logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

РОДНЫЕ ВО ХРИСТЕ

О том, что к священнику Сергию Телицыну приезжают гости из Франции, в храме Покрова-на-Торгу знали задолго до визита. Ждали француженок - а оказалось, что приехали шотландка, американка и русская. Свел их Господь в небольшом Покровском монастырьке на севере Франции, в бургундском городке Бюсси..

- Родилась я, простите, в Шотландии, - говорила матушка Серафима.

Простите - за что? За то, что не в России родилась? За то, что большую часть жизни звалась Дианой - ведь этого имени в православных святцах нет? Наверное, матушка Серафима таким образом выражает сожаление, что к вере православной она пришла не с раннего возраста, как многие русские, а уже взрослой. Правда, с самого детства - сама не знает, почему - шотландская девочка Диана интересовалась Россией. Изучала язык, читала книги.

- К сожалению, - рассказывает м. Серафима, - когда вышла замуж, русский пришлось оставить.

И долгие годы она жила обыкновенной жизнью - работала, воспитывала детей (у нее три сына), помогала мужу-бизнесмену. Несколько лет назад муж умер, но еще до его смерти она - снова неожиданно для себя самой - почувствовала влечение к вере. Православие стало ее жизнью, и когда дети выросли, она ушла в монастырь.

Сыновья давно обзавелись своими семьями, у матушки Серафимы семь внуков, скоро будет восьмой. Она навещает детей, а вот дети... Ни разу в монастыре не были, и вообще полагают, что их мама попала в какую-то странную секту. Настороженное отношение к православным на Западе, оказывается, распространено, мало что знают здесь о нашей вере - например, родственников м. Серафимы смущает её монашеское одеяние, в Лондоне его порой принимают за чадру. Католические монахини одеты совсем не так, к ним привыкли, а православные западному человеку кажутся чем-то похожими на мусульман.

В монастыре Бюсси 17 монахинь, самой младшей 26 лет, самой старшей - 88. Кстати, игуменье монастыря, матушке Ольге, - 85, но возраст словно не властен над ней. Недуги, правда, одолевают, но духом настоятельница крепка. И национальности в обители представлены самые разные: есть француженки, англичанки, даже одна египтянка. Но все они - православные, и все очень любят Россию, знают о наших святынях. И когда собрались сестры в Вологду, многие им завидовали: побывать в здешних святых местах - это счастье для православного.

А мы иной раз и не ценим того, что рядом; о Святой Земле мечтаем, не видя, что наша-то, родная, - тоже освящена многими подвижниками.

Еще одна гостья, матушка Анна,- американка. Она больше двадцати лет - секретарь монастыря, ведет всю переписку.

Вместе с ними из Франции приехала и еще одна гостья -- Наталья Дмитриевна Хвостова. Точнее, наверное, сказать, что это Наталья Дмитриевна привезла с собой монахинь, потому что в Вологду русскую француженку влекло не только желание помолиться у православных святынь. Здесь похоронена ее бабушка, Анна Ивановна Хвостова (урожденная Унковская).

Муж Анны Ивановны погиб во время одного из покушений на П.А.Столыпина, когда взорвали его дачу. Вдова осталась с восемью детьми на руках. Дмитрию, отцу нашей гостьи, было тогда два года. Принадлежали Хвостовы - и по матери, и по отцу - к очень известному роду, среди представителей которого - губернаторы (в том числе ярославский и вологодский), министр внутренних дел, многие сановники.

Были в роду Хвостовых и монахи, и священники, один из них - папа Натальи Дмитриевны. Предсказал ему такой путь известный до революции старец Алексий из Зосимовой пустыни. Тогда ничто не предвещало такого поворота в жизни молодого человека; но спустя много лет, уже во Франции, он принял священный сан.

Когда к власти пришли большевики, Анна Ивановна увезла младших во Францию, а сама с двумя дочерьми - Варей и Катей - вернулась на Родину. Не могла она жить за границей... Двое ее сыновей погибли в Добровольческой армии, воюя с большевиками. Анна Ивановна приняла монашеский постриг, как и Екатерина (Варвара к тому времени умерла от тифа). Вскоре их одну за другой арестовали и сослали - независимо друг от друга - в один и тот же город: Вологду.

Долгие годы отец Натальи Дмитриевны ничего не знал о судьбе своей матери. Было, правда, известно, что его сестру, схимонахиню Иннокентию, уже в Вологде арестовали и она погибла по дороге в лагерь. Дошли до родственников Н.Д.Хвостовой сведения, что и схимонахиня Анастасия (монашеское имя А.И.Хвостовой) тоже была арестована. Не сомневались, что она погибла - но когда, где?..

Давняя дружба связывает Н.Д.Хвостову с монахинями из Бюсси. Она купила дом в этом городке, и гордится, что за ней в Бюсси потянулись многие "русские французы". Монастырь, собственно говоря, и основан был русскими, и располагается он здесь потому, что вскоре после войны пожилые русские супруги, прожившие здесь несколько лет, подарили общине свой дом.

Монастырь в Бюсси ведет очень большую просветительскую, катехизаторскую работу. Именно здесь много лет издается православный журнал "Вечное". Он знаком в нашей стране многим: в те времена, когда книг по православию у нас достать было невозможно, "Вечное" знакомило людей, тянущихся к вере, и с житиями святых, и с творениями святых отцов Церкви, и с традициями церковной жизни, с подвижниками веры Христовой... Собственно, именно этот журнал, можно сказать, и привел православных гостей из Франции в Вологду. С.Н.Телицын (тогда еще не священник) написал в обитель с просьбой высылать ему "Вечное". Сестра Анна обратила внимание на адрес и рассказала о письме из Вологды Н.Д.Хвостовой - в Бюсси многие знали, что значит этот город в жизни бабушки Натальи Дмитриевны.

Завязалась переписка. Отец Сергий выяснил, что бабушку Н.Д.Хвостовой, к тому времени схимонахиню Анастасию, здесь же вскоре после ареста и расстреляли в 1937 году - близ Семенкова, где сейчас стоит Поклонный крест в память о погибших в годы большевистского террора.

И когда о.Сергий пригласил Н.Д.Хвостову в гости, с ней приехали и две монахини из Бюсси. Они были рады возможности побывать в святых для всех православных местах, издавна и по праву известных как Северная Фиваида. Монахини побывали во всех вологодских обителях - и в Спасо-Прилуцком монастыре, и в Кирилло-Белозерском, и в Горицком. И везде их встречали не как гостей издалека - как родных. Потому что и в самом деле они родные нам - по вере. С восторгом рассказывали гостьи из Франции о настоятеле Кирилло-Белозерского монастыря о. Кирилле, который даже богослужение чуть-чуть задержал, пока они не приехали. Очень понравилось им в Горицах, у матушки Евфалии.

Конечно, посетила Наталья Дмитриевна вместе с матушками из Бюсси и Поклонный крест в Семенкове, помолилась на этом скорбном месте. Хотела побывать в доме, где жили её бабушка и тетя до ареста, - адрес сохранился. Схимонахини Анастасия и Иннокентия (так звали в монашестве Екатерину) устроили небольшую общину, что-то шили на заказ. Из вырученных денег умудрялись даже кое-что посылать в Париж, хотя и сами жили очень небогато.

- Приехали, - рассказывает Наталья Дмитриевна, - на Лесную набережную, ищем дом № 28 - а его нет. 29-й дом стоит, а того, что нам нужен, - нет. Стали спрашивать, и нашли людей, которые вспомнили: в 1939 г. этот дом снесли. Спустя два года после того, как арестовали бабушку...

Вскоре после расставания в храм Покрова-на-Торгу пришло письмо из Бюсси: "...Мы с матушками переживали нашу поездку и переносились к вам на Север, в вашу милую Вологду. И мы все дружно заявили, что больше всего нам понравилась Вологда, хотя мы видели много красивых мест - Ростов Великий, Борисоглебск, Углич, Ярославль... Но Вологда стоит на первом месте вместе с Ферапонтовом и Горицами".

Наталья Дмитриевна, заканчивая письмо, добавляет, что с 1 апреля она - послушница Покровской обители. Может быть, это поездка к нашим святым местам помогла ей принять такое решение? Побывав на могиле бабушки, убиенной за веру Христову, помолившись вместе с горицкими насельницами, побывав на богослужениях в Кирилло-Белозерском и Прилуцком монастырях, она решила посвятить жизнь служению Христу. Пасху она встретит в обители - и это будет для нее необычная Пасха.

По традиции в Бюсси первую неделю Великого поста и окончание Страстной Седмицы - начиная с Великого Четверга - проводят в молчании. Конечно, матушка Анна, матушка Серафима и сестра Наталия, как и другие насельницы монастыря, отдадут это время сосредоточенной молитве. Думается, не раз вспомнится им время, проведенное в Вологде, - воспоминания о богослужениях в русских монастырях, о наших святых местах, о вологодских угодниках Божиих будут соответствовать молитвенному настрою.

Андрей САЛЬНИКОВ

№ 4-5(60-61), 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.