Благовестник
Меню 1
Меню 2

ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ НА ЗАПАДЕ -
ЭТО СВОЕГО РОДА МИССИОНЕРСТВО


Нынешним летом настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу иерей Алексий Сорокин и двое молодых покровских прихожан - Лидия и Петр Давыдовы - побывали во Франции, в православном Покровском женском монастыре, расположенном в небольшой деревушке Бюсси-ан-От. У вологодского храма давно налажены связи с этим монастырем,  насельницы французской обители приезжали в Вологду (об этом "Благовестник" рассказывал). И вот теперь вологжане своими глазами увидели, как живут православные во Франции.

- Батюшка, расскажите, что представляет из себя православный женский монастырь во Франции?

- Покровский женский монастырь находится в Бургундии, в 150 км от Парижа. Он основан четырьмя русскими монахинями вскоре после 2-й мировой войны на базе усадьбы, принадлежащей одному из русских эмигрантов. Нынешняя настоятельница тоже русская - игумения Ольга (Слезкина). В свое время она трудилась на одном из приходов под Парижем, где при участии епископа Мефодия издавался журнал "Вечное". Выглядел он невзрачно, но эти тоненькие серые тетрадки в свое время очень помогли   православным в России, когда у нас было мало катехизаторской литературы. Основали монастырь русские верующие, но сейчас он перестал быть чисто русским. Там живут насельницы из Румынии, Польши, Канады, Англии, Шотландии, есть даже из арабских стран и из Японии. Возраст тоже очень разный: от 20 до 80 лет. Всего около двух с половиной десятков человек. Большинство насельниц пришли в Православие в сознательном возрасте, каждая по-своему: после встречи с православным храмом, иконой, музыкой.

- А как там живут, есть отличие от российских монастырей?

- Первое отличие в том, что там нет традиционного для России монастырского сельского хозяйства. У обители  нет своих полей, там не держат коров. Есть сад, но не промышленных масштабов. Поля, правда, были, но их пришлось продать в тяжелые времена. Конечно, насельницы своими руками готовят варенья, соленья. Но основная деятельность - это книгоиздание, иконопись.

- На какие средства живет монастырь?

- Есть доходы от церковных служб. Обители покровительствует "Общество друзей Бюсси", помогает решать финансовые и бытовые вопросы.

-  А духовное окормление?

- Постоянно окормляет монастырь молодой православный священник - отец Раду, румын по национальности. Но, кроме него, здесь всё время много гостей - священников и даже епископов. Пение богослужебное идет на церковно-славянском языке, а возгласы, молитвы, чтение Псалтири, часов - всё это может звучать и на других языках. В основе уклада - русская традиция женского монашества, вывезенная из России в годы революции. В силу различных исторических обстоятельств сейчас монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Запомнились открытость, доброжелательность, общительность, насельницы в Бюсси очень улыбчивые, приветливые. Кроме того, что это центр молитвенной жизни, это еще центр общения русских эмигрантов. Некоторых престарелых привозят родственники, для них важно просто побыть среди русских. Игумения стремится к тому, чтобы русский язык в обители знали все насельницы. Монастырю сейчас принадлежит несколько домов, где могут быть размещены трудники, паломники. В праздничные дни туда съезжается очень много гостей. После литургии на улицу выносят столы, устраивают чаепитие, обсуждают житейские новости, общаются с гостями. Но к русско-советским, особенно мало воцерковленным посетителям поначалу наблюдается несколько настороженное отношение.

- Вы участвовали в богослужении во французском храме?

- Да, я совершал Божественную литургию. И почувствовал отличие. Оно есть и в одежде - фелони там в основном греческого фасона, более легкие и удобные для жаркого климата. Проповедь там читается после чтения Евангелия, в ходе литургии. Произносится она на двух языках - французском и русском, также на двух языках читают Евангелие и Апостол. Впечатление от такого богослужения - как от нашего пасхального, оно почти столь же праздничное, торжественное. Там существует еще такая практика, когда тайные молитвы священник в алтаре читает громко. Это для людей, которые только подходят к Православию, чтобы помочь им проникнуть в глубину православной мысли, православного образа. Еще один момент: во время евхаристического канона возгласы "Аминь" произносит весь храм.

- Есть ли отличия по сути между православным приходом или монастырем в России и во Франции? Все-таки, сердце Западной Европы, оплот католицизма...

- Там русских объединяет только Церковь. Читая историю эмиграции, узнаем: первое, что делали эмигранты на чужбине, -  строили храм. Чтобы была возможность национального осознания себя в чуждой среде. Православный храм или монастырь на Западе Европы - это еще и особый центр духовного укрепления, и своего рода миссионерство. В Покровский монастырь в Бюсси приезжает много паломников со всей Франции, из Германии. Понятно, что без духовной поддержки православному немцу или французу сложно.

- Отец Алексий, что  вам удалось повидать в той поездке, что особо запомнилось?

- В Парижском соборе Нотр-Дам мне посчастливилось присутствовать при выносе величайшей христианской святыни - части тернового венца Спасителя. Его выносят для поклонения каждую первую пятницу месяца. В этот день как раз и удалось побывать в знаменитом соборе. В Париже и вообще по  всей Франции хранится очень много общехристианских святынь (часть из них была вывезена из Византии в эпоху крестовых походов), например, мощи святой равноапостольной царицы Елены в парижской церкви святого Льва. Святая V века Женевьева - небесная покровительница Парижа, одинаково почитается и православными, и католиками.

Название известной улицы Монмартр переводится, как гора мучений, это место, освященное кровью мучеников еще во времена гонений на первых христиан (в их числе и святой Дионисий Ареопагит со своими спутниками). В провинциальном городке Везеле хранятся частицы мощей святой Марии Магдалины. В Осере - место погребения святого V века Германа Осерского. В крипте сохранились фрески IX и XI веков. В одном из храмов Осера меня удивил крест из черненого серебра славянского происхождения. Очень похоже, что он был сделан у нас, в Великом Устюге. В храме местечка Аваллон мы видели часть главы святого Лазаря Четверодневного. Хранится она почему-то в ризнице. По нашей просьбе служители храма открыли святыню, мы с монахинями из Покровского монастыря спели величание и тропарь.

Вообще Франция имеет богатейшую христианскую историю. Любопытно, что католики как-то привыкли, что ли, к этому. Инициатива почитания древних святынь часто идет от православных верующих. Католическое духовенство, как правило, всегда идет навстречу, делая все христианские святыни доступными для почитания и православных верующих. Часто  православными священниками у святынь служатся молебны, читаются акафисты.

- Значит, Православие на Западе живет?

- Да,  Православие живет там не изолированно, не как в заповеднике, а полной духовной жизнью. И более того, оказывает влияние на людей, разочарованных в западном христианстве.

Беседовала
Елена Львовна АГЕНТОВА

№ 10-12 (90-92) 2002 г.