logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЕТ ХРИСТОВ

 

О ПОСЛУШАНИИ СТАРЦАМ ДУХОВНЫМ

"Божественные Писания и слова святых отцов многочисленны, как песок морской: неленостно исследуя их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них вопрошающим. Правильнее же - преподаем не мы, потому что мы не достойны этого, но преподают блаженные святые отцы из Божественного Писания"
(преп. Нил Сорский).

Начиная разговор о послушании старцам, постараемся следовать совету преп. Нила и подкреплять каждую мысль ссылками на слова святых отцов. Все приведенные здесь цитаты взяты из замечательного творения святителя Игнатия Брянчанинова "Приношение современному монашеству".

О пользе послушания, о значении духоносного наставника в руководстве на пути спасения говорят святые отцы древности:

"Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские отцы, между которыми процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это - величайший дар и благодать Святаго Духа. Необходимое условие такого повиновения - духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти".

Однако святые отцы предупреждают, что ошибка в выборе такого наставника может очень дорого обойтись:

"Если ты хочешь отречься от мира и научиться евангельскому житию, то не поручи себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться вместо евангельского жития диавольскому житию. Потому что благих учителей и учительство благое, а злых - злое. От лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять других есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели, по слову Господа: "Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут" (св. Симеон Новый Богослов)".

Общее оскудение в монастырях дара старческого окормления отмечается уже в первом тысячелетии, к концу же второго тысячелетия свт. Игнатий писал:

"Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда святые отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями отеческими".

И еще: "То, что сказано об отшельничестве и затворе, должно сказать и о послушании старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени".

Свт. Игнатий считает, что даже в монашеской среде время "жительства в послушании у старца" должно смениться "жительством по совету":

"Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы монашества, преподобного Антония Великого. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братий: у одного научался он воздержанию, у другого кротости, терпению, смирению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить в себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь перед всеми и молясь Богу непрестанно. Поступай и ты, новоначальный, таким образом!"

Могут возразить: "А как же современные святителю Игнатию Оптинские старцы, к которым ездила вся Россия?"

В этом примере очень важными представляются два обстоятельства. Первое - старцы появились в монастыре с очень высокой духовной жизнью. Второе - никто из них не присваивал себе этой чести, никто не провозглашал себя старцем, но был призываем своим предшественником в этом духовном делании. Старец Леонид воспитал старца Макария, Макарий - Амвросия и т.д. Только такой способ действий - с посвящением и благословением - можно считать истинно церковным: "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон" (Евр. 5, 4).

В наше время желание обрести духовного наставника, которому можно всецело довериться, столь же естественно, как и во времена прошедшие. Мечту о нем подогревают и книги о монастырской жизни. Прислушаемся, однако, к предостережению святителя Игнатия:

"Книги святых отцов о монашеской жизни должно читать с большою осмотрительностию. Замечено, что новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Если книга преподает советы о безмолвии и показывает обилие духовных плодов, собираемых в глубокой пустыне, то в новоначальном непременно явится сильнейшее желание удалиться в уединение, в безлюдную пустыню. Если книга говорит о безусловном послушании под руководством духоносного отца, то в новоначальном непременно явится желание строжайшего жительства в полном повиновении старцу. Бог не дал нашему времени ни того, ни другого из этих жительств".

Спросим себя, если этого не сыскать сейчас в монастыре, то как надеяться найти это в миру? Однако немалое количество церковных женщин занято поиском современных старцев и время от времени "посвящают" кого-то из известных или не известных им людей в старческое "достоинство". Гордость и самомнение направляют им навстречу кандидатов на такое самочинное посвящение:

"Действующий из себя, действует для тщеславия, приносит и себя и послушающих его в жертву сатане...".

Таких претендентов, возможно, по незнанию, не страшат предупреждения святых людей:

"Те старцы, которые принимают на себя роль (употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтобы точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия) старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими... Страшное дело - принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святаго Духа и действием Духа; страшное дело - представлять себя сосудом Святаго Духа, между тем, как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не престает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно".

Признаки таких самозванцев вполне ясные: они позволяют считать себя старцами и сами так себя называют; они говорят о своих духовных дарованиях (ведение сокрытого, слышание откровений); они примешивают к церковному учению суеверия и собственные домыслы; наконец, они требуют безусловного подчинения себе. То есть они делают все то, что свидетельствует о гордости, о прелести и что никогда не сделают подлинно духоносные христиане.

Рассказывают, как одного прославившегося высотою своей жизни архимандрита собеседник назвал старцем. Батюшка ужасно смутился, замахал руками и торопливо проговорил: "Нет! Нет! Не старец! Не старец!.. Старичок...". Рассказ очень поучительный.

А вот что пишет свт. Игнатий о признаках подлинной духовности:

"Охранимся от великого бедствия - превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого... Скромные отношения советника к наставляемому... Совет не заключает в себе условие непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен... Отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближнего: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ведения и достоинства духовных, в чем явная гордость и самообольщение".

Намерение писать о старчестве в "Благовестнике" возникло не без причины. Священный Синод отзывается о ложном старчестве как об опасном искажении церковной жизни. Все, что здесь сказано о женской мечтательности и о старческом самозванстве, имеет место в Вологодских пределах. "Старцы", не живущие в монастыре и даже не достигшие зрелого возраста, посвящают людей в общины своих почитателей, учат их всевозможным суевериям ( например, уничтожать свои медицинские полисы) и наносят темы немалый вред. Их признаки здесь перечислены, "Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф. 11, 15).

Протоиерей ВАСИЛИЙ ПАВЛОВ
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.