logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ

 

К истории обители преподобного Димитрия

Свой юбилей Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь отметил нынешним летом. Но публикации по истории обители мы решили продолжить. Дело не только в особом значении обители преподобного Димитрия для нашего края; всё, с ней происходившее, во многом отражает судьбу всей нашей Церкви.

 

“Соборная церковь Всемилостивого Спаса Происхождение Честнаго Креста Господня...”

Описи Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря неоднократно повторяют нам сведение о том, что “... в западной стене паперти направо от крыльца вложен камень, на коем высечена вязью надпись славянскими буквами, обозначающая время постройки Собора и паперти”. Храмозданная надпись гласит:

“Милостию Божиею и Пречистыя Его Матери и молитвами преподобного Димитрия Прилуцкого Чудотворца в лето 7045/1537/, индикта 10, майя 29 при державе царя государя и великого князя Ивана Васильевича Всея Руси, и по благословению Преосвященного Митрополита Даниила Всея Руси. нача ся здати церковь каменна Происхождение Честнаго Креста Господня игуменом Мисаилом и еже о Христе с братиею, и совершена бысть церковь в лето 7050/1542/, индикта 15, при том же государе Великом Князе и при митрополите Макарие всея Руси и при игумене Афанасие еже о Христе з братиею Слава в Троицы певаему Богу и Его угоднику Димитрию Чудотворцу ныне и в бесконечныя веки. Аминь”.

Устройство нового каменного собора взамен сгоревшей деревянной церкви стало для монастыря неоцененным духовным событием и началом всего дальнейшего строительного опыта, который в итоге за несколько веков образовал нынешний вид всего монастыря.

Стоит напомнить, что и для Вологды это был первый опыт сооружения храма подобной величины и размеров. За многовековое существование соборный храм монастыря неоднократно ремонтировали и подновляли, но в основе своей качество постройки таково, что до сих пор можно удивляться долговечности этого сооружения. Несомненно, что “крепость” собора укреплена была молитвами строителей и братии монастыря к его основателю преподобному Димитрию Прилуцкому.

Почитание преподобного Димитрия ознаменовалось устройством в новом соборе придела “Преподобного чудотворца Димитрия... да придел Иоанна Богослова…” Описи монастыря 1622-1634 гг. говорят и о том, что под папертью у подцерковных дверей находился образ чудотворца Димитрия, а у окна под папертью место “...где приходят молебщики молитися к чудотворному гробу”.

В 1643 году придел был перенесен в подклетный этаж, сделан новый резной позолоченный иконостас. В дальнейшем, как известно, были устроены сени над местом захоронения, о чем свидетельствует сохранившаяся фотография из архива монастыря.

В годы строительства собора монастырь пострадал от пожара, случившегося в деревянной трапезной палате, когда
“... церковь: теплая и с трапезной, и с книгами, и со всем бытом сгорела...” Произошло это в 1541 году — за год до окончания работ на самом храме. Возникла необходимость одновременного строительства и трапезной палаты. Вести одновременно строительство двух церквей было очень затруднительно. В обращении игумена Афанасия к царю Ивану Грозному содержалось прошение не взимать с монастырских вотчин податей “... что они делают церковь каменную, да совершит им тое церкви нечем...” В декабре 1541 года была получена грамота с разрешением на неуплату податей, скрепленная личной печатью Ивана IV. Вслед за собором в 1544-1545 гг. было совершено устройство и ныне существующей трапезной палаты с церковью Введения.

Внутреннее устройство нижнего и верхнего храмов Спасского собора довольно подробно описано в различных документах монастыря, сохранились и старые фотографии начала XX столетия с интерьерами собора.

Верхний соборный храм несколько раз менял свой облик и причиной тому — пожары. Самый крупный из них произошел в 1811 году, когда от непогашенной свечи сгорело все внутреннее убранство верхнего храма. К ремонту приступили только в 1813 году, а годом раньше, в 1812 г., в полусгоревшем храме хранились вещи из Патриаршей ризницы, Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего монастырей и некоторых московских соборов.

Ремонтные работы начали с переделки крыши и глав, в ходе которых разобрали закомары, сделали четырехскатную крышу и полностью изменили форму глав собора.

Нынешние посетители монастыря видят отреставрированный вид храма, таким он был в древние времена. К сожалению, в настоящее время утрачены росписи паперти верхнего храма, лишь частично они сохранились в арке Святых ворот.

Одновременно с ремонтом соборного храма снаружи начались и восстановительные работы внутри здания. В 1813 году монастырь заключил договор сроком на два года с резчиком по дереву крестьянином Ярославской губернии Семеном Стрелковым на изготовление нового иконостаса. Проект и эскиз иконостаса сделан усердием монаха монастыря соборного старца ключаря Василия. Стоимость иконостаса оценивалась в 5500 рублей, а сам договор строго определял ход работ и их условия: “... резьбу и порезку делать по задачам архитектора и по воле настоятеля..., столярную и резную работу производить из собственного материала, употребляя на столярную сосновый, на резную липовый, на доски иконные ольховый лес лучшей работы”.

В последующие годы были исправлены обгоревшие стены, устроены декоративные карнизы, сделаны хоры, настлан чугунный пол, окончен иконостас, написаны в 1816 году иконы и при архимандрите Гаврииле совершено 3 июня 1817 года освящение храма преосвященным Онисифором, епископом Вологодским и Устюжским.

Опись монастыря 1819 года так описывает внутреннее убранство верхнего храма: “... иконостас сосноваго дерева, столярной, с колоннами, гладной, по нем разные накладные штучки..., царские двери резные виноградными лозами и цветами..., паникадило посреди церкви против иконостаса небольшое медное, отбеленное с бубенчиками, о семи подсвечниках..., около всего иконостаса решетка с растворками железная, вычерненная...” В самом иконостасе находилось более восьмидесяти икон.

К XIX столетию в Соборе существовали следующие приделы:

 

верхний храм: главный — Всемилостиваго Спаса Происхождения Честных Древ, в центральном алтаре;

Преображения Господня — в южной паперти,

Александра Невского — в северной паперти;

 

нижний этаж собора: главный — Преподобного Димитрия и Благоверного князя Игнатия, Прилуцких Чудотворцев;

Сергия Радонежского — по правую сторону главного;

Сретения Господня — по левую сторону главного;

Богоявления Господня и Успения Св. Анны.

На протяжении XIX столетия украшением соборного храма занимались как наместники монастыря, так и благочестивые вкладчики. Так, в 1818 году усердием купца Ивана Рыбникова был отремонтирован и украшен Преображенский придел в южной паперти, а в 1831 году в нижнем зтаже собора на северной стороне сделан придел во имя св. Анны усердием бывшего вологодского гражданского губернатора.

Изучая всевозможные документы монастыря прошлых веков, постоянно приходится утверждаться в том, что былое благочестивое украшение храмов монастыря, множество икон, церковной утвари, книг, святынь — всё это когда-то отражало церковное усердие живших тогда людей. Очень многого сейчас нет, тем ценнее для нас память духовная о тех, кто много веков назад молитвенным усердием созидал для нас, ныне живущих, - “дома Божии”. Мы приходим в Спасский собор монастыря с памятью о них, с благодарностью за возможность именно сейчас молиться в этих древних стенах, которые “слышали” молитвы многих тысяч прежде молившихся здесь.

История Спасского собора монастыря — это всегда повод к напоминанию о связи нынешнего монастыря с его прошлым.

 

“Подвергается разрушению...”

1917 год закончился без каких-либо явных изменений в жизни обители. Летом сделали ремонт трапезной, заготовили дрова на зиму, продали ненужный скот, подписались на журналы, получили неплохой доход, значительная часть которого состояла из кружечного сбора (на железнодорожном вокзале, Гостиннодворской площади, у раки прп. Димитрия в монастыре, в часовне на Архангельской дороге) и с процентов от банковских вкладов. Были и денежные вклады от частных лиц. Кроме обычных расходов на нужды монастыря и братии ежемесячно обителью вносились денежные суммы на лечение раненых солдат в городских госпиталях.

Следующий, 1918 год, приносит существенные изменения. Согласно “Ведомости о монастыре за 1918 год”, подписанной архимандритом Нифонтом, храмы и строения, утварь, всё имущество ещё принадлежат монастырю. Но уже занята монастырская гостиница под казарму для красноармейцев. Для сохранения церковного достояния от захвата в ноябре этого же года из жителей сёл и деревень Семёнковской волости организуется Религиозное Общество Православных Христиан. Оно приняло на себя попечение о храмах и всём имуществе монастыря. Председательствовал в нём К.А.Мартьянов. В списке членов Общества значатся около 800 фамилий, хорошо знакомых сегодняшним жителям Прилук: Собенины, Водолазовы, Глушицкие, Власовы и др

Более пяти лет церковная община с настоятелем отцом Нифонтом поддерживали жизнедеятельность монастыря. 2 августа 1924 года на заседании президиума Вологодского губернского исполнительного комитета было вынесено постановление о закрытии “культовых учреждений бывшего Прилуцкого монастыря”.

После 1918 года из всех церквей монастыря действующим остался Спасский собор. Церковное имущество храмов было описано. Почти всё оставалось в монастыре на своих местах, но вскоре начались санкционированные властью изъятия церковного имущества. В 1919-1923 гг. большую часть изъятий проводили через губернский Финотдел (напрестольные кресты,потиры, дискосы и многое другое из храмового имущества). Особенно много по стоимости и неоднократности изъятий было сделано в фонд помощи голодающим в 1922-1923 гг. и в губернский Финотдел. Сохранились документальные сведения о продаже вещей из ризницы частным лицам.

С 1923 года началось описание и оценка предметов из монастырской ризницы. Производил их сотрудник Вологодского музея И.В.Федышин. Благодаря этому ценные иконы, утварь удалось обезопасить от различных изъятий, а в конечном итоге многое из монастырского достояния сохранилось до наших дней. За полгода до закрытия монастыря, в апреле 1924 года, комиссия из представителей Вологодского уездного исполнительного комитета, Губфинотдела, музея, настоятеля монастыря архимандрита Нифонта и церковной общины осмотрели вещи, предполагаемые для передачи в музей. При этом представители прихожан Мартьянов и Давыдов просили не снимать иконы и не нарушать убранства храма во избежание конфликтов с верующими. Убеждения со стороны музейных работников представителей новой власти дали тогда результат: на некоторое время монастырские храмы с их убранством и имуществом оставили в неприкосновенности. В 1924-1926 гг. как художественно-исторические ценности в Вологодский музей были переданы чудотворная икона прп. Димитрия Прилуцкого, Киликиевский крест, вкладная церковная утварь, облачения, книги, архивы и документы монастыря.

После закрытия монастыря и прекращения деятельности общины, в августе 1924 года Спасский собор был опечатан, а уже в сентябре того же года Вологодскому губсобесу передали право использования построек. В монастыре разместился инвалидный дом, находившийся здесь вплоть до февраля 1930 года. Выбор построек монастыря для поселения инвалидов был явно неудачен. Все шесть лет от жителей инвалидного дома шли жалобы на сырость и холод в помещениях (так, например, под жильё переоборудовали Всехсвятскую церковь, которую невозможно было отопить). Под жилье использовали братско-настоятельский корпус,за водой ходили на реку, да и на содержание самого дома выдавалось очень мало средств. Их еле хватало на мелкий ремонт.

В 1926 году сотрудники музея и представители Губисполкома осмотрели монастырь и сделали опись всех зданий и имущества: “... в нижней церкви главного храма вспучило пол, повреждён иконостас, отвалилась штукатурка, появились трещины..., у каменного летнего настоятельского корпуса, где раньше размещалась трапезная палата, северная стена отклонилась от вертикального положения, корпус бывшей гостиницы имеет большие разрушения, стены истрещились,пол разобран, рам частично нет, лестница нарушена, облицовка кафельных печеней разобрана... Колокольня имеет незначительный уклон, висевший колокол упал и лежит на полу колокольни. Каменная ограда, отделяющая сад, разрушена. Башни имеют значительный крен и трещины. Охраны всего монастыря нет. Собес на себя ремонт не берёт... Монастырь в общем подвергается разрушению...”.

В это время музей активно просит передать ему постройки монастыря полностью или частично, беря на себя ответственность за их сохранность, но получает отказ. Инвалидный дом, разместившийся в стенах монастыря в1924 году, оставался здесь до 1930 года. Позже его жителей перевели в Прилуки, поселив в домах священников.

Зимой 1930 года Вологда становится центром пересыльных пунктов Северного края. Уже к лету 1930 в город прибыло более 54 тысяч человек. Для их размещения использовали закрытые церкви Вологды и близлежащих городов — Грязовца и Кадникова.

С этой целью в январе 1930 года приступили к ремонту и приспособлению зданий монастыря и бараков в селе Прилуки. Пересыльный пункт “Прилуки” по количеству содержащихся переселенцев значился самым крупным: в поселке и в монастыре предполагалось разместить 6500 человек. Существовал он, согласно документам, с февраля 1930 до начала 1931. В первых числах февраля 1930 года прибыли первые партии переселенцев, среди которых были семьи с детьми. Очень скоро, уже в марте, из-за нехватки хлеба и продовольствия, холода и болезней люди начали умирать. В дальнейшем случаи смерти стали постоянными. Старожилы знают о захоронениях переселенцев на кладбище церкви Свт. Николая Чудотворца “на Валухе” в селе Прилуки. Есть неподтвержденные пока сведения о захоронениях и в самом монастыре.

Представленный материал не претендует на всеобъемлющее изложение событий тех лет и не носит оценочного характера. Этот очерк — первоначальная попытка рассмотрения сложного и серьёзного периода в жизни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Марина Геннадьевна
Давыдова

 № 9-10 (77-78), 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.