Благовестник

 

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

Вологда Православная

 

 ИКОНОСТАС

 

"Благовестник" продолжает публиковать материалы, рассказывающие об иконостасе (первая статья была напечатана в предыдущем номере). К вопросу о расположении икон в праздничном ряду иконостаса Традиция последовательности расположения икон в праздничном ряду прослеживается с сохранившихся до нашего времени Синайских темплонов или эпистилий XII в. (темплон, эпистилий - это горизонтальная иконная доска с несколькими следующими друг за другом изображениями). Расположение сюжетов в праздничном ряду идет в соответствии с ходом событий Нового Завета; но это не произвольный выбор тех или иных праздников, а те евангельские события, которые, составляя годовой литургический круг, особенно торжественно празднуются Церковью, являясь главными этапами промыслительного действия Божия в мире о нашем спасении. Древнейшие праздничные ряды в храмовых ансамблях относятся к XII - началу XIII в. Это уже упоминавшиеся Синайские темплоны из монастыря св. Екатерины, а на Руси - это праздничный чин из иконостаса Софийского собора г. Новгорода - XIV в. Состоят эти ряды из 12 сюжетов: 1. Благовещение; 2. Рождество Христово; 3. Сретение Господне; 4. Крещение; 5. Преображение; 6. Воскресение Лазаря; 7. Вход Господень в Иерусалим; 8. Распятие; 9. Воскресение; 10. Пятидесятница; 11. Вознесение; 12. Успение. Уже в начале своего развития праздничный цикл не был единообразным. Если замысел иконостаса, размер храма, посвящение престола определяют большее количество праздников, то могут быть добавлены следующие события: I. В начале ряда Богородичные праздники - Рождество Богоматери и Введение во храм (Синайские темплоны, рубеж XII-XIII вв.). В Палеологовский период (XIV-XV вв.) сюжетно-тематический ряд усложняется за счет расширения Страстного (известно до 13 сюжетов) и Пасхального циклов. II. В Страстной ряд могут быть включены следующие события (но не все одновременно, в разных памятниках это по-разному): 1. Омовение ног; 2. Тайная вечеря; 3. Преподание хлеба; 4. Преподание вина; 5. Поцелуй Иуды; 6. Приведение к Каиафе; 7. Суд у Пилата; 8. Несение креста; 9. Утверждение креста; 10. Снятие со креста; 11. Испрошение тела у Пилата; 12. Положение в гроб; 13. Оплакивание. III. Пасхальный цикл могут дополнить иконы с изображением следующих событий: 1. Жены-мироносицы у гроба; 2. Явление Христа женам-мироносицам; 3. Явление Христа апостолам; 4. Уверение Фомы. Такие развернутые Страстные, Пасхальные циклы мы можем видеть, например, в эпистилии XIV-XV вв. из ц. Панагии Теоскенастис на Кипре (двухрядная композиция из 23 сюжетов, при этом Страстной цикл представлен шестью, а Пасхальный - пятью сюжетами. 2. В иконостасе Успенского собора г. Владимира (1408-1410 гг.), в котором по описям было всего 25 праздников, и из них 9 - Страстного цикла. 3. В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1425-1427 гг.) в праздничном ряду 19 икон, из них 6 относятся к Страстному циклу. 4. В иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497) в праздничном ряду 24 иконы, при этом Страстной цикл составляют 7 событий, а Пасхальный - 2. Нужно отметить, что в эпистилиях этого времени (XII-XV вв.) посреди праздничного ряда часто помещали 3-фигурный Деисис; при этом Деисис не является дополнением, а становится главным сюжетом, и вся композиция раскрывает содержание алтарной преграды в целом. В XVI веке происходит еще большее расширение тематики праздничного ряда как в поствизантийской традиции, так и в русской. Это может быть связано, по некоторым предположениям, с переходом богослужения от Студийского Устава к Иерусалимскому. В поствизантийских памятниках, например, ц. Панагии Кафолики в Пелендри, мы можем встретить такие сюжеты, как "Явление Христа Марии Магдалине", "Беседы Христа с самарянкой у кладезя". В монастыре св. Неофита близ Пафоса (Кипр) в начале ряда появляется развернутый протоевангельский цикл - "Отвержение даров", "Благовестие Иоакиму", "Благовестие Анне". Встречается пример (тот же храм Панагии Кафолики), когда Благовещение представлено двумя иконами. В русских иконостасах в конце XV - начале XVI вв. расширяется тема Пятидесятницы - появляются иконы "Преполовение" (в праздничном ряду занимает место, подобающее эпизоду отрочества Христа, т.е. после Сретения - в иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря) и "Троица" (ц. архангелов Михаила и Гавриила в Пскове, Рождественский придел Софийского собора в Новгороде, Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде и другие). Также в этих и других иконостасах в это время в праздничном ряду появляются события, не связанные с земной жизнью Христа - "Воздвижение Креста", "Покров". Ко всему вышесказанному можно привести редкий пример, когда праздничный ряд посвящен событиям жизни (а конкретнее, страданиям) одного святого - мученика Евстратия (Синай, XII век, монастырь св. Екатерины, придел в честь мучеников, во главе которых мученик Евстратий). Этот ряд состоит из 11 событий, с 3-фигурным Деисисом в центре доски.

Людмила Алексеевна АРМЕЕВА,
преподаватель иконописной школы
при Московской духовной академии

№7-10

 

на сайте


 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.

Hosted by uCoz