logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ СОБЫТИЯ

 

БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Богословие либо возвысится, либо перестанет существовать»,- считает митрополит Кирилл

9-10 октября в стенах Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре состоялась научно-практическая конференция «Богословское образование и наука в XXI веке». Молодые преподаватели и учащиеся из многих семинарий и духовных училищ нашей страны и ближнего зарубежья пытались определить место духовных школ в современной техногенной цивилизации. С приветственным словом к конференции обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко, представители государственных и общественных организаций. Особое внимание привлек доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений. Владыка сказал: «Я глубоко убежден, что богословская наука в XXI веке может либо достичь такой высоты, какой она никогда не достигала, либо вообще прекратить свое существование как наука».

«Мы живем на православном Востоке, - продолжил свою мысль митрополит Кирилл, - мы опираемся на огромный по своему значению, по своему влиянию духовный фундамент отеческой патриотической письменности. Почему же весь этот фундамент не был использован для создания русской богословской школы?.. Да потому, что были заимствованы западные образцы, в первую очередь схоластические». Произошел разрыв «между богословием, с одной стороны, и реальным опытом церковной жизни - с другой».

XVII-XVIII вв. - это драматическое столкновение Востока и Запада, когда в эпоху Петра Первого русский мир стал разрушаться под натиском этой экспансии, этой вестернизации. А Церковь на это никак не реагировала. Она должна была интеллектуально и духовно отреагировать - вычленить из этих событий положительные и отрицательные стороны и богословски обосновать свое мнение. Но богословия истории, культуры, жизни Церкви не было. Церковь не ответила на этот вызов. И началось нелепое, ужасное переделывание русской жизни на псевдоевропейский лад. Все дальнейшие беды, включая сюда и революцию, имеют истоками то ужасное время. А Церковь ни тогда, ни позже не реагировала на изменения в обществе, не давала своей богословской оценки просто потому, что ни настоящего жизненного богословия, ни настоящих богословов-мыслителей почти не существовало.

Появилась необходимость богословски ответить на проблемы современности, основываясь на церковном Предании, но надо было не формулировки искать, а понять дух Предания, и этот дух поставить критерием для решения этих вопросов. В 1994 г. Архиерейским Собором было принято решение начать такую работу. В 1996 г. была сформирована Синодальная рабочая группа. Результатом её работы стали «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Выступил на конференции председатель отдела по делам молодежи РПЦ архиепископ Костромской и Галичский Александр.

Церковь все реальнее входит в жизнь государства, отметил в своем докладе председатель учебного комитета РПЦ архиепископ Верейский Евгений, но эти перемены в церковной жизни сопряжены с рядом проблем. Возрождение церковной жизни России проходит на фоне «дехристианизации еще недавно христианской Европы и всего христианского Запада, что включает в себя пропаганду всяческого аморализма, зачастую в самых безудержных формах». Достижения научно-технического прогресса, нейтральные сами по себе, используются зачастую не в добрых целях.

Церковь должна давать ответ на любой вопрос современности. С одной стороны, семинария и академия не должны проходить мимо современных достижений науки и техники; с другой стороны, веру необходимо хранить в строгой неприкосновенности. Поэтому, если Духовные школы не будут располагать теми средствами, которыми располагают современные светские средние и высшие образовательные учреждения, то их научная и образовательная деятельность будет затруднена. А от этого будет зависеть, будут ли современные пастыри, выходящие из их стен, адекватно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире и понимать их смысл. Но понимать - вовсе не значит принимать; как правило, пастырю приходится противостоять многим явлениям современности, а не молчаливо их поддерживать.

Владыка Евгений высказал пожелание, чтобы все дисциплины, преподаваемые в духовных школах, были направлены на религиозное и духовно-нравственное воспитание студентов. Владыка также подчеркнул, что концепция реформ духовных школ, которая сейчас реализуется, не идеальна, что в ней уже видны многие недостатки, которые и будут исправляться в ходе работы.

Среди выступавших были также доцент МДА протоиерей Максим Козлов, профессор Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей Кураев и другие церковные, общественные и государственные деятели.

Во второй день проходили заседания различных секций. Среди предложений, прозвучавших на секциях, было и такое: прививать студентам научный подход к истории, бороться с историческим мифотворчеством, а в курсе миссиологии обратить внимание на объяснение вероучения Церкви людям нецерковным. Участники конференции считают необходимым разработать программу подготовки «социальных работников», способствовать историческому исследованию «антисистем» (сект), изучать опыт преподавания культурологии Санкт-Петербургских духовных школ, использовать Интернет как орудие миссионерства. Признано целесообразным ввести в семинарии (4-5 курс) предмет «гимнография», а при изучении истории Русской Церкви сделать упор на изучение житий Новомучеников Российских.

По окончании работы конференции был принят Итоговый документ.

Участники конференции разъехались в разные уголки нашей необъятной страны. Еще раз в Церкви проявил себя дух соборности, дух братской любви и взаимопонимания. Радует, что полемика при обсуждении тех или иных вопросов была конструктивной и плодотворной.

В.А.ПИРОГОВ,
преподаватель ВПДУ,
участник конференции

№11-12(79-80) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.