|
Большую роль в
процессе общения играет способ обращения к
собеседнику. Умение обратиться к незнакомому
ближнему выражает или нашу любовь, или наш
эгоизм, пренебрежение к человеку. Так, обращение
может быть официальным, доверительным,
шуточным... Все зависит от того, в каких
отношениях с человеком вы находитесь. Но дело
даже не в том, какое слово избрать для обращения
(гражданин, товарищ, коллега, друг и т.д.), а в том,
видим ли мы в другом человеке такой же образ
Божий, как и в себе. Конечно, примитивное
обращение "женщина!", "мужчина!" говорит
о нашем бескультурье. Еще хуже
вызывающе-пренебрежительное "эй, ты!" или
"эй!". Но согретое христианской
приветливостью и доброжелательностью, любое
доброе обращение может заиграть глубиной чувств.
В официальной обстановке, при общении с
незнакомыми и малознакомыми людьми используется
вежливое местоимение "вы". Подобная форма
обращения свидетельствует прежде всего о вашей
собственной культуре. Кроме того, она
подчеркивает уважительное отношение к лицу, с
которым вы беседуете. Хорошо воспитанный человек
будет обращаться на "вы" к любому человеку, с
которым беседует, будь то его подчиненный или
начальник, человек старше или моложе себя,
мужчина или женщина. Обращением "ты" можно
воспользоваться, если вы беседуете с близким,
хорошо знакомым вам человеком, в неофициальной
обстановке. Инициатива и право перехода на
"ты" принадлежит женщине и старшим по
возрасту. Не торопитесь переходить на "ты" с
вашими новыми знакомыми.
Поспешная
фамильярность неприятна многим людям так же, как
и назойливость. Можно использовать и
традиционное для дореволюционной России
обращение "госпожа" и "господин" - оно
особо уважительно и напоминает всем нам, что
каждого человека надо почитать, поскольку каждый
носит в себе образ Господа. Обращения
"гражданин" и "гражданка" уместнее,
скорее всего, для работников официальных
учреждений. В православной же среде приняты
сердечные обращения: "сестра",
"сестричка", "сестрица" - к девушке, к
женщине; "брат", "браток", "друг" - к
юноше, мужчине. Ведь "истинная любовь
объединяет людей в одну семью Божиих детей. Эта
любовь во Христе во имя Господа, в Которого мы
веруем, связывая между собой людей, делает их
воистину братьями и сестрами друг другу"
(митрополит Николай Ярушевич). "Потому что все
равно Божии, все - чада Божии, члены Христовы; ибо
все мы "одно тело и один дух" (Еф. 4,4), всем
одна Глава - Христос Бог" (святой праведный
Иоанн Кронштадтский).
К замужним женщинам
можно обратиться "матушка"; кстати, этим
словом мы выражаем особое уважение к женщине как
к матери. Сколько в нем тепла и любви! Жен
священников тоже называют матушками, но
добавляют при этом имя: "матушка Наталья",
"матушка Лидия". Такое же обращение принято
и к игумении монастыря: "матушка Иоанна",
"матушка Елисавета". К более старшим по
возрасту мужчинам принято обращение "отец".
Это знак особого уважения. Но вряд ли правильным
будет несколько фамильярное "папаша". Будем
помнить, что "отец" - великое и святое слово,
мы обращаемся к Богу - "Отче наш", и
священника должно называть "отец" или
"батюшка".
К священнику не
принято обращаться по имени-отчеству, его
называют полным именем - так, как оно звучит по
церковно-славянски, с прибавлением слова
"отец": "отец Алексий" или "отец
Иоанн" (но не "отец Иван"!). К диакону
следует то же обращение, либо "отец диакон".
Но у диакона благословение брать не положено.
Обращение "благословите!" - это не только
просьба преподать благословение, но и форма
приветствия священников. При этом надо совершить
поясной поклон, касаясь пальцами правой руки
пола, затем встать перед священником, сложив руки
ладонями вверх - правую поверх левой. Батюшка,
осеняя вас крестным знамением, произносит:
"Бог благословит" либо: "Во имя Отца, и
Сына, и Святаго Духа" - и кладет свою правую
руку на ваши ладони. В этот момент следует
поцеловать руку священника. Бывает, целование
руки приводит в смущение некоторых
новоначальных. Смущаться не следует - мы не
священнику руку лобызаем, а Самому Христу,
Который в этот момент невидимо предстоит и
благословляет нас... И прикасаемся мы устами к
месту, где на руках Христовых были раны от
гвоздей. Батюшка может благословить и на
расстоянии, а также наложить крестное знамение
на склоненную голову мирянина, коснувшись затем
ладонью его головы. Не следует перед получением
благословения "креститься на священника" -
то есть осенять себя крестным знамением.
Если вы подходите к
нескольким священникам, стоящим рядом,
благословение берется по старшинству - сначала у
протоиереев, затем у иереев. В присутствии
правящего архиерея епархии - епископа,
архиепископа или митрополита - священники
благословения не дают. Бестактно и
неблагоговейно выглядят попытки мирян взять
благословение у батюшки во время службы. Для
этого есть другое время, тем более, что при
прощании благословение тоже испрашивается. Кому
первому подходить под благословение, к целованию
креста в конце службы? В семье это делает сначала
глава семейства - отец, затем мать, а потом дети по
старшинству. Среди прихожан первыми подходят
мужчины, затем женщины. Надо ли брать
благословение на улице, в магазине и т.д.?
Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка
в гражданской одежде. Но при этом следует
соблюдать нормы приличия; вряд ли будет уместно,
скажем, протискиваться к батюшке в другой конец
автобуса, полного людей, - в таком или подобном
случае можно ограничиться легким поклоном.
В Православной Церкви
в официальных случаях (во время доклада,
выступления, в письме) принято к священнику
обращаться "Ваше Преподобие", а к настоятелю
храма, наместнику монастыря (если он игумен или
архимандрит) обращаются "Ваше
Высокопреподобие". К епископу обращаются
"Ваше Преосвященство", к архиепископу или
митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство". В
разговоре к архиерею можно обратиться и менее
официально - "Владыко", а к наместнику
монастыря - "отец наместник", или "отец
игумен". К Святейшему Патриарху принято
обращаться "Ваше Святейшество".
Как приветствовать
друг друга? В каждой местности у каждого возраста
есть свои обычаи и особенности приветствий. Но
если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд
ли куцые словечки типа "привет", "чао"
или "пока" выразят глубину наших чувств и
установят гармонию в отношениях. В древности
христиане приветствовали друг друга возгласом:
"Христос посреди нас!", слыша в ответ: "И
есть, и будет". Так приветствуют друг друга
священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая
друг друга в щеку и целуя друг у друга правую
руку. Преподобный Серафим Саровский обращался ко
всем приходящим со словами: "Христос Воскресе,
радость моя!". Современные христиане так
приветствуют друг друга от Пасхи Христовой до
Вознесения Господня (то есть на протяжении 40
дней): "Христос Воскресе!" - и слышат в ответ:
"Воистину Воскресе!" В воскресные и
праздничные дни у православных принято
приветствовать друг друга взаимным
поздравлением: "С праздником!" При встрече
мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку
одновременно с рукопожатием. Входя в дом, надо
сказать: "Мир вашему дому!", на что хозяева
отвечают: "С миром принимаем!". Существует
обычай просить разрешения войти в комнату
следующими словами: "Молитвами святых отец
наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй
нас". При этом находящийся в комнате, если
позволяет войти, должен ответить: "Аминь".
Застав ближних за
трапезой, принято пожелать им: "Ангела за
трапезой!" Уходящих из дома можно
напутствовать словами: "Ангела-хранителя
тебе!", перекрестив их. Можно также сказать:
"Храни тебя Господь!", "Помощи Божией!",
"Прошу твоих святых молитв!" и тому подобное.
За все принято тепло и искренне благодарить
ближних словами: "Спаси Господи!", "Спаси
Христос!" или "Спаси тебя Господь (Бог)!",
на что положено ответить: "Во славу Божию".
Нецерковным людям, возможно, эти слова не будут
понятны - им лучше сказать: "Благодарю вас!"
или "Я от всей души вам благодарен!"
Также нужно
учитывать, что, принуждая себя к сдержанности и
обходительности со всеми - даже с теми, кто нам не
очень-то приятен, мы учимся почитать образ Божий
в каждом человеке. И эта элементарная вежливость
помогает нам, невзирая на лица, стяжать смирение,
терпение и любовь к ближнему. Вспомним слова
апостола: "Все у вас да будет с любовью" (1
Кор.,16, 13-14; "Будьте долготерпеливы ко всем" (1
Фес. 5, 14).
Диакон Александр
ЛИПИН,
выпускник ВПДУ
№ 7-10
|