Благовестник
Меню 1
Меню 2

О СЪЕЗДЕ МИССИОНЕРОВ


"Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" - слова благодарственного молебна поднимаются ввысь и обретают полноту звучания под огромным куполом Храма Христа Спасителя в Москве.

Так завершился III Всецерковный съезд православных миссионеров Русской Православной Церкви. Миссия. Этим словом принято называть проповедь Церкви за пределами её ограды - среди язычников, либо людей далеких от Бога, вовсе не знающих Его. Миссионерское поле Русской Православной Церкви сейчас чрезвычайно широко - как ни удивительно звучат эти слова в стране, 80-90 процентов населения которой считают себя православными, по крайней мере - крещены. Крещены, да не просвещены, как ни горько это сознавать. Большинство номинально православных людей считает веру в Бога чем-то весьма далеким от жизни, содержание этой веры часто для них непроходимо туманно, и проявляют они её чаще всего чисто формально. Для многих предел церковности - "поставить свечку" (огнепоклонничество какое-то!).

Православие в нашем обществе пока просто терпится как отзвук прошлого, наследие славных предков; многие относятся к нему как к традиции, может быть, достойной уважения, красивой (впрочем, это кому как - дело вкуса), безобидной, - но, по большому счету, отживающей свой век.

Имеет ли с этим что-либо общее Святое Православие? Нет! Православие - это, прежде всего, Христос, это личные отношения человека с Богом, это момент встречи осознавшего всю глубину своего падения грешника со своим Спасителем, дающим ему силы исправить свою жизнь. Вера наполняет собой и определяет мировоззрение человека, его способ мышления, каждый момент и поступок в его жизни. Это не просто признание Божиих заповедей, а жизнь по ним.

Видим ли мы это в нашем статистически православном обществе? Нет. Значит, миссия Церкви сейчас чрезвычайно нужна. Именно поэтому и собираются съезды епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, призванные определить формы и методы церковной миссии в современном непрестанно меняющемся мире.

III Всецерковный съезд миссионеров прошел с 30 октября по 3 ноября в Подмосковье. В его работе принимали участие председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, другие видные церковные иерархи, представители 101 епархии из 11 стран - всего более 270 человек. Были там и представители Вологодской епархии.

Разговор на съезде шел о вопросах чрезвычайно важных и интересных. Миссия мирян. Свидетельствовать о Христе призван каждый христианин, однако участие большинства прихожан в жизни Церкви обычно ограничивается участием в воскресных богослужениях. Как изменить ситуацию, какие формы может приобретать миссия мирян, какими качествами должен обладать православный человек, чтобы его голос был услышан, на какие знания он должен опираться, чтобы свидетельство его было убедительно? Об этом было высказано немало суждений.

Немало говорилось и  о причинах религиозных конфликтов. Деятельность любой религиозной организации заключается, прежде всего, в проповеди своего учения. В современном мире очень часто на одной территории действуют представители различных исповеданий, и их интересы неизменно пересекаются. Как избежать в таких случаях конфликтов? Как, не нарушая право любой религии на миссионерскую деятельность, противостоять сектантской агрессии? Как различить миссию и прозелитизм (заманивание в веру, либо переманивание из одной веры в другую)?

Каким образом строить миссию Церкви, чтобы она всегда оставляла за человеком свободу выбора и не была связана с принуждением (эмоциональным, психологическим, информационным, финансовым и любым другим) к принятию веры, чем всегда грешат сектанты?

Еще одна грань православной миссии - проблемы семьи и молодежи. Актуальность темы, я думаю, не подлежит сомнению. Семья как общественный институт стремительно разваливается, в то время как Православие имеет огромный опыт в созидании и сохранении "малой церкви", как называют семью православные. Что касается молодежи, то необходимы поиски общего языка и пересечения интересов ее и Церкви, чтобы на таком перекрестке произошла встреча молодости со Христом.

Внушают тревогу болезни молодых - наркомания, преступность, разврат... И в то же время виден огромный неиспользованный положительный потенциал современных молодых россиян. Как помочь им избежать губящих душу и тело, разлагающих личность ловушек и направить свою кипучую энергию на благо? Вопрос, от решения которого зависит будущее России и русского православия.

Миссия Церкви и современные информационные технологии. Для вдумчивого человека совершенно очевидно, что современные средства массовой информации, по большому счету, являются чем угодно, но не средствами информирования. Они практически выродились в рекламно-развлекательно-развращающую индустрию. Однако они не перестают быть инструментом, с помощью которого возможно донести весть о Христе до огромного числа людей. Как использовать этот инструмент, как формировать и каким содержимым наполнять собственные церковные СМИ, как расширить присутствие Церкви во всемирной сети Интернет? Вот лишь некоторые обсуждавшиеся в связи с данной темой вопросы.

Плодом всестороннего обсуждения перечисленных выше вопросов стал проект Миссионерской декларации, принятый съездом. Этот документ, в случае его принятия Священным Синодом Русской Православной Церкви, станет существенным подспорьем в деятельности как епархиальных миссионеров, так и духовенства вообще. А впрочем, каждому православному христианину, не забывающему слов Спасителя: "Научите все народы", полезно будет ознакомиться с этой декларацией.

Необходимо сказать несколько слов и о другой стороне деятельности съезда. Чрезвычайно отрадно было слышать сообщения о том, что Православие ширится и в далеких от нас странах люди приходят ко Христу. Делегаты из отдаленных уголков нашего Отечества, из Западной Европы, Японии, Ирана говорили о том, как народы совершенно чуждой нам культуры находят истину в Православии. Это служит подтверждением ошибочности того стереотипа, который крепко сидит в умах большой части русской интеллигенции: будто бы Православие - это часть русской культуры.

На самом деле Православие надкультурно, оно гораздо шире культуры любого народа и не может быть сводимо ни к одной из них. Напротив, русская культура - лишь одна из тех граней, которыми так богато Православие.

Итак, съезд завершен. Что дальше? А дальше предстоит каждому из нас предельно честно и нелениво определить, как возможно внести свою лепту в дело общецерковной миссии. Нужно взглянуть вокруг неравнодушным взглядом, увидеть перед собой страждущих от неведения Бога людей и попытаться поделиться с ними сокровищем, каким является Православная вера. Поделиться не формально, а любя и сострадая. Иначе мы рискуем закопать в землю данный нам Богом дар.

Иерей Александр ЛЕБЕДЕВ, секретарь епархиальной
миссионерской комиссии

№ 10-12 (90-92) 2002 г.