logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА О ВАЛЕОЛОГИИ

9 декабря 1999 года состоялось расширенное заседание совета "Согласие", рассмотревшее вопрос о программах полового воспитания и валеологии. В заседании помимо членов Совета приняли участие сотрудники ВИРО, специалисты департамента образования и здравоохранения, директоры школ, журналисты.

В ходе состоявшейся дискуссии были сформулированы различные мнения и взгляды по обсуждаемым вопросам. Высказана общая озабоченность состоянием физического, нравственного и психического здоровья детей.

Предварительный анализ ряда программ по валеологии выявил, что в настоящее время они имеют существенные недостатки: связь с оккультизмом, отрыв от отечественных духовно-нравственных традиций, преувеличенное внимание к вопросам полового просвещения, необеспеченность учебно-методическим комплектом и др. По указанным программам преподают педагоги, не имеющие специальной подготовки. В связи с этим в кругах педагогической и православной общественности само понятие "валеология" оказалось скомпрометированным и вызывает обоснованное противодействие.

Общее мнение участников заседания состояло в том, что вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения и укрепления его здоровья, формирования навыков здорового образа жизни, привития иммунитета к вредным привычкам следует придать управляемый характер.

Совет "Согласие" просит Вологодский институт развития образования:

а) создать рабочую группу с участием представителей совета, а также органов здравоохранения для разработки образовательных программ нравственного воспитания и укрепления здоровья для родителей, учителей и учащихся с опорой на отечественные духовные традиции и народную педагогику;

б) провести обсуждение проектов программ в рамках Димитриевских образовательных чтений 2000-го года;

в) организовать во втором полугодии 1999/2000 учебного года образовательные курсы для педагогов, занимающихся по программам здорового образа жизни.

Совет "Согласие" выражает надежду, что прошедшее обсуждение было полезным для всех присутствующих. Оно позволило лучше понять аргументы и мотивы различных мнений по обсуждаемым вопросам. Это поможет поиску согласованных путей в становлении уроков здоровья в образовательных учреждениях нашей области.

К этому документу необходимы некоторые пояснения. Напомним, что совет "Согласие" состоит из представителей департамента образования и Вологодской епархии. Он имеет официальный статус и занимается рассмотрением вопросов, вызывающих обоюдный интерес. Появление в наших школах уроков, которые могут принести детям не пользу, а вред - один из таких вопросов.

На Димитриевских чтениях прошедшего года уже говорилось о половом воспитании и валеологии, заседание совета "Согласие" стало продолжением этого разговора.

Заместитель начальника департамента образования О.Н. СЕРГЕЕВА сообщила собравшимся о распространении валеологии по школам области - оно еще не повсеместно, но довольно значительно (Вологда, Тотьма, Устюг, многие районы).

По поручению Совета основной доклад, посвященный обзору различных программ по валеологии, сделал профессор ВИРО И.Д. ЛУШНИКОВ. Прежде всего он высказал убеждение, что сама идея преподавания в школах валеологии и полового воспитания инициирована в тех кругах, которые имеют глобальные планы духовной диверсии против России. Профессор Лушников считает, что половое воспитание - это нравственная проблема, которая должна решаться в семье. Множество современных программ с разными названиями имеют одну цель - т.н. "культуру секса", т.е. нечто сугубо биологическое, оторванное от нравственных критериев. Вопреки утверждениям их создателей такие программы не только не противодействуют развращающему влиянию СМИ, но, напротив, дополняют его. Сказанное было проиллюстрировано рядом примеров.

Валеология называется наукой о здоровье, однако, таковой, ее считать трудно. Нерусское название очень хорошо передает нерусский подход к проблеме. "Валеологический подход к образованию" - это программа конструирования искусственных потребностей, подсказанных "заказчиком". Внимание ребенка концентрируется на теле, на самопоиске заболеваний. Здесь кроется путь к неврозам, стрессам, постоянной озабоченности, к "телоцентризму" в ущерб нравственности.

Таким образом, валеология направлена на развращение детей, а не на их оздоровление. И этим сейчас занимается в России огромное количество различных организаций!

Идеи валеологии и полового просвещения проникают в программы по биологии и по другим предметам. Используются изначально хорошие идеи - например, приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья, или приобщение его к культуре. А затем, для многих незаметно, эти идеи начинают извращаться.

Другой прием - объявив устрашающие факты по патологии здоровья у детей - наркомании, алкоголизма, курения, - в качестве борьбы с ними предлагают "нетрадиционные" методы: "Научим детей культуре секса и, глядишь, ранние беременности пойдут на убыль".

Конечно, проблема здоровья в нашем обществе существует - и не только духовного, нравственного, психического, но и физического. Она может быть решена только комплексно: рождением здорового потомства, социальными условиями и социальной культурой, экологически чистой средой, плюс медициной, плюс воспитанием здорового образа жизни. И воспитание будет тем успешней, чем будут лучше все эти факторы.

Сейчас предлагается решать эту сложную проблему преимущественно воспитанием. Отрицая такую лукавую идеологию, нам все же нужно поискать пути реализации и педагогических возможностей.

Существует ли вопрос биосексуального поведения юноши, девушки, подростка? Да, существует! Но существует не сам по себе, как у животного, а в аспекте вечной проблемы человеческих взаимоотношений, человеческой культуры. Следовательно, и сам вопрос биологических проявлений у подростков должен рассматриваться в контексте целостного восприятия, под влиянием духовного воспитания, способности проявить заботу и любовь к ближнему. Отдельной проблемы "секс-воспитания" нет!

Центральный вопрос - учет возраста ребенка. Чем младше возраст, тем больше духовно-нравственного, вне биологического должно быть дано. Надо оберегать детей от пороков.

Чем старше возраст, тем больше - но в меру, постепенно - подводить подростка к самопознанию, самоконтролю, углублять его сознание генетической основы здоровья. Можно затрагивать вопросы биосексуальных взаимоотношений, но в аспекте прямой ориентации на будущую семью. Ничего не избегать в работе с детьми - но всему свое время и своя мера.

Как назвать такой курс? Может быть, "Семья" или "Здоровье"? Стержневая линия такого курса - многоаспектная подготовка к созданию семьи. Необходимо рассмотреть вопрос - кто будет осуществлять подготовку и переподготовку таких преподавателей?

Содокладчик И.Д. Лушникова ректор ВИРО профессор В.В. СУДАКОВ напомнил собравшимся о цели "Согласия". Среди присутствующих на заседании - сторонники различных подходов к валеологии. Тем не менее, нужно постараться понять друг друга.

Главная цель - будущее Вологодской земли, ее новых поколений. Внедрение валеологии в образование объясняется крайне тревожной ситуацией, сложившейся к началу 90-х годов. Нынешние программы чем-то повторяют бывшие ранее программы по этике и психологии семейной жизни, и в этом отношении их можно назвать традиционными. Но то, что относится к т.н. "секс-образованию", безусловно, должно быть исключено из школьных программ. Надо оставить вопросы нравственного и физического здоровья, вспомнить приемы народной педагогики, традиции русской семьи.

Анализ программ надо продолжить, но, думаю, что уже сейчас большинство педагогов относится к ним так, как велит им педагогическая совесть. Необходимо создать авторский коллектив и подготовить программы трех вариантов:

а) для педагогов, которые предполагают вести этот курс;

б) для различных типов образовательных учреждений;

в) программу для родителей.

Термин "Валеология" сумели опошлить те, кто внес туда содержание, против которого мы протестуем. И это нас объединяет.

Сопредседатель "Согласия", ректор ВПДУ протоиерей ВАСИЛИЙ ПАВЛОВ высказал следующие соображения.

До тех пор, пока преподавание валеологии столь тесно связано с половым воспитанием, Церковь не может относиться к ней одобрительно. Мнение об этом выражено Святейшим Патриархом Алексием II со всей твердостью.

Не меньшую озабоченность вызывает многочисленность программ и субъективизм в их отборе. Судя по высказываниям одного из идеологов валеологии Татарниковой, такое положение следует признать нормальным, однако именно ее программы изобилуют взглядами и высказываниями, неприемлемыми для христианина.

Почему уроки Закона Божия, имеющие, несомненно, благое воздействие на детей, возможны в наших школах только как факультатив, а уроки валеологии, нравственно сомнительные и вызывающие сильное противодействие, вводятся без всяких согласований? Если дело будет идти таким образом, умножатся случаи, когда детей будут просто забирать из школы. Такие случаи в православной среде уже есть, и все они связаны с жалобами на развращающее влияние обычной (неправославной) школы.

Необходимо отметить, что православно ориентированные педагоги признают существование проблемы здоровья детей и не отказываются от ее решения. Появляются книги и учебники с валеологической проблематикой, но рассматривающие ее сквозь призму отечественных духовно-нравственных традиций. Вероятно, не все такие попытки удачны, но возможность и естественность такого пути для нас несомненна.
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.