрасными гражданами и созидателями нашей Родины».

Озабоченность духовным наполнением «дедморозовской» программы выразили вологодские верующие и духовенство, направившие в апреле 2001 года письмо губернатору В.Е.Позгалеву от имени епархиального собрания. Программа, говорилось в нем, должна быть наполнена нравственным, патриотическим содержанием.

Казалось бы, вполне естественно обратиться за помощью в разработке духовного наполнения программы к Православной Церкви: кто же лучше священников разбирается в вопросах духовной жизни? Однако этого не произошло. Решили обойтись своими силами? Ответ на письмо епархиального собрания поступил из областной администрации лишь через 4 месяца. В нем говорилось, что планируется обсуждение духовного направления программы с участием епископа Максимилиана. Ни на какие совещания владыку до сих пор не приглашали.

Зато из Великого Устюга приходят новые известия. Помните - «и если находит его незанятым...»? К туристическому сезону - а в городе, где живет Дед Мороз, самое горячее время, конечно, зима - организаторы туристических поездок готовятся. И не только сувениры запасают, но и разрабатывают темы экскурсий. В Устюге есть что показать, это один из красивейших городов Русского Севера, расположен на живописнейшем высоком берегу Сухоны. Но организаторы экскурсий не ограничиваются показом православных святынь, памятников искусства, истории и архитектуры.

Выясняется, что основные экскурсии рассчитаны на детей среднего и старшего школьного возраста, а цель их - научить детей верить в сказку. Явное несоответствие, ведь в 12 - 15 лет ребят уже не ограничишь сказочными представлениями. Ошибка? А может быть, за этим скрывается другая цель - и другая сказка, совсем не о том добром волшебнике, к которой мы все привыкли?...

Владыка Максимилиан обратился к руководству области с анализом материалов, предлагающихся для подготовки экскурсий по Великому Устюгу (извлечения из аналитической записки мы предлагаем читателям на 6-й стр. «Благовестника»).

Сотрудники музея-заповедника вместе с великоустюжским духовенством также провели исследование экскурсионных материалов и направили их епископу Максимилиану (читайте этот документ (в сокращении) на следующей странице газеты).

Озабоченность епископа Максимилиана и устюжан разделили участники состоявшейся недавно V областной конференции по истоковедению. Программа «Истоки» возвращает наших школьников к традиционным ценностям русского народа, основанным на Православии. Её создатели живут и работают в Вологде, но внедряются «Истоки» по всей России.

Участники конференции приняли обращение к вологодскому губернатору В.Е.Позгалеву по поводу духовного наполнения, которое приобретает программа «Великий Устюг - родина Деда Мороза». По мнению «истоковцев», такие экскурсии превращают героев новогодней сказки в персонажи зловещей языческой мифологии. Участники конференции не против научных изысканий и появления новых гипотез, они считают закономерным этот путь постижения мира человечеством. Однако у педагогов возникают сомнения (и вполне обоснованные!) в том, оправданно ли знакомить детей с языческими воззрениями, говоря о древней земле, где уже более тысячи лет основой духовной жизни является Православие.

На открытии «истоковской» конференции выступал заместитель вологодского губернатора В.В.Касьянов. Говоря об огромном духовном потенциале нашей страны, который могут возродить «Истоки», он отметил: «Для жителей Русского Севера духовный потенциал - это еще и православный потенциал». Мягко говоря, странным будет выглядеть в старинном православном городе Дед Мороз с рогами (пусть и стилизованными), пытающийся подражать не сказочным добрым и отважным героям, а жестоким божкам.

Конечно, вряд ли это сознательная антиправославная политика - скорее всего, речь идет о недооценке духовной стороны проекта. Не продумали до конца цели и задачи программы, ограничили её бездумным развлечением, полагая, что дальше все как-нибудь само образуется как надо. Без усилий ничего хорошего не рождается; «само» образуется только так, как надо той самой силе, что не прячет своих рогов под красной шапкой.

И чтобы православных не упрекали в том, что мы лишь критикуем, а не предлагаем ничего, - мы публикуем на 7-й - 8-й страницах сказку вологодского писателя Р.А.Балакшина. Его Добрый Дедушка - это не жуткий божок, а православный герой.

Андрей Сальников

№11-12(79-80) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.