logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТОЙ ГОРЕ

Есть на Земле такое особое место, которое служит единственному и самому главному делу - спасению людей от греха для вечной блаженной жизни в Небесном Отечестве. Это место носит название Афон и представляет из себя небольшой полуостров вытянутой формы в северо-восточной части Греции. Горный его ландшафт по мере удаления от материка все более возвышается и оканчивается высокой двухкилометровой остроконечной вершиной. Отсюда происходит другое общеизвестное наименование - Святая Гора Афон, или Агион Орос, как говорят греки. Своим обособленным от мира расположением, окруженный водами Эгейского моря, этот сравнительно небольшой кусочек земли предназначен свыше для исполнения святой миссии - хранить Православие.

История полуострова уходит своими корнями в глубокую древность, но с первых же веков христианства как место, избранное в удел Самой Пресвятой Богородицей, стал заселяться отшельниками, проводящими молитвенно-созерцательную жизнь. Более тысячи лет назад появились первые монастыри. Теперь Афон вполне можно назвать небольшим православным государством со своим выборным управлением (Священный Кинот), находящимся в столице - небольшом поселке Карея, с двадцатью монастырями, между которыми поделена вся территория полуострова, со множеством скитов и отдельных отшельнических келий. Населяют Афон греки, сербы, болгары, румыны, грузины, русские и многие другие народности, но вместе составляющие одну наднациональную общность православных христиан.

Каждый день Святую Гору посещают сотни паломников и будущих насельников, которые едут сюда поклониться святыням, приобщиться к духовному опыту святогорцев, очистить душу от скверны греховной, научиться молитвенному умному деланию. Среди них можно нередко встретить и наших соотечественников. Таким паломником с благословения нашего преосвященнейшего владыки Максимилиана довелось быть мне, грешному игумену Дионисию. И поскольку далеко не всем желающим удается посетить Святую Гору, поделюсь своими впечатлениями.

Конечно же, самая первая трудность, с которой мы, я и мой спутник - знакомый семинарист, непременно должны были столкнуться, - незнание греческого языка. Один священник по этому поводу недоумевал, как можно отправляться на Афон, в греческие монастыри, не имея познаний в этом предмете. Были и у меня такие опасения, но они быстро рассеялись. На первых порах нам помог один знакомый монах о. Гавриил, афонец, знающий русский язык. Вместе с ним мы прибыли на Афон из Фессалоник, города, знаменитого великомучеником Димитрием и святителем Григорием Паламой.

Наше знакомство с Афоном началось в скиту св. великомученика Пантелеимона, находящегося недалеко от Кареи в центре полуострова, поскольку о. Гавриил является насельником этого скита, который не следует путать со Свято-Пантелеимоновым русским монастырем. Это скит греческий и подчинен монастырю Кутлумуш. Идем по каменистой дороге. Полдень. Очень жарко, хотя конец октября. Пока еще не можем поверить, что ступаем по священной земле знаменитого Афона. Вот уже и скит открылся. Встречаем первых насельников. Слышим слово обычного приветствия: Эвлогите", то есть "Благословите". Спускаемся вниз по крутой тропе. Перед нами десятка полтора-два простых каменных домиков с черепичными крышами, шлемовидными главками, расположившиеся на отлогом склоне. Среди них храм, колокольня, но нет никакой стены, поэтому похоже на небольшую деревню. На балконе одного из домиков-келий стоит пожилой с большой бородой иеромонах Авраам со своим послушником, о чем-то беседуют в час досуга, любуясь, должно быть, открывающимся прекрасным видом на Гору Афон и монастыри Кутлумуш и Ивирон. Поистине патриархальная обстановка, простота и незатейливость которой ясно говорили о второстепенности внешнего, на что скитяне обращают весьма мало внимания. И в наше время скит живет по тому же уставу, что воплощен был преподобным Нилом Сорским в его пустыни, должно быть, с теми же традициями, которые наблюдал в течение многих лет наш известный преподобный. По скитскому уставу в продолжение недели братия подвизаются в молитве и трудах самостоятельно, сами определяют себе распорядок дня, сами снискивают себе пропитание, для чего иногда бывают вынуждены выезжать в мир. Никто не знает друг о друге, как его сосед несет подвиги, как молится. Это делается тайно, явно только для Бога. Большое значение придается молитве Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". О ней многое написано в святоотеческой литературе, и монахи-агиориты (святогорцы) творят ее постоянно. В воскресенье и в Великие праздники скитяне собираются для общей молитвы в храм. На одной такой службе нам довелось побывать.

Среди ночи мерный стук деревянного била, а затем звон немногочисленных колоколов возвестили о начале богослужения. Братия потянулись из своих домиков в храм. В полутьме храма при тусклом свете нескольких свечей и лампад почти невозможно было различить, кто находится рядом с тобой. Только по голосам поющих и читающих удавалось догадаться о составе скитской братии. В основном, это уже немолодые монахи, перешедшие в скит по благословению настоятеля общежительной обители, ибо не для каждого удобен такой образ монашеской жизни, особенно в начале.

Богослужение, однако, было вовсе не продолжительным, около трех часов. На Божественной Литургии многие, а может быть, все, трудно сказать, причащались Святых Христовых Таин. Совершал богослужение известный уже нам иеромонах Авраам, которому мне довелось сослужить, так что состоялась соборная служба на двух языках - греческом и церковно-славянском. К концу Литургии рассвело, и о. Авраам пригласил нас к себе на чашку кофе.

В небольшой трапезной его келии собрались, кроме хозяина с послушником и нас с о. Гавриилом, еще монах Арсений, первый наш знакомый по скиту человек веселого, общительного нрава, и иеромонах Венедикт, болгарин, оставивший настоятельство в болгарском монастыре Зограф здесь же на Афоне и удалившийся в скит. Скромность и смирение его удивительны, это ощущалось во всем разговоре. Скитяне держали себя просто и естественно, иногда шутили, но в меру. Мы рассказали немного друг другу о себе, о России, Афоне, порадовались встрече, пожелали спасения души и с миром расстались. Напоследок в память о знакомстве послушник отца Авраама подарил нам четки своей работы. Дай Господи этому благочестивому обществу и впредь житие мирное и благоденственное.

Погостив еще два дня в скиту, привыкнув к месту своего нового обитания, к своеобразию афонской кухни, о которой скажем в свое время, мы решили отправиться в дальнейший путь по Горе, поскольку монастыри Афона содержат в себе необычайные святыни и, как мы надеялись, высокий духовный настрой. Но вот промелькнула мысль о знаменитых старцах-святогорцах. Ведь они есть, должны быть. Ведь перед нами, совсем недалеко на противоположном склоне отец Гавриил показывал нам келью совсем недавно почившего старца Паисия. Оказалось, действительно, рядом живет монах-отшельник, можно сказать, сосед вышеназванного старца. Тогда мы стали просить о. Гавриила содействовать нам в посещении святогорца, на что он любезно согласился. Выбрали время после вечерни, когда было еще светло, и отправились в путь по извилистой узкой тропинке между густых зарослей кустарника. Скоро достигли цели. Открылась полянка, окруженная высокими кипарисами, а на краю - келья старца. К ней примыкает небольшой участок земли, огороженный деревянными прутьями. Должно быть, он не из тех строгих подвижников, что поселяются при подошве самой горы в труднодоступных местах, если к нему так легко добраться. И в то же время вдруг опасение: как он отнесется к нам, ведь мы шли без всякого предупреждения. Однако с нами рядом о. Гавриил - с ним, пожалуй, все будет благополучно. Проходим в калитку, отец Гавриил объясняет нам, недоуменно смотрящим на каменную плиту с крестом, что это могила, приготовленная отшельником для себя. Память о смерти - необходимая добродетель монаха. На веранде кельи уже находился какой-то посетитель, должно быть, паломник, ожидающий старца, - значит, посетители не редкость. С молитвой постучались в дверь. Через некоторое время послышался свежий, бодрый голос, и мы прошли внутрь кельи, в домовой храм, называемый по-гречески параклис, где находился отшельник. Он после взаимного приветствия предложил нам приложиться к иконе Божией Матери, вот уж пятнадцать лет источающей миро. Чудо!?

Выходим на веранду, усаживаемся на скамеечку, старец приносит угощение, что-то сладкое вроде кексов и воду. Теперь обращаю внимание на его простой, домашний внешний вид. В этот момент о. Гавриил представил нас. Тогда старец, не дожидаясь вопросов, чувствуя наше некоторое смущение и нерешительность, сам начал говорить о монастырях, монашестве, о молитве и послушании, о смирении. Беседа его, подкрепляемая примерами из жизни самых разных подвижников, в том числе известных Иосифа-исихаста и старца Паисия, была столь назидательна и поучительна, что все наши вопросы рассеялись сами собой. В сердце же наступило умиротворение и тихая отрада. Иногда старец шутил, подбадривая нас.

Все происходило так просто и естественно, что я совсем забыл, где мы находимся, как будто что-то родное и близкое заполнило меня. Во Христе мы так близки становимся друг другу, дух божественной любви в этом старце преодолевал все наши различия. И даже языковой барьер пропал, мне кажется, что старца можно было понимать без перевода. Любовь - вот ключ, которым все открывается. Это так просто и одновременно так трудно. Попросили молитв о нас. Отшельник смиренно обращается за благословением, и мы тепло расстаемся.

Теперь, пожалуй, можно отправиться в путешествие по Афонским монастырям. Добраться в обители достаточно легко, поскольку из Кареи паломникам предлагаются маршрутные такси, либо водой на пароходе от главной афонской пристани Дафни. Но встречаются паломники, предпочитающие пеший ход. Первым делом едем в наш Пантелеимонов монастырь, а дальше - как Господь благословит.

Русский монастырь очень просторный, ухоженный, значительный по размеру, по количеству келий для монахов. В прошлом веке число братии достигало двух тысяч человек. Очень вместительные храмы, богатейшее убранство свидетельствуют о большой помощи, оказываемой прежде русскими царями этой святой обители. Оказывается, Россия в прежние времена благотворила Афону очень широко. Как и многие греческие обители Афона, наш монастырь располагает богатейшей библиотекой и множеством мощей святых, среди них - глава великомученика Пантелеимона.

В настоящее время братии немного - до сорока человек. Их жизнь проходит в постоянной молитве и трудах по содержанию и благоустройству огромного монастыря. Когда один монах-пономарь провел нас по храмам, то можно без труда заметить, как остановилась здесь внешняя жизнь или, по крайней мере, замедлила свой обычный ход. Все отдает духом прошлого века. Многие иконы, богослужебные книги, пелены, покровы, различная утварь лежат нетронутыми вот уже десятки лет. Особенно умилительно было видеть столетней давности памятку пономарям, написанную красивым каллиграфическим почерком на стене алтаря. Ее можно вполне считать обращенной и к нашему времени. Эта нетронутость, постоянство приближают прошедшие эпохи, возвещают вечность, о которой так редко задумываемся.

Вообще Пантелеимонов монастырь мало чем отличается от других обителей Святой Горы - греческих, сербской, болгарской. Везде руководствуются одним, Афонским Уставом.

Все монастыри на Афоне общежительные, что предполагает общую молитву, общую трапезу, общие послушания и подчиненность одному духовному лицу - настоятелю. Все в монастыре делается по благословению настоятеля. Но в некоторых монастырях живут еще старцы-духовники, в таком случае духовное руководство частично может находиться в ведении старца, а настоятель больше занимается административными вопросами.

Первый, кто встречает паломников в монастыре, бывает гостинник, по-гречески архондаричный (от греческого архондарик - гостиница). Как правило, очень приветливый, общительный монах, заботливо пекущийся о доставлении удобств путникам. Первое, непременное условие гостеприимства - угощение лукумом, кофе, водой и, если желаете, ракией. Затем объяснение распорядка богослужений, трапезы, устройство в гостиные кельи.

Особого упоминания заслуживает афонское богослужение. Заходя в храм, вы попадаете в особую, благодатную обстановку. Богатое древнее убранство храмов, свет лампад и свечей (электричество в храмах не используется), благоухание прекрасного афонского ладана, стройное размеренное пение и чтение - все это производит впечатление неизгладимое. Пространство среди храма обычно бывает свободно, и молящиеся, братия и паломники занимают по четкому распорядку места по периметру храма в особых седалищах, которые носят название стасидий. Конструкция их продумана с целью облегчить труд выстаивания продолжительных богослужений. Основное богослужебное время отводится на ночь, практически вся она проходит в молитве, если учесть, что до начала службы келейно совершаются братией свои молитвенные правила.

По окончании вечернего богослужения совершается в храме поклонение святыням, в основном, святым мощам. Трудно перечислить все те святыни, к которым Господь сподобил нас приложиться. Достаточно упомянуть части Креста Господня, десницу св. Иоанна Предтечи, дары евангельских волхвов, св. мощи апостола и евангелиста Луки, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, св. праведной Анны, священномученика Антипы Пергамского, священномучениц Параскевы, Анастасии, Фотинии и многие другие.

Стоит упомянуть и о трапезе, которая имеет свои, можно сказать, не только афонские, но и национальные греческие черты. Трудно было привыкнуть к тому, что на Афоне не пьют совсем чая, из напитков только вода и слабое виноградное вино. Иногда, ради гостей, после обеда может быть кофе. Отсутствие первого блюда также на нас сказывалось. В остальном пища простая - растительная и молочная, в изобилии фрукты. В постные дни, какими являются понедельник, среда и пятница, вкушение пищи бывает позже обычного, иногда вместо двух раз в день только один. Трапеза проходит строго по уставу, начинается и оканчивается довольно продолжительными молитвами, во время нее читают жития святых или какие-либо святоотеческие творения.

Мы побывали во многих монастырях Афона: Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского, первом по древности и самом значительном монастыре Святой Горы. Там сохранились постройки времен преподобного. Еще растет огромный кипарис, которому более тысячи лет, посаженный, по преданию, святым основателем. Были мы и в Иверском монастыре, прославленном знаменитой чудотворной иконой Богоматери "Вратарницы", в монастыре Симонопетр, известном своим замечательным монашеским хором; в монастыре Дионисиат, где живут ученики известного афонского старца Иосифа-безмолвника и где познакомились с иконописной монастырской мастерской, в обители, называемой Ставроникита, совсем крошечной, но хранящей в своем соборном храме фрески знаменитого иконописца Феофана Критского, в монастыре Дохиар с известной чудотворной иконой Божией Матери "Скоропослушница".

В каких бы монастырях мы ни были, везде встречали теплый прием и заботу, благодаря объединяющей нас православной вере находили такие общие понятия, которые были ясны человеку независимо от языковых преград, ибо у нас один Путь, Истина и Жизнь -Господь Иисус Христос.

Подходит к концу время нашего паломничества. Идем по горной тропе из Симонопетра в монастырь Григориат, одно из последних пристанищ. Все уже кажется знакомым. Вот архондарик, сейчас, пожалуй, появится и гостинник. Уставшие после трудного перехода, ждем, читаем Псалтирь. Послышался звук приближающегося парохода, он медленно подплывает к пристани. Присматриваемся. На палубе большое стечение паломников, что необычно для одной из удаленных обителей, какой является Григориат. Послышались голоса монахов, что-то оживленно обсуждающих. Вместе с большим стечением народа, высадившегося на пристани, они появляются и наполняют гостиницу. Монах вместе с несколькими помощниками расселяет приехавших по кельям. Прислушиваемся к разговору. Часто слышится слово "Агрипния" - кажется, мы с ним уже знакомы. Да, верно, - это значит всенощная. Но вроде никакого праздника нет. Но в душе радость. Еще в самом начале о. Гавриил советовал нам, если представится возможность, побывать на афонской всенощной. Похоже, Господь исполняет наше желание. Узнаем: действительно будет праздничное всенощное бдение в память преподобномученицы Анастасии Римляныни, мощи которой находятся в этой святой обители. А паломники все прибывают и прибывают. Заходят два послушника, по внешнему виду - русские. Разговорились. На Афоне они уже много месяцев, путешествуют в поисках пристанища. Не вдаваясь в подробности их судеб, понимаю - Святая Гора может очаровать, столько в ней духовных сокровищ, которые не исчерпать, путешествуй по ней хоть всю жизнь. Надеюсь, и эти два молодых русских послушника обретут покой, где вселятся по слову пророка Давида. Были еще русские паломники, отец и сын, оставившие мир и приехавшие на Афон в поисках спасительного пристанища, и с ними вместе молодой человек, тоже русский, но приехал на Святую Гору из далекой Австралии.

Нас поселяют за недостатком келий в братском корпусе. Теперь можно познакомиться и с келией монаха-святогорца. На стенах много иконок, среди них вижу преподобного Серафима, святого праведного Иоанна Кронштадтского, на столе среди книг "Приношение современному монашеству" святителя Игнатия Брянчанинова. Что-то родное, близкое всколыхнулось в душе.

А на монастырском дворе продолжаются обычные предпраздничные хлопоты и приготовления к Богослужению. Торжество усугубляется приездом в обитель одного из митрополитов Элладской Церкви владыки Иерофея (Влахоса). Как выяснилось позже, он довольно известный духовный писатель, и одна из его книг под названием "Одна ночь в пустыне Святой Горы" была недавно выпущена издательством Троице-Сергиевой Лавры. В ней предлагается беседа автора с отшельником о молитве Иисусовой. Братия во главе с настоятелем архимандритом Георгием встретили митрополита во вратах обители, после чего все проследовали в храм, посвященный преподобномученице Анастасии, а затем в собор, где совершили молебствие.

Время приближается к всенощной. Приходим в собор, богато украшенный шитыми пеленами, а также флагами Византийской империи и Святой Горы. Он уже наполнен молящимися. Появляются представители других афонских монастырей, для каждого из них приготовлена особая стасидия.

В семь часов вечера начинается богослужение. Его, пожалуй, можно сравнить с природными стихиями. Это как море, которое то бушевало громогласным пением братии и волны которого разбивались о стены, то успокаивалось мерным журчанием чтеца. На небосводе храма то загорались, то потухали звезды-лампады, и появлялись облака от благоухающего кадила. Божественная Литургия, совершаемая сонмом духовенства, окончилась в восемь часов утра.

Всенощная на Афоне - явление исключительное, как, собственно, и существование Афона в современном удаляющемся от Бога мире. Жизнь монахов - молитвенное служение, и молитва, как и жизнь, проявляется самым различным образом - от праздничных торжественных песнопений до умной беззвучной в тиши отшельнической келии. Молитва - дыхание души, и пока мы дышим - мы живем.

Игумен ДИОНИСИЙ,
наместник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря


№ 12 (68) 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.