|
"Благовестник"
продолжает публиковать материалы,
рассказывающие об иконостасе (первая статья была
напечатана в предыдущем номере). К вопросу о
расположении икон в праздничном ряду иконостаса
Традиция последовательности расположения икон в
праздничном ряду прослеживается с сохранившихся
до нашего времени Синайских темплонов или
эпистилий XII в. (темплон, эпистилий - это
горизонтальная иконная доска с несколькими
следующими друг за другом изображениями).
Расположение сюжетов в праздничном ряду идет в
соответствии с ходом событий Нового Завета; но
это не произвольный выбор тех или иных
праздников, а те евангельские события, которые,
составляя годовой литургический круг, особенно
торжественно празднуются Церковью, являясь
главными этапами промыслительного действия
Божия в мире о нашем спасении. Древнейшие
праздничные ряды в храмовых ансамблях относятся
к XII - началу XIII в. Это уже упоминавшиеся Синайские
темплоны из монастыря св. Екатерины, а на Руси -
это праздничный чин из иконостаса Софийского
собора г. Новгорода - XIV в. Состоят эти ряды из 12
сюжетов: 1. Благовещение; 2. Рождество Христово; 3.
Сретение Господне; 4. Крещение; 5. Преображение; 6.
Воскресение Лазаря; 7. Вход Господень в Иерусалим;
8. Распятие; 9. Воскресение; 10. Пятидесятница; 11.
Вознесение; 12. Успение. Уже в начале своего
развития праздничный цикл не был единообразным.
Если замысел иконостаса, размер храма,
посвящение престола определяют большее
количество праздников, то могут быть добавлены
следующие события: I. В начале ряда Богородичные
праздники - Рождество Богоматери и Введение во
храм (Синайские темплоны, рубеж XII-XIII вв.). В
Палеологовский период (XIV-XV вв.)
сюжетно-тематический ряд усложняется за счет
расширения Страстного (известно до 13 сюжетов) и
Пасхального циклов. II. В Страстной ряд могут быть
включены следующие события (но не все
одновременно, в разных памятниках это
по-разному): 1. Омовение ног; 2. Тайная вечеря; 3.
Преподание хлеба; 4. Преподание вина; 5. Поцелуй
Иуды; 6. Приведение к Каиафе; 7. Суд у Пилата; 8.
Несение креста; 9. Утверждение креста; 10. Снятие со
креста; 11. Испрошение тела у Пилата; 12. Положение в
гроб; 13. Оплакивание. III. Пасхальный цикл могут
дополнить иконы с изображением следующих
событий: 1. Жены-мироносицы у гроба; 2. Явление
Христа женам-мироносицам; 3. Явление Христа
апостолам; 4. Уверение Фомы. Такие развернутые
Страстные, Пасхальные циклы мы можем видеть,
например, в эпистилии XIV-XV вв. из ц. Панагии
Теоскенастис на Кипре (двухрядная композиция из
23 сюжетов, при этом Страстной цикл представлен
шестью, а Пасхальный - пятью сюжетами. 2. В
иконостасе Успенского собора г. Владимира (1408-1410
гг.), в котором по описям было всего 25 праздников,
и из них 9 - Страстного цикла. 3. В Троицком соборе
Троице-Сергиевой лавры (1425-1427 гг.) в праздничном
ряду 19 икон, из них 6 относятся к Страстному циклу.
4. В иконостасе Успенского собора
Кирилло-Белозерского монастыря (1497) в
праздничном ряду 24 иконы, при этом Страстной цикл
составляют 7 событий, а Пасхальный - 2. Нужно
отметить, что в эпистилиях этого времени (XII-XV вв.)
посреди праздничного ряда часто помещали
3-фигурный Деисис; при этом Деисис не является
дополнением, а становится главным сюжетом, и вся
композиция раскрывает содержание алтарной
преграды в целом. В XVI веке происходит еще большее
расширение тематики праздничного ряда как в
поствизантийской традиции, так и в русской. Это
может быть связано, по некоторым предположениям,
с переходом богослужения от Студийского Устава к
Иерусалимскому. В поствизантийских памятниках,
например, ц. Панагии Кафолики в Пелендри, мы можем
встретить такие сюжеты, как "Явление Христа
Марии Магдалине", "Беседы Христа с
самарянкой у кладезя". В монастыре св. Неофита
близ Пафоса (Кипр) в начале ряда появляется
развернутый протоевангельский цикл -
"Отвержение даров", "Благовестие
Иоакиму", "Благовестие Анне". Встречается
пример (тот же храм Панагии Кафолики), когда
Благовещение представлено двумя иконами. В
русских иконостасах в конце XV - начале XVI вв.
расширяется тема Пятидесятницы - появляются
иконы "Преполовение" (в праздничном ряду
занимает место, подобающее эпизоду отрочества
Христа, т.е. после Сретения - в иконостасе
Успенского собора Кирилло-Белозерского
монастыря) и "Троица" (ц. архангелов Михаила
и Гавриила в Пскове, Рождественский придел
Софийского собора в Новгороде, Рождественский
собор Антониева монастыря в Новгороде и другие).
Также в этих и других иконостасах в это время в
праздничном ряду появляются события, не
связанные с земной жизнью Христа -
"Воздвижение Креста", "Покров". Ко всему
вышесказанному можно привести редкий пример,
когда праздничный ряд посвящен событиям жизни (а
конкретнее, страданиям) одного святого - мученика
Евстратия (Синай, XII век, монастырь св. Екатерины,
придел в честь мучеников, во главе которых
мученик Евстратий). Этот ряд состоит из 11 событий,
с 3-фигурным Деисисом в центре доски.
Людмила Алексеевна
АРМЕЕВА,
преподаватель иконописной школы
при Московской духовной академии
№7-10
|