logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
НЕ ТОЛЬКО ЗАУЧИВАТЬ

Мы поставлены сегодня перед насущной необходимостью воцерковления и воспитания наших детей в православной традиции, нам даны сегодня для этого благодатные возможности. О крайней важности решения этой задачи говорил Святейший Патриарх Алексий II на Рождественских чтениях.

Как решается эта задача в школах? Я увидела, что педагоги воскресных школ уделяют основное внимание религиозному просвещению, изучению богословия, причем, "школьному" изучению. Этот же подход прослеживается и на уроках рисования. Детей пытаются научить писать иконы, предлагают им рисовать святых, Спасителя, Богородицу, иллюстрировать Евангелие. При этом очень слабо учитываются психологические возрастные особенности детей. Педагоги забывают, что восприятие ребенком окружающего мира очень отличается от восприятия мира взрослым человеком.

Такое направление в преподавании можно определить как схоластическое, а нам, к сожалению, уже известны результаты, по большей части негативные, которые дало внедрение этой системы (порожденной Западом) на русскую почву в православную традицию. И пример тому - многие революционеры, ставшие разрушителями православной традиции, получив богословское образование в училищах и семинариях в прошлом веке.

Это направление не оправдано исторически и не оправдано психологически. Как я уже говорила, ребенок по-другому воспринимает окружающий мир и общается с ним. Не логическим мышлением, не умом, а сердцем, эмоциональными переживаниями, причем личными, закрепленными собственным опытом; а опыт ребенка - и это мне хочется подчеркнуть - носит преимущественно игровой характер. Получение же богословских знаний, не пережитых собственным опытом, не обладает ценностью. Богословское образование должно являться лишь частью духовного образования, и только в этом случае оно приобретет значимость, смысл и завершенность.

В современной педагогической науке в настоящее время сложился такой взгляд на цели и задачи православной педагогики, который разводит понятия духовного образования и богословского образования (под духовным образованием мы будем далее понимать духовное воспитание). Об этом пишет ректор Самарского Духовного училища священник Евгений Шестун в "Курсе введения в православную педагогику". Разводятся эти понятия по таким направлениям: духовное образование - это опыт личного переживания, а не получение и усвоение готовых знаний; богословское образование - это изучение правил веры и догматов. Речь здесь идет не о приоритете того или иного образования, а об актуальности в каждом конкретном возрасте, о возрастной приуроченности.

Нашу общую задачу - воспитание детей в православной традиции, их воцерковление - нельзя понимать только как религиозное просвещение, эта задача гораздо шире. "Воцерковить - значит осветить светом веры весь круг понятий и практической жизни ребенка, ... перейти от знания к смыслам, от мировоззрения к миросозерцанию, преодолеть разлад между мыслями и чувствами, плотью и духом, между знанием и верой, обрести полноту Бытия в мире материальном и духовном; не формировать личность ребенка, а преображать и освящать в духе Истины и Любви", - пишет тот же священник Е.Шестун.

Каким же путем идти? Еще раз повторим, что духовное и богословское образование должны составлять единое целое, одно без другого неполноценно. Другими словами, это принцип взаимодействия образования и воспитания. И здесь крайне важно учитывать возрастные особенности детей, посещающих воскресную школу (дошкольники, младшие школьники, средний возраст, подростки), так как в противном случае результат может быть обратным поставленным целям. Если мы будем уделять внимание рациональному, схоластическому (что методически может быть легче для педагога, особенно непрофессионала, - рассказать, побудить выучить, поставить оценку), то можем получить либо резонерство и гордыню (от полученных знаний чувство превосходства над другими "нецерковными" детьми), либо воспитать (особенно у послушных, тихих по природе детей) неприятие, отторжение от Церкви, либо просто упустим самый благодатный момент (говоря научным языком, сенситивный, т.е. наиболее восприимчивый период) для приобщения воспитания к духовной традиции.

Обобщая вышеизложенное, осмелюсь предложить некоторые рекомендации.

1. Исключить из программ практических занятий рисование икон, изображений Богородицы и Спасителя, очень избранно подходить к иллюстрированию Библии, особенно Нового Завета.

2. Уделить внимание в процессе обучения и воспитания детей их эмоциональному миру, помочь детям осознать пережитое, закрепить в своей душе на уровне художественного образа. Не читать им лекции о Боге, а показывать, открывать им глаза на присутствие Божие в мире, в его творениях - в птицах, бабочках, листочках, травинках, Божиих храмах, отношениях людей. Не надо с детьми рисовать и писать иконы, не надо приучать их играть со святыми (вспомним игровой характер общения детей с окружающим миром). Они быстро наиграются, а что дальше?.. Пусть дети играют с теми игрушками, что доступны их возрасту. Икону справедливо называют богословием в красках, а разве доступна ребенку такая высота? Лучше выйти с ребенком на прогулку, обратить его внимание на обычные окружающие его вещи, послушать вместе музыку шуршащих листьев, бегущих ручьев, ломающихся, несущихся льдин; засмотреться закатным солнцем сквозь кружево темных ветвей, сияющим блеском крестов и куполов; наяву пережить с детьми реальности сил Добра, Божественной красоты. Пережить вместе с ними это чудо, эту сказку, наполниться Пасхальной радостью и, вернувшись в класс, домой, помочь ребенку закрепить все увиденное и услышанное на бумаге, в музыке, в слове. Это и будет его личный духовный опыт. Это очень непросто, ответственно и делать это надо весьма тактично, опосредованно, тонко; с вниманием и трепетом, ведь будучи сами грешными, неочищенными, мы призваны открыть ребенку Свет и Истину, осветить светом веры весь круг представлений практической жизни детей.

В среднем и старшем возрасте, когда у подростков подключается логическое мышление, им можно (тщательно продумав и подготовив) предложить темы композиций из жизни святых (подобрав жития), событий истории, увлечь их ум лекциями по истории искусства, занятиями в музее по иконографии, изучением орнаментов (применение орнаментов в церковном искусстве огромно), но это уже практические вопросы методики, мне же сейчас хотелось обозначить конкретные опасности, которые подстерегают педагога, и обозначить конкретные направления в работе с детьми.

Я думаю, что этот вопрос требует внимательного разностороннего обсуждения с привлечением мнения священников, художников, методистов, воспитателей. А пока можно, кроме общего направления, предложить некоторую литературу по данной проблеме.

1. ШМЕЛЕВ И. С. Лето Господне. М. Художественная литература. 1989.

2. ИЛЬИН И.А. Духовный смысл сказки (сборник "Одинокий художник"). М., Искусство, 1993.

3. КУЛОМЗИНА С.С. Наша церковь и наши дети. М., Мартис, 1993.

4. ТРУБЕЦКОЙ Е.Н. Избранное ("Иное царство и его искатели в русской народной сказке"). М., Канон, 1995.

5. БОРОЗДИНА О.С. Зернышко. Технологическая школа бизнеса, 1997.

6. НИКИФОРОВ-ВОЛГИН В. Дорожный посох. М. 1991.

Людмила АРМЕЕВА,
преподаватель иконописной школы при МДАиС

От редакции. Предлагаем высказаться на эту тему всем, кто трудится на ниве православного просвещения.

№ 9-10, 2000.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.