logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

От пьянства поможет молитва

Сейчас очень много людей кодируется от пьянства. Есть такой чин - принятие обета трезвости. Используют ли его в наших храмах? Если были такие случаи, расскажите!

Елизавета Сергеевна ПАВЛОВА
(вопрос задан телепередаче "Свет Христов)

Есть такая секта - "чуриковцы". В нашей области они обосновались в Сямже, Харовске, есть и в Вологде. Некоего И. Чурикова - странствующего проповедника начала XX века - "чуриковцы" провозгласили Христом, Евангелие "исправили" на свой лад, Православную Церковь не признают - в общем, настоящие раскольники и еретики. Но есть у них "козырь", который они постоянно и небезуспешно используют в рекламных целях: члены секты (в большинстве своем бывшие алкоголики) избавляются от алкоголизма и ведут трезвый образ жизни. Ради этого они и пришли в секту. "Вот когда к вашим священникам обращались, не смогли они нам помочь, а наш старец Иоанн сумел. Значит, и вера у него истинная", - так говорят "чуриковцы" церковным людям. На самом деле успехи сектантов отнюдь не безусловные: и целительная практика их отдает демонологией; и вероотступничество как плата за "исцеление" далеко не всякому по душе, да и срывы у "исцеленных" сектантов не так уж и редки.

И все же, упреки в беспомощности нам, православным, надо принять к сведению и подумать, не можем ли мы действовать более успешно? Используем ли мы весь опыт, накопленный Православной Церковью? В начале XX века Русская Православная Церковь успешно боролась с недугом пьянства - вся Россия восторгалась успехами св. прав. Иоанна Кронштадтского, устраивались многочисленные общества трезвости, был составлен специальный молебный чин. В последовавшую затем эпоху выживания многое было оставлено и изрядно позабыто. Сейчас в некоторых храмах епархии читается акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", священники помогают страдающим людям найти помощь у Бога. Но усилия эти носят разрозненный характер и редко опираются на тот опыт, который был накоплен ранее. Значит, надо этот опыт вспомнить, а усилия, по возможности, объединить. Тем более, что на страну нашу надвинулось бедствие, еще страшнее, чем пьянство. Это - наркомания.

Владыка Максимилиан, епископ Вологодский и Великоустюжский, благословил создание комиссии по оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной и наркозависимостью. Секретарем комиссии назначен священник Сергий Телицын, известный в Вологде врач-нарколог. Комиссия уже начала регулярные молебны в храме Покрова-на-Торгу, появились люди, дающие обеты воздержания. Отец Сергий связался с душепопечительским православным центром реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций, оккультизма и наркомании во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, который находится в Москве, на Крутицком патриаршем подворье. Центр много делает в этой области. Возможно, уже в нынешнем году удастся пригласить в Вологду духовника и руководителя этого Центра, известного православного психиатра доктора медицинских наук, профессора иеромонаха Анатолия (Берестова).

В планах комиссии и много других важных мероприятий. Наша газета будет освещать деятельность этого общества и печатать материалы, которые могут быть учтены и использованы во всех приходах нашей епархии.

Алкоголизм как болезнь имеет две составляющие: физиологическую и духовную. Первая связана с привыканием организма к алкоголю и изменившимся из-за этого обменом веществ, с общим истощением нервной системы, поражением всех органов. Поэтому можно и нужно использовать лекарственные средства. Но на другую сторону - духовную - необходимо воздействовать только духовными средствами, богатство и возможности которых в Православии безграничны.

Здесь следует напомнить, что в дореволюционной России был накоплен большой опыт помощи заболевшим алкоголизмом людям со стороны Церкви. В приходах создавались Братства Трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину и одновременно обеспечивали возможность психической реабилитации. Этому способствовал налаженный ритм жизни, когда молитва чередуется с физической работой, с обучением хорошей и нужной в хозяйстве специальности. Праздного (свободного) времени не оставалось, чем обеспечивалось отвлечение от мыслей о вине.

Инициатором создания Братства Трезвости был замечательный священник святой Иоанн Кронштадтский. Кронштадт, где он служил в конце прошлого - начале нашего века, был местом поселения тех, от кого отвернулось общество. Там было несопоставимо больше, чем во всей тогдашней России, людей без работы, без занятий, пьющих, дерущихся, гулящих (в чем, может быть, тот Кронштадт напоминал современный мегаполис). Отец Иоанн со всею силою своего горящего любовью к людям сердца стал участвовать в судьбе несчастных. Он сам посещал семьи, где были пьяницы, помогая вниманием, лаской, убеждением, заботой и главное - своей огненной молитвой. На стекавшиеся к нему со всех сторон пожертвования он построил Трудовой дом, где бездомные могли найти приют, безработные и утратившие трудовые навыки могли получить специальность и начать трудиться. Особая забота пастыря была обращена к детям из неблагополучных семей. Для них организовывались приюты, школы, мастерские... Результат был ошеломляющим. Изменился моральный климат на всем острове.

Авторитет Иоанна Кронштадтского был очень высок - и по его примеру по всей стране началось массовое движение Братств Трезвости. Существовало множество трудовых домов, артелей - сельскохозяйственных и промышленных, в которых трудились мужчины, желающие исцелиться от пьянства. Движение Братств Трезвости благословлялось и всеми способами поддерживалось Русской Православной Церковью. В России незадолго до революции были созданы Братства Трезвости почти при каждом приходе - и сразу сократилось число пьющих людей.

Трезвая жизнь зарождалась и в недрах простого народа. Так, в Самарской губернии в прошлом веке (1835-1854 гг.) Василий Никифорович Щеглов положил начало "беседничества". Беседники полностью отказывались от вина, а, собравшись вместе, рассуждали о духовных вопросах. (Протоиерей Павел Алексахин. Доклад на Международном съезде практических деятелей по борьбе за народную трезвость. Уфа, 1997).

Движение православных Братств Трезвости давало уже удивительные по силе результаты, но I-я мировая война, затем революция все разрушили. Ныне настало время возрождать то положительное, что уже было в России.

* * *

При создании Братства необходимо учитывать опыт современных священников-врачей, занимающихся реабилитацией лиц, стремящихся излечиться от пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Какие требования для вступления в Братство?

Во-первых, обет трезвости, даваемый Господу в присутствии священника.

Во-вторых, регулярное исповедование грехов и причащение Святых Христовых Таин.

В-третьих, ежедневная молитва за себя и друг за друга. Каждый член Братства имеет список всех членов Братства и каждый день молится о них и о себе: "Господи, помоги мне и моим братьям сохранять обет трезвости!"

Очень важны общая молитва и чувство: "у меня есть братья, которые помнят обо мне и каждый день молятся за меня". Наша церковная общая молитва - огромная сила, это самое главное в нашей жизни. Общую молитву ничто не может заменить. "Анонимные алкоголики" (движение по борьбе с алкоголизмом, известное во всем мире) тоже по-своему молятся, но разве это можно сравнить с тем богатством, которое мы имеем в нашем родном Православии! У "Анонимных алкоголиков" на одной из "ступеней" есть правило - "поклоняться Богу, как ты его понимаешь". А православный человек знает, Кому он поклоняется: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и помоги исправить жизнь!"

Во время каждой Божественной литургии священник вынимает из просфоры частички для всех членов Братства. Таким образом, Сам Господь помогает каждому, кто борется с этой страстью. После причащения верующих в конце Божественной литургии священник погружает все вынутые частички в Чашу со Святыми Дарами, произнося слова: "Омый (отмой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Нет и не может быть большей помощи человеку, чем такое поминовение и очищение, совершаемое, практически, ежедневно. Оно укрепляет и поддерживает членов Братства в их подвиге.

Да, чтобы исцелиться от страсти пьянства, требуется подвиг, который человек несет до конца жизни. И совершить этот подвиг невозможно без решимости бороться со своим недугом, со своей болезнью. На вопрос, чем отличается человек, который находится на пути спасения, преподобный Серафим Саровский сказал - решимостью! Решимостью жить по заповедям Господним, неся свой крест. И если человек твердо решится бросить пить, то Господь обязательно поможет: ведь ОН - любящий Отец наш.

Чтобы пояснить, что значит братская помощь друг другу, обратимся к символическому языку нашей иконописи. Во время Великого поста празднуется память сорока мучеников Севастийских - римских воинов, пострадавших в IV веке на озере Севан. Их подвиг раскрывает нам силу братской помощи в страшном испытании. Для того, чтобы заставить этих воинов отречься от Христа, язычники поставили их обнаженными на лед замерзшего озера, натопив рядом на берегу баню. На иконе, изображающей святых мучеников, видно, как они поддерживают друг друга. Многие уже изнемогают от холода и страданий, но братья не дают им упасть. Эта икона - как будто образ нашего времени, когда так велика потребность в помощи друг другу, чтобы выстоять в жизненных испытаниях. Если кто-то упал, всегда должен найтись брат, который подставит плечо, поддержит, укрепит.

Так и молитва друг о друге, взаимопомощь, духовное общение могут сотворить чудо исцеления от страсти, которая ныне грозит погубить нашу Отчизну.

Обет, даваемый в присутствии священника, решительно разворачивает человека на путь серьезного отношения к жизни: обещание исправиться дается Творцу - Тому, Кто властен дать нам жизнь или забрать ее в любой момент, когда мы этого совсем не ожидаем, и перед Кем мы должны будем держать ответ. Все события обретают новое качество - серьезности и ответственности за свои поступки и даже мысли. У этой ответственности нет границ, так как от нее не избавляет уход из жизни - и человек начинает осознавать, что у него нет иного выхода кроме, как держать данное слово, как бы трудно это ни было.

Но срывы бывают. И здесь очень важное отличие пути борьбы с недугом верующего человека. Он может обратиться за помощью к Богу и попросить прощение за нарушение обета. В таинстве исповеди человек очищается от духовных последствий своего падения: злой дух отступает от него. Только своими собственными силами, без благодатной помощи Церкви в этой духовной битве, которая идет не на жизнь, а на смерть, справиться, практически, невозможно.

И в каждое мгновение любой человек может обратиться в глубине своей души со словами: "Господи, помоги". Это молитва. Молитва имеет огромную силу. Душа, общаясь с Богом, сама себя ставит под Его защиту. Но молитва - это также тяжелый труд. А человеку, отвыкшему от концентрации мысли, трудно сохранять внимание на словах молитвы. И здесь на помощь друг другу приходят члены Братства. Каждый из них помнит, что он обещал молиться не только за себя, но и за остальных.

Раз в неделю члены Братства собираются на общую молитву. Есть несколько человек, которые держатся длительное время, хотя еще преждевременно говорить о результатах. Основная задача в том, чтобы человек полностью освободился от пристрастия к алкоголю на всю жизнь, стал абсолютным трезвенником. Иногда пытаются давать обет трезвости на время: на год, два и т.д. Мы так не делаем: это может приводить к возвращению желания выпивки. Пьющий человек должен понимать, что любая доза спиртного возвратит его к той же проблеме. В Священном Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют (Кор. 6, 10). Здесь имеются в виду только те пьяницы, которые не раскаиваются. Когда человек молится, чтобы бросить пить, его душа оживает, и он может спастись. Если у человека есть искреннее раскаяние, он имеет надежду на исцеление. Сказано ведь: "Господь целует намерения". Само слово "покаяние" на греческом языке имеет еще одно значение - "изменение". Покаяться - значит изменить свою жизнь. Только обратившись к Богу с покаянием и молитвой, можно вырваться из сетей лукавого. И здесь наша молитвенная поддержка друг другу - огромная сила.

Сказанное здесь будет понятнее, если рассказать о конкретных случаях. Вот история Анатолия (имя изменено).

Анатолий - человек творческий, одаренный, искренний, добрый, общительный (среди лиц, страдающих страстью к винопитию, много людей по характеру добрых; их проблемы связаны с волевой сферой). В храм зашел вслед за другом (Владимиром). Время было вечернее и оба друга были сильно выпивши, но при этом Владимир, продержавшийся без вина несколько месяцев и глубоко (до слез) переживая свой срыв, подошел к священнику на исповедь. Анатолий же остался почти у дверей храма и стал живо общаться с народом, при этом он декламировал одно за другим стихотворения, автором которых был он сам. Надо было видеть, как трудно ему было подойти к священнику, когда Владимир попросил его это сделать: ему было стыдно.

Чувство стыда является очень хорошим показателем состояния совести. Пока человек способен стыдиться, это означает, что его душа не засохла, не погибла заживо: она живая.

Спустя некоторое время Анатолий собрался пойти к врачу на кодирование и пришел спросить на это благословения у священника. Священник объяснил, что Анатолий как человек верующий, имеет много других способов побороть недуг, прибегая к помощи Церкви. Далее приведем рассказ самого Анатолия:

"Получив благословение отправиться в город Серпухов к иконе "Неупиваемая Чаша" (этому образу служатся молебны об избавлении от недуга винопития - В.Л.), я как бы попал на "зеленую волну": автобус, электричка подходили сразу же, а когда я приблизился к Высоцкому монастырю, то увидел большой крестный ход, возглавляемый архиереем. Оказывается, в этот день (28 мая) праздновалась икона "Неупиваемая Чаша". Помню состояние радости и мира, которое долго сохранялось у меня. Удивительно, но с тех пор я держусь - без лекарств, без каких-то специальных средств. Это же чудо".

Личность (в отличие от личины) - это образ Божий в человеке, в ней - неповторимость, уникальность, своеобразие человека. Но страсти - особенно такие, как непреодолимая тяга к винопитию, к другим наркотическим веществам, затемняют сознание, ослабляют волю, в сердце вместо любви поселяются злость и раздражение. Поэтому главным и определяющим становится обращение к духовной сфере: духовной дисциплине (молитва), ответственности (обет) и к огромной и преобразующей все силе церковных Таинств.

Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости

По увещании священника, обычное начало. Великая ектения:

Миром Господу помолимся. - Господи, помилуй.

И прочая. После же: "О плавающих..."

О еже простити всякое прегрешение вольное и невольное раба Своего (имярек) и еже милостиву быти к нему, Господу помолимся.

О еже не помянути грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся.

О еже посетити его посещением Святаго Своего Духа и исцелити всяк недуг и всяку страсть, в нем гнездящуюся, Господу помолимся.

О еже благословити доброе намерение и дело раба Своего (имярек), и благословити благополучно начати, и спешно, кроме всякого преткновения скончати силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже приставити ему и делу его ангела-хранителя, во еже невидимо отразити вся противныя вещи видимых и невидимых враг, и подати ему к совершению силу и во всем благоспешество, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже избавитися ему же и нам от всякия скорби, гнева и нужды, болезни и печали, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй... Пресвятую, пречистую, преблагословенную.

Возглас: Яко подобает...

Бог Господь... глас 6 и тропарь: Скорый в заступление и крепкий в помощь, един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней, благословив, укрепи его, и в совершение намерения благаго дела раба Твоего спешно произведи вся бо елика хощеши, яко сильный Бог, творити можеши.

Слава и ныне, глас 4; Днесь благовернии людие... (тропарь Покрову Пресвятой Богородицы).

Запевы на каноне: Иисусе сладчайший, спаси нас! Пресвятая Богородице, заступи нас! Вси святии, молите Бога о нас! Слава и ныне.

По малой ектении возглас: Яко благ...

Прокимен: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Евангелие: Иоанна гл. XIV, ст. 10-21. По Евангелии те же запевы).

Кондак: Не имамы иныя помощи... Слава и ныне: Под Твою милость...

Ектения: сугубая: Помилуй нас, Боже...

Не хотяй смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему, пощади и помилуй страждущаго раба Твоего (имярек), исцели болезни, уврачуй страсти души и тела его: и яко благосерд прости ему вся прегрешения его вольная и невольная, и скоро воздвигни его от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Поспешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имярек) с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогущий Владыко, услыши и помилуй.

В славу Твою вся творити повелевый, Господи, рабу Твоему (имярек), к Твоей славе дело свое начинающему, благословением Твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь здравие со благоденствием даруй, молим Ти ся вседаровитый Творче, услыши и милостивно помилуй.

Призри, Владыко Человеколюбче, милостивным оком Твоим на раба Твоего (имярек) и услыши моления наша, с верою Тебе приносимыя, Сам бо рекл еси: вся, елика молящеся просите, веруйте, яко приимете и будет вам; и паки: просите и дастся вам сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость твою, просим: подаждь благость рабу Твоему сему (имярек) и исполни благая желания его, мирно же и тихо в благочестии и чистоте вся дни его соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно помилуй.

Возглас: услыши ны, Боже... Господу помолимся: Господи помилуй.

Затем читается самим дающим обет во всеуслышание следующее молитвенное обещание: Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз недостойный раб Твой (имярек), познав всю пагубу страстей, обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Пресвятыя Матери Твоея, Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельнаго, а также не склонять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различнаго рода зазорных и не произносить скверных и гнилых слов) в грядущее время - от сего дня впредь на столько-то (месяцев или годов).

О, Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми слабому и немощному рабу Твоему, силою Честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

"Ко Пресвятей Владычице Богородице помолимся: Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Священник читает молитву Покрову Пресвятой Богородицы: Царице наша преблагая, надеждо наша Пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши нашу напасть, зриши нашу скорбь: отвсюду искушением одержимы есмы, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, настави, яко заблудших, уврачуй и спаси, яко безнадежных. Не имамы бо иныя помощи, ни иного предстательства, ни утешения токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на нас грешных и во озлоблении сущих и покрый нас пречистым омофором Твоим, да избавлены будем от зол, нас обышедших, и восхвалим выну препетое имя Твое. Аминь.

№ 9-10, 2000.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.