logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ

 

В местах священных

Не много сохранилось до нашего времени материальных следов деятельной жизни преподобного Агапита Маркушевского, подвизавшегося и убиенного в наших краях в конце XVI в.

В фондах Тотемского музейного объединения хранятся два храмозданных деревянных креста с памятным текстом о начале строительства монастыря, да еще документы, касающиеся его хозяйственной деятельности. Тем ценнее для нас воспоминания паломников, посетивших в 1905 г. святые места (см: Следников Н. В местах священных по воспоминаниям о преподобном Агапите Маркушевском. Вологодские епархиальные ведомости, 1905, № 17. Прибавления).

Путешествие они начали с деревни Каликино, обитатели которой, подстрекаемые неким Богдашкой Ляховым, убили преподобного Агапита и двух сопровождавших его послушников, когда он возвращался с принадлежащей монастырю мельницы на р. Ломе. Рядом — два храма Заборского Царево-Константиновского прихода. (По свидетельству здешнего старожила и знатока истории родного края А. Юшманова Николаевская каменная церковь этого прихода была окончательно разрушена в 1955 г.) Неподалеку нашли старое русло Уфтюги — наиболее вероятное место убийства. Священник названного прихода имел намерение ходатайствовать об устройстве часовни на месте обретения мощей (годами ранее этот вопрос ставил волостной старшина — житель дер. Каликино), однако по каким-то причинам она так и не была устроена.

Далее путь лежал через с. Ромашево и Тарногский (тогда — Шевденицкий) Городок на Маркушу. Сильное впечатление на путников произвели деревянные, темные, довольно высокие стены бывшего монастыря, уже в начале прошлого века бывшие большой редкостью. За стенами — высокий каменный храм, перед ним — обширная площадь, остатки брёвен разобранной около 1900 г. деревянной церкви, построенной при игумене Вассиане в 1757г., незадолго до закрытия обители. Часовня, поставленная священномучеником сразу по приходе на Маркушу, благоговейно заключена в часовню-футляр (таким же образом доныне сохраняется часовня постройки основателя Кирилло-Белозерского монастыря). Другая часовня была поставлена в 1864 г. на месте убийства местночтимого игумена Кесария. Упоминают паломники и довольно ветхий памятник на месте престола первоначального Никольского храма.

Внутри храма Благовещения Пресвятой Богородицы главная святыня — чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца (Великорецкого), который, согласно житию святого Агапита, и указал ему путь в эти места. Был он немного более четверти аршина (по другим данным, размер иконы был 6х4 вершка, или примерно 27х18 сантиметров), прекрасного старинного письма (“видно, не коснулась его невежественная рука”), в хорошей ризе с эмалевыми украшениями и золотой цатой (подвесками).

Конечно, многое из увиденного паломниками начала прошлого века нам уже никогда не увидеть. Бревна монастырских стен в 1930-е годы пошли на постройку свинарника. В Благовещенской церкви после ее закрытия в 1930 г. размещался склад, в 1936 г. она была переоборудована под клуб, затем — снова под склад, пока, наконец, не была полностью разрушена на рубеже 1950-х - 1960-х годов. Однако не исключено, что письменные источники, упоминаемые в дореволюционных изданиях — старинное житие священномученика Агапита, тетрадь с записями о чудесах от образа Святителя Николая Великорецкого — сохранились в неизвестности до нашего времени. Неясна и судьба самого чудотворного образа после закрытия Благовещенской церкви.

Православные христиане Нюксеницы, где начинается строительство храма во имя Агапита Маркушевского, а также все, кому дорога история родного края, с благодарностью примут любую информацию об утерянных, но, может быть, ещё не утраченных святынях.

Владимир Иванович
КОРДЮКОВ

9-10 (77-78), 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.