Благовестник

 

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

Вологда Православная

 

 ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭТИКЕТ:ОБРАЩЕНИЕ

 

 

Большую роль в процессе общения играет способ обращения к собеседнику. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Так, обращение может быть официальным, доверительным, шуточным... Все зависит от того, в каких отношениях с человеком вы находитесь. Но дело даже не в том, какое слово избрать для обращения (гражданин, товарищ, коллега, друг и т.д.), а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение "женщина!", "мужчина!" говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное "эй, ты!" или "эй!". Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. В официальной обстановке, при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми используется вежливое местоимение "вы". Подобная форма обращения свидетельствует прежде всего о вашей собственной культуре. Кроме того, она подчеркивает уважительное отношение к лицу, с которым вы беседуете. Хорошо воспитанный человек будет обращаться на "вы" к любому человеку, с которым беседует, будь то его подчиненный или начальник, человек старше или моложе себя, мужчина или женщина. Обращением "ты" можно воспользоваться, если вы беседуете с близким, хорошо знакомым вам человеком, в неофициальной обстановке. Инициатива и право перехода на "ты" принадлежит женщине и старшим по возрасту. Не торопитесь переходить на "ты" с вашими новыми знакомыми.

Поспешная фамильярность неприятна многим людям так же, как и назойливость. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение "госпожа" и "господин" - оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Обращения "гражданин" и "гражданка" уместнее, скорее всего, для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения: "сестра", "сестричка", "сестрица" - к девушке, к женщине; "брат", "браток", "друг" - к юноше, мужчине. Ведь "истинная любовь объединяет людей в одну семью Божиих детей. Эта любовь во Христе во имя Господа, в Которого мы веруем, связывая между собой людей, делает их воистину братьями и сестрами друг другу" (митрополит Николай Ярушевич). "Потому что все равно Божии, все - чада Божии, члены Христовы; ибо все мы "одно тело и один дух" (Еф. 4,4), всем одна Глава - Христос Бог" (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

К замужним женщинам можно обратиться "матушка"; кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько в нем тепла и любви! Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: "матушка Наталья", "матушка Лидия". Такое же обращение принято и к игумении монастыря: "матушка Иоанна", "матушка Елисавета". К более старшим по возрасту мужчинам принято обращение "отец". Это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное "папаша". Будем помнить, что "отец" - великое и святое слово, мы обращаемся к Богу - "Отче наш", и священника должно называть "отец" или "батюшка".

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем - так, как оно звучит по церковно-славянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!). К диакону следует то же обращение, либо "отец диакон". Но у диакона благословение брать не положено. Обращение "благословите!" - это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священников. При этом надо совершить поясной поклон, касаясь пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую руку на ваши ладони. В этот момент следует поцеловать руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику руку лобызаем, а Самому Христу, Который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей. Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует перед получением благословения "креститься на священника" - то есть осенять себя крестным знамением.

Если вы подходите к нескольким священникам, стоящим рядом, благословение берется по старшинству - сначала у протоиереев, затем у иереев. В присутствии правящего архиерея епархии - епископа, архиепископа или митрополита - священники благословения не дают. Бестактно и неблагоговейно выглядят попытки мирян взять благословение у батюшки во время службы. Для этого есть другое время, тем более, что при прощании благословение тоже испрашивается. Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства - отец, затем мать, а потом дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины. Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т.д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но при этом следует соблюдать нормы приличия; вряд ли будет уместно, скажем, протискиваться к батюшке в другой конец автобуса, полного людей, - в таком или подобном случае можно ограничиться легким поклоном.

В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику обращаться "Ваше Преподобие", а к настоятелю храма, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются "Ваше Высокопреподобие". К епископу обращаются "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство". В разговоре к архиерею можно обратиться и менее официально - "Владыко", а к наместнику монастыря - "отец наместник", или "отец игумен". К Святейшему Патриарху принято обращаться "Ваше Святейшество".

Как приветствовать друг друга? В каждой местности у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки типа "привет", "чао" или "пока" выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. В древности христиане приветствовали друг друга возгласом: "Христос посреди нас!", слыша в ответ: "И есть, и будет". Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: "Христос Воскресе, радость моя!". Современные христиане так приветствуют друг друга от Пасхи Христовой до Вознесения Господня (то есть на протяжении 40 дней): "Христос Воскресе!" - и слышат в ответ: "Воистину Воскресе!" В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: "С праздником!" При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. Входя в дом, надо сказать: "Мир вашему дому!", на что хозяева отвечают: "С миром принимаем!". Существует обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: "Аминь".

Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: "Ангела за трапезой!" Уходящих из дома можно напутствовать словами: "Ангела-хранителя тебе!", перекрестив их. Можно также сказать: "Храни тебя Господь!", "Помощи Божией!", "Прошу твоих святых молитв!" и тому подобное. За все принято тепло и искренне благодарить ближних словами: "Спаси Господи!", "Спаси Христос!" или "Спаси тебя Господь (Бог)!", на что положено ответить: "Во славу Божию". Нецерковным людям, возможно, эти слова не будут понятны - им лучше сказать: "Благодарю вас!" или "Я от всей души вам благодарен!"

Также нужно учитывать, что, принуждая себя к сдержанности и обходительности со всеми - даже с теми, кто нам не очень-то приятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке. И эта элементарная вежливость помогает нам, невзирая на лица, стяжать смирение, терпение и любовь к ближнему. Вспомним слова апостола: "Все у вас да будет с любовью" (1 Кор.,16, 13-14; "Будьте долготерпеливы ко всем" (1 Фес. 5, 14).

Диакон Александр ЛИПИН,
выпускник ВПДУ

№ 7-10

 

на сайте


 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.

Hosted by uCoz