logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЕТ ХРИСТОВ

 

Главное - возрождение духа

Ответы епископа Максимилиана
на вопросы редактора газеты
“Православный Санкт-Петербург” А.Г.Ракова.

1. Земли, относящиеся теперь к Вологодской епархии, как и вся русская земля, освящены жизнью и подвигом преподобных отцев, молитвенников и подвижников — преподобного Кирилла Белоезерского, преподобного Нила Сорского, святителя Игнатия Брянчанинова. В чем особенности служения на этой кафедре?

Говорить об особенностях служения на Вологодской кафедре сложно, т.к. все познается в сравнении, для этого необходимо сравнить это служение на Вологодской кафедре со служением на других кафедрах. У меня такого опыта нет, но есть опыт общения с другими архиереями. Конечно, из общения можно лишь кое-что узнать об особенностях, но это будет далеко не полная картина. Главной особенностью Вологодской епархии является сонм святых, прославленных Русской Православной Церковью. Ни одна из других епархий не имеет такого количества святых, такого количества молитвенников пред Богом. Вероятно, поэтому у нас жизнь церковная, да и не только церковная, но и гражданская проходит довольно спокойно и мирно, без особых потрясений и сложностей. Конечно то, что я несу монашеское послушание на земле Северной Фиваиды, накладывает на меня особую обязанность стремиться хотя бы в чем-то подражать святым земли вологодской. К сожалению, не всегда получается так, как этого хотелось бы. Кроме того, в наше непростое время мы должны усугубить наши молитвы к святым, особенно к тем, кто подвизался там, где мы живем. Поэтому очень часто приходится выезжать из г. Вологды на праздничные богослужения, посвященные вологодским святым, во все концы Вологодской епархии. В среднем за год, в связи с выездом на богослужения, приходится проезжать на автомобиле около 20000 км и на это затрачивается более двух месяцев. Это, наверное, главные особенности службы на земле Северной Фиваиды.

 

2. Расскажите о возрождении монашеской и приходской жизни в вашем крае.

Монашеская и приходская жизнь довольно активно возрождается. Главной задачей является не увеличение количества открытых монастырей и приходов, а повышение качества, то есть возрождение духовной жизни, так как количество открытых монастырей и храмов еще не является показателем высокого уровня духовной жизни. Сколько было храмов и монастырей перед революцией! Большинство из них блистало внешним благолепием. Было огромное количество духовенства и монашествующих. Храмы и монастыри были переполнены молящимися. Но все это было главным образом внешнее. Если бы была крепка духовная внутренняя жизнь и на высоком уровне, Господь не попустил бы разрушить все это в мгновение ока. “Церковь не стены, но народ благочестивых людей”, как сказал святитель Иов, Патриарх Московский. Возрождение должно начинаться с возрождения душ, а это процесс очень сложный и длительный. Для этого достаточно посмотреть на историю любого монастыря. Например, Троице-Сергиева Лавра. Пришел на г. Маковец преподобный Сергий со своим братом. Долго они подвизались вдвоем. Потом Преподобный остался в одиночестве и подвизался не один год, восходил от силы в силу, перенес множество искушений и только когда пришел “в меру мужа совершенного”, к нему, как к светильнику, горящему в темном месте, стали постепенно собираться братия, единодушные Преподобному. А затем, придя в меру духовного совершенства, ища более высоких подвигов, удалялись в непроходимые дебри, главным образом в вологодские леса. Вот и мне кажется, что главное это духовное возрождение в первую очередь монашества и духовенства. Духовно возросшие монахи и священники будут привлекать к себе людей, ищущих духовного совершенства, и эти люди, возрастая, будут привлекать все новых и новых искренних тружеников на ниве Христовой. Этот процесс длительный, но спасительный. На мой взгляд, на Вологодчине этот процесс идет и начинает приносить первые плоды. Пока за 8 лет управления Вологодской епархией количество монастырей возросло в три раза, количество приходов — в два, количество духовенства — в два раза, но, несмотря на это, мне остается повторить слова Спасителя “Жатвы много, делателей мало”.

 

З.Как складываются отношения с музеями, разместившимися в монастырях? Идет ли разговор о передаче Церкви Ферапонтова монастыря?

Во взаимоотношениях с работниками музеев стараемся искать и обращать внимание не на то, что нас может разделить, а на то, что нас объединяет, поэтому взаимоотношения с музеями у нас складываются рабочими и доброжелательными. А нас объединяет очень многое: общие задачи, история, ценности и т.д. Строя взаимоотношения со всеми людьми, и в том числе и с представителями музеев, я стремлюсь подняться над личными интересами и симпатиями, и смотреть на проблему шире. Главным во взаимоотношениях считаю сохранение мира. Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) часто говорил, что лучше малое дело в мире, чем большое дело во вражде. Почему? Потому что вражда со временем ослабит и уничтожит большое дело, а мир укрепит и умножит малое дело.

Разговор о возможности передачи Русской Православной Церкви Ферапонтова монастыря был начат сразу, как только я прибыл на Вологодскую кафедру. Этот вопрос довольно сложный, так как ансамбль Ферапонтова монастыря включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссии из специалистов министерства культуры России пока дают отрицательные ответы не только о возможности передачи монастыря, но и возобновлении монашеской жизни в стенах древней обители, но даже и о возможности совершения торжественного богослужения в соборе в юбилейном 2002 году, когда фрескам исполнится 500 лет. К сожалению, пока еще никак не удается начать совместное обсуждение данного вопроса специалистами с обеих сторон, несмотря на все мои усилия, идет простая переписка, в ходе которой меня извещают о том или ином решении, принятом комиссией специалистов министерства культуры России. Даже разговор с Н.Л.Дементьевой, которая в то время была министром культуры РФ, закончился безрезультатно. В настоящее время, в ответ на наши предложения со стороны светской власти звучит категорическое “нет”. Однако меня не покидает надежда на то, что начнется конструктивный диалог и этот вопрос сдвинется с мертвой точки.

 

4.Будет ли размещен в Кирилло-Белозерском монастыре туристический комплекс?

О размещении в стенах Кирилло-Белозерского монастыря туристического комплекса мне ничего не известно. В юбилейном для Кирилло-Белозерского монастыря 1997 году, когда ему исполнилось 600 лет, в районной газете было несколько публикаций о том, что в стенах Кирилло-Белозерского монастыря с помощью испанцев планируется размещение гостиницы европейского уровня. И это в то время, когда там уже располагался действующий монастырь. Гостиница европейского уровня предполагает наличие автостоянки, ресторана, варьете, пляжа и многого другого, что трудно совместить с действующим монастырем и памятью о наших святых предках, подвизавшихся в стенах обители. Такое использование святой обители можно расценить как кощунственное. Мне пришлось обратиться с просьбой о недопущении строительства гостиницы начиная с губернатора Вологодской области вплоть до министра культуры РФ и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И только после того, как министр культуры РФ Н.Л.Дементьева написала о том, что строительство гостиниц в стенах древней обители нарушает законы РФ, планы строительства гостиницы были отменены.

 

5.Восстанавливается ли церковь на родине святителя Игнатия (Брянчанинова)?

На родине святителя Игнатия восстановление храма идет на скудные средства верующих и доброхотов. Когда я прибыл на Вологодчину, в храме не было крыши и уже шло разрушение стен. Сейчас стены храма восстановлены, он закрыт крышей. Идут каменные работы по строительству столпов для установки на храме купола первоначальной формы. Кроме того, туда регулярно выезжают дети воскресных школ и светских организаций для уборки территории, кошения травы, приведения в порядок старинного липового парка, подсадки деревьев, проведения небольших научных исследований и других работ. Еженедельно служатся молебны. Скоро в одном из домов, переданных Русской Православной Церкви, будет открыта небольшая экспозиция, посвященная святителю Игнатию. Идет диалог о передаче Русской Православной Церкви здания усадьбы Брянчаниновых, но здесь трудности юридического порядка. Для координации всех этих действий в епархии образована комиссия по обеспечению деятельности усадьбы в Покровском.

 

6. Существует мнение, что возрождение России начнется с провинции. Действительно, люди, живущие вдали от крупных городов, чище, добрее, спокойнее, т.е. ближе к христианским добродетелям, чем столичные жители. Ваше мнение по этому вопросу.

Согласен с Вами в том, что люди в глубинке более порядочные, чем в центре. Но в то же время надо отметить, что тон в нашей жизни задаёт центр, а затем его подхватывает глубинка. Поэтому мне не хотелось бы идеализировать глубинку. По мере удаления от центра разница становится все заметнее. У нас есть деревни, где по сей день у двери ставится сторожок, то есть палка, которая указывает, что хозяев нет дома. Кроме того, в глубинке люди имеют ложное чувство ущербности перед горожанами, и пытаются от них не отставать, и подчас даже превзойти. Но свое отставание они замечают не в добродетелях, а в грехах и пороках, возведенных в ранг современного образа жизни. Сейчас идет активное насаждение в душах людей новой, чуждой для России иерархии ценностей. Как может глубинка противостоять этой агрессии, которая направлена на нравственную деградацию, подмену истинных духовных ценностей ложными, которую усиленно насаждают в душах людей всеми доступными средствами? “Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонению внешней грубой силе. Внедряются как начала “нормальной жизни” жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой”, — пишет Святейший Патриарх Алексий II. Глубинка постепенно развращается. Мне кажется, необходимо пресечь поток безнравственной пропаганды, развращающей людей, который идет главным образом из центра. Если это будет сделано, тогда в души людей необходимо будет насадить православную веру, нравственность, духовность — это должно стать стержнем будущего возрождения страны, и тогда глубинка как менее пострадавшая от духовной агрессии начнет быстрее нравственно возрождаться. “Если не будет нравственного возрождения, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, — грядет торжество деструктивных сил и закат человеческой истории”.

 

7.Каким Вам видится современный христианин, на что ему надо обратить главное внимание?

К сожалению, христианство все более и более становится внешним, то есть обращается внимание на внешнюю сторону христианства, исполнения необходимых таинств и обрядов. Утром и вечером исполнить молитвенное правило. Не важно, с каким сердечным расположением, главное — исполнить. Побывать в храме за праздничным богослужением, приступить к таинствам. При этом мало обращается внимание на то, с каким внутренним расположением это делается, для чего это делается, христиане мало обращают внимание на зависть, злобу, осуждение, которыми полно сердце. В христианстве люди должны искать не внешнего блеска и славы, а способы, как избавиться от злопомнения, осуждения, подозрительности, раздражительности и других пороков. Мы все идем к вечности и должны насадить в своей душе свойства Нового человека, уподобиться Богу. Для этого молитвы и посты, богослужения и таинства, духовный совет и беседа, для этого чтение святых отцов. Все христиане обязаны так жить, но так живут немногие. Критерий правильного пути — это сокрушенное, смиренное сердце. Если оно таково — мы идем верным путем, если смирения сердечного нет — мы на ложном пути. По мнению святых отцов, успех духовной жизни измеряется смирением, а его практически нет. Есть внешняя форма смирения, но почти нет истинного. Недаром святитель Тихон Задонский еще в XVIII веке писал: “Христианство удаляется от людей — остается одно лицемерство”. С сожалением приходится наблюдать, как в Церкви появляются люди, которые приходят в нее и, быстро набравшись внешних знаний, начинают активно учить, как надо Церковь улучшать и оздоравливать. Хотя процесс оздоровления должен в первую очередь касаться не её внешней стороны, а внутреннего очищения души. Это малозаметно и сложно. Гораздо эффектнее с высокой трибуны обвинить Церковь в недостатках, тем самым, завоевав без особого труда звание борца за чистоту Православия и косвенно показав, что эти недостатки ему не присущи. Каковы причины такого явления в Церкви? Прекрасный ответ дает на этот вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), который неоднократно предупреждал об опасности внешних мер, направленных якобы на оздоровление Церкви, но могущих ее окончательно уничтожить. Главную причину он видит в самомнении. “Самомнение рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце. Оно любит выказывать себя, оно позволяет себе отклоняться от точного повиновения Св. Церкви — умнее её”. Вот главная причина падения нравов и, как следствие этого, большинства бед, как у каждого человека, так и во всем нашем государстве. Значит главное — это повиновение Церкви, то есть следование учению святых отцов, которые учили в первую очередь видеть свои слабости и с ними начинать борьбу. Только после этого может прийти и нравственное оздоровление нашего общества, ибо, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), падение нравственное всегда предшествует расстройству гражданскому, предвещает это расстройство.

 

8. Как в Вологодской епархии изучается подвиг новомучеников? Расскажите нашим читателям о подвиге епископа Варсонофия.

Для изучения подвига новомучеников еще в 1992 году была образована епархиальная комиссия по канонизации святых, которая существует по сей день. Трудами членов этой комиссии были предоставлены материалы комиссии на 14 новомучеников. Все они были прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Но комиссия не закончила своей работы на этом. Были предоставлены материалы на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации святых о включении в Собор новомучеников священника Виктора Усова, который канонизирован в декабре 2000 г. Готовятся новые материалы.

Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 году в Новгородской губернии в семье псаломщика. Он окончил духовное училище и Новгородскую духовную семинарию. В 1894 г. определен помощником епархиального миссионера. Продолжая активно нести труды миссионера, в 1895 году, в Великую Субботу, он принял монашеский постриг и затем священный сан. В беседах святитель Варсонофий начинал разговор о предметах близких и понятных слушателям, а затем умело переводил разговор к вопросам духовным. Он с уважением относился к своим слушателям, не высмеивая их слабости и недостатки. Таким обращением с простым народом он быстро снискал к себе их глубокое уважение и доверие. В декабре 1916 года его рукополагают во епископа и назначают викарием Новгородской епархии. 31 января 1917 года он прибывает в г. Кириллов. Благодаря своей подвижнической жизни, любви к народу, милостивому сердцу и ораторскому таланту он быстро завоевал авторитет в народе. Он старался не принимать участие в политической борьбе, сосредоточивая свои усилия на поднятии религиозности в народе, но в то же время давал духовную оценку тому, что происходило в нашей стране. 14 сентября 1918 года он был арестован и помещен в тюрьму. Всю ночь он провел в молитве, а уже наутро был расстрелян недалеко от г. Кириллова у горы Золотухи. В ответ на телеграмму о случившемся, которая была послана в Новгород, епископ Тихвинский Алексий (Симанский) написал : “...Житие его было честно и успение со святыми...”. В настоящее время на месте расстрела епископа Варсонофия (Лебедева) стоит деревянный крест с соответствующей надписью.

9-10 (77-78) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.