Благовестник

 

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

Вологда Православная

 

 

 

ОБРЕТЕНИЕ УТРАЧЕННОГО ПОРТАЛА В июле-августе 2002 года в ходе ремонтно-реставрационных работ в храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке на подворье Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в Вологде в массиве кладки западной стены основного объема храма были обнаружены значительные фрагменты перспективного портала, который некогда обрамлял главный (западный) вход в храм. Это достаточно хорошо сохранившиеся, покрытые росписью части портала, выложенные из лекального кирпича с применени ем белого камня. Точнее - внешняя и следующие за ней арки, лишенные большей части своего завершения. Вместе с остальными арками оно было утрачено при растёске дверного проема и замене его арочного перекрытия на балочное. От внешней арки до нашего времени дошли тонкие колонки с рельефными белокаменными дыньками и жгутами, установленные на сложные профилированные основания, импосты и нижние части архивольтов. Основания колонок окрашены синим, дыньки - желтым и голубым, а сами колонки и архивольты - оранжевым цветом, на фоне которого отчетливо выделяются нанесенные желтой и голубой краской растительные орнаменты. От второй арки сохранился фрагмент примерно такого же размера. Он отличается от первого лишь тем, что сама арка опирается на прямоугольные в плане пилоны, расписанные по белому фону растительным орнаментом синего цвета. Особенности кладки не вызывают сомнения в том, что портал относится ко времени создания храма. Вероятно, при начале реставрационных работ в храме, которые, кстати сказать, осуществляются исключительно по инициативе и силами самого Спасо-Прилуцкого монастыря, трудно было себе представить, что одним из результатов их станет столь важная с археологической точки зрения находка. Она тем более удивительна, что в процессе тщательных археологических исследований памятника, проведенных в 1987-1988 годах под руководством архитектора И.Б.Медведева, в этих местах не было сделано ни одного пробного зондажа, а значит, никак не предполагалось существование остатков западного портала. Несмотря на то, что для более детальных выводов, быть может, потребуются еще и немалое время, и значительные исследовательские усилия, трудно недооценить как сам факт этой находки, так и ее потенциальную роль в уточнении архитектурного облика храма или в изучении его истории. ТОТ вид, в котором храм препо- добного Димитрия дошел до наших дней, он приобрел к концу XVIII века. При этом необходимо, конечно, иметь в виду, что в советское время храму (главным образом, его интерьеру) был нанесен немалый ущерб. История самой церкви преподобного Димитрия на Наволоке (наволоками называли низменные места речных берегов, куда при разливах реки наносило много ила) выходит к концу XIV века. По церковному преданию храм возник на месте дома вологодского кожевенника, у которого преподобный Димитрий поселился после того, как его изгнали из своих земель жители Авнежского края. После кончины Преподобного хозяин дома в память о его пребывании поставил здесь часовню. Но когда Преподобный был канонизирован, ее сменила деревянная церковь. (Первые упоминания о ней относятся к началу XVII века). Впоследствии вместо нее был возведен каменный храм, сохраняющийся и поныне. По вопросу о времени его создания до сих пор не существует единого мнения. Строительство церкви относят либо к середине - второй половине XVII века, либо к 1710-1711 годам. Надо сказать, что за неимением конкретных источников обе версии, хотя и подкреплены развернутой аргументацией, носят чисто гипотетический характер. Таким образом, в Заречной части города на низком берегу реки Вологды появился каменный пятиглавый холодный храм на высоком подклете. С востока к центральной его части примыкала пятигранная в плане алтарная апсида, с запада - небольшая открытая паперть с лестницей-всходом и крыльцом. С севера вплотную к храму был пристроен теплый придел во имя Всех Святых. Центральный объем храма не имел столпов и был перекрыт пологим сомкнутым сводом. Сложенные из кирпича и скупо декорированные стены покрыты известковой обмазкой и выбелены (ныне окрашены в два цвета - белый и желтый). В 1721 году интерьер храма был расписан ярославскими мастерами. В 1750-1759 годах рядом с холодным храмом вместо разобранного придела во имя Всех Святых на средства купца А.А. Рыбникова построили самостоятельную небольшую теплую церковь с колокольней. Характер ее архитектуры выдержан в форме московского барокко конца XVII века. Первоначально ее освятили во имя Всех Святых, но в 1836 году переосвятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Значительный ущерб церкви преподобного Димитрия нанес пожар 1778 года. Он полностью уничтожил интерьер, но уже через четыре года, в 1782 году, храм был восстановлен. В этот же период появились пышные барочные иконостасы, на главах установлены железные, вызолоченные листовым золотом просечные кресты и на пожертвования купца М.И.Рыбникова перестроена западная часть храма: возникла "огромная, длинная, неуклюжая паперть, якобы в русском стиле" с приделом преподобного Максима Исповедника - небесного покровителя М.И. Рыбникова - с юга и ризницей и архивом - с севера. Эту меткую характеристику дал паперти видный петербургский историк архитектуры и архитектурный критик начала XX века Г.К. Лукомский (см. его книгу "Вологда в её старине", 1914). Выпускник Академии художеств, архитектор по образованию, человек, без сомнения, с тонким эстетическим вкусом, он очень точно почувствовал тот диссонанс, который внесла в архитектуру храма перестроенная западная часть. Массивные, поставленные на высокий подклет объемы придела и ризницы, вобрав в себя крыльцо и старую паперть, образовали крупный монолитный блок, не только нарушивший равновесие между четвериком, апсидой и папертью, но и снизивший ведущее композиционное значение наоса. В процессе перестройки, очевидно, был растесан западный дверной проем и заложены остатки оказавшегося таким образом в закрытом помещении портала. Исчезновение западного портала значительно обеднило архитектуру храма: тема входа, начатая двойной висячей аркой крыльца с белокаменной бусиной, осталась без своего завершения - арочного обрамления западного входа. В этой связи интересно отметить, что композиционной цельности входной части храма наряду с взаимосвязью основных архитектурных форм (арок) способствовало единство отдельных деталей: например, почти идентичная рельефная обработка бусины на фасаде крыльца и дынек на колонках портала. Уничтожение западного портала привело не только к искажению внешнего вида храма. Пропал один из тех атрибуционных признаков, который вкупе с другими фактами помог бы дать ответ на некоторые нерешенные вопросы по истории создания церкви преподобного Димитрия. Позволим себе сделать некоторое предположение. Так роспись портала, тождественная по цветовой гамме расписным порталам храмов Ярославля (ср., например, с порталом церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671-1687, расписан в 1700), композиция храма - пятиглавый храм на подклете без трапезной, архитектурные формы крыльца, глухие барабаны глав указывают на участие в его создании ярославских мастеров. Но в то же время сами формы портала, так же, как и общий характер архитектуры церкви, говорят о следовании местным зодческим традициям. Кроме того, обращают на себя внимание некоторая упрощенность декора фасада, хаотичное расположение окон на северной и южной стенах четверика и такие отличительные особенности общего объемно-пластического решения, как пропорциональное несоответствие между размерами четверика и глав и редкая расстановка главок. (На это обратил внимание еще Г.К. Лукомский). Подобные недочеты в архитектурном решении храма свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что его создатели утратили чувство композиционной логики древнерусского зодчества, и, следовательно, о сравнительно позднем времени его постройки - возможно, в конце XVII - начале XVIII века. Несомненно, все эти предположения в дальнейшем могут быть либо подтверждены, либо опровергнуты. Однако ценность самой находки для восстановления первоначального облика храма и последующих исторических исследований останется неизменной. Хочется надеяться, что она послужит своего рода отправной точкой в деле возрождения местной церковной археологии. Алексей Евгеньевич БЕЛОНОЖКИН, историк церковного искусства Санкт-Петербург. № 7-10

 

на сайте


 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.

Hosted by uCoz