|
РОДНЫЕ ВО ХРИСТЕ
О том, что к священнику Сергию
Телицыну приезжают гости из Франции, в храме
Покрова-на-Торгу знали задолго до визита. Ждали
француженок - а оказалось, что приехали
шотландка, американка и русская. Свел их Господь
в небольшом Покровском монастырьке на севере
Франции, в бургундском городке Бюсси..
- Родилась я, простите, в Шотландии, -
говорила матушка Серафима.
Простите - за что? За то, что не в
России родилась? За то, что большую часть жизни
звалась Дианой - ведь этого имени в православных
святцах нет? Наверное, матушка Серафима таким
образом выражает сожаление, что к вере
православной она пришла не с раннего возраста,
как многие русские, а уже взрослой. Правда, с
самого детства - сама не знает, почему -
шотландская девочка Диана интересовалась
Россией. Изучала язык, читала книги.
- К сожалению, - рассказывает м.
Серафима, - когда вышла замуж, русский пришлось
оставить.
И долгие годы она жила обыкновенной
жизнью - работала, воспитывала детей (у нее три
сына), помогала мужу-бизнесмену. Несколько лет
назад муж умер, но еще до его смерти она - снова
неожиданно для себя самой - почувствовала
влечение к вере. Православие стало ее жизнью, и
когда дети выросли, она ушла в монастырь.
Сыновья давно обзавелись своими
семьями, у матушки Серафимы семь внуков, скоро
будет восьмой. Она навещает детей, а вот дети... Ни
разу в монастыре не были, и вообще полагают, что
их мама попала в какую-то странную секту.
Настороженное отношение к православным на
Западе, оказывается, распространено, мало что
знают здесь о нашей вере - например,
родственников м. Серафимы смущает её монашеское
одеяние, в Лондоне его порой принимают за чадру.
Католические монахини одеты совсем не так, к ним
привыкли, а православные западному человеку
кажутся чем-то похожими на мусульман.
В монастыре Бюсси 17 монахинь, самой
младшей 26 лет, самой старшей - 88. Кстати, игуменье
монастыря, матушке Ольге, - 85, но возраст словно не
властен над ней. Недуги, правда, одолевают, но
духом настоятельница крепка. И национальности в
обители представлены самые разные: есть
француженки, англичанки, даже одна египтянка. Но
все они - православные, и все очень любят Россию,
знают о наших святынях. И когда собрались сестры
в Вологду, многие им завидовали: побывать в
здешних святых местах - это счастье для
православного.
А мы иной раз и не ценим того, что
рядом; о Святой Земле мечтаем, не видя, что
наша-то, родная, - тоже освящена многими
подвижниками.
Еще одна гостья, матушка Анна,-
американка. Она больше двадцати лет - секретарь
монастыря, ведет всю переписку.
Вместе с ними из Франции приехала и
еще одна гостья -- Наталья Дмитриевна Хвостова.
Точнее, наверное, сказать, что это Наталья
Дмитриевна привезла с собой монахинь, потому что
в Вологду русскую француженку влекло не только
желание помолиться у православных святынь. Здесь
похоронена ее бабушка, Анна Ивановна Хвостова
(урожденная Унковская).
Муж Анны Ивановны погиб во время
одного из покушений на П.А.Столыпина, когда
взорвали его дачу. Вдова осталась с восемью
детьми на руках. Дмитрию, отцу нашей гостьи, было
тогда два года. Принадлежали Хвостовы - и по
матери, и по отцу - к очень известному роду, среди
представителей которого - губернаторы (в том
числе ярославский и вологодский), министр
внутренних дел, многие сановники.
Были в роду Хвостовых и монахи, и
священники, один из них - папа Натальи Дмитриевны.
Предсказал ему такой путь известный до революции
старец Алексий из Зосимовой пустыни. Тогда ничто
не предвещало такого поворота в жизни молодого
человека; но спустя много лет, уже во Франции, он
принял священный сан.
Когда к власти пришли большевики,
Анна Ивановна увезла младших во Францию, а сама с
двумя дочерьми - Варей и Катей - вернулась на
Родину. Не могла она жить за границей... Двое ее
сыновей погибли в Добровольческой армии, воюя с
большевиками. Анна Ивановна приняла монашеский
постриг, как и Екатерина (Варвара к тому времени
умерла от тифа). Вскоре их одну за другой
арестовали и сослали - независимо друг от друга -
в один и тот же город: Вологду.
Долгие годы отец Натальи Дмитриевны
ничего не знал о судьбе своей матери. Было,
правда, известно, что его сестру, схимонахиню
Иннокентию, уже в Вологде арестовали и она
погибла по дороге в лагерь. Дошли до
родственников Н.Д.Хвостовой сведения, что и
схимонахиня Анастасия (монашеское имя
А.И.Хвостовой) тоже была арестована. Не
сомневались, что она погибла - но когда, где?..
Давняя дружба связывает Н.Д.Хвостову
с монахинями из Бюсси. Она купила дом в этом
городке, и гордится, что за ней в Бюсси потянулись
многие "русские французы". Монастырь,
собственно говоря, и основан был русскими, и
располагается он здесь потому, что вскоре после
войны пожилые русские супруги, прожившие здесь
несколько лет, подарили общине свой дом.
Монастырь в Бюсси ведет очень
большую просветительскую, катехизаторскую
работу. Именно здесь много лет издается
православный журнал "Вечное". Он знаком в
нашей стране многим: в те времена, когда книг по
православию у нас достать было невозможно,
"Вечное" знакомило людей, тянущихся к вере, и
с житиями святых, и с творениями святых отцов
Церкви, и с традициями церковной жизни, с
подвижниками веры Христовой... Собственно, именно
этот журнал, можно сказать, и привел православных
гостей из Франции в Вологду. С.Н.Телицын (тогда
еще не священник) написал в обитель с просьбой
высылать ему "Вечное". Сестра Анна обратила
внимание на адрес и рассказала о письме из
Вологды Н.Д.Хвостовой - в Бюсси многие знали, что
значит этот город в жизни бабушки Натальи
Дмитриевны.
Завязалась переписка. Отец Сергий
выяснил, что бабушку Н.Д.Хвостовой, к тому времени
схимонахиню Анастасию, здесь же вскоре после
ареста и расстреляли в 1937 году - близ Семенкова,
где сейчас стоит Поклонный крест в память о
погибших в годы большевистского террора.
И когда о.Сергий пригласил
Н.Д.Хвостову в гости, с ней приехали и две
монахини из Бюсси. Они были рады возможности
побывать в святых для всех православных местах,
издавна и по праву известных как Северная
Фиваида. Монахини побывали во всех вологодских
обителях - и в Спасо-Прилуцком монастыре, и в
Кирилло-Белозерском, и в Горицком. И везде их
встречали не как гостей издалека - как родных.
Потому что и в самом деле они родные нам - по вере.
С восторгом рассказывали гостьи из Франции о
настоятеле Кирилло-Белозерского монастыря о.
Кирилле, который даже богослужение чуть-чуть
задержал, пока они не приехали. Очень понравилось
им в Горицах, у матушки Евфалии.
Конечно, посетила Наталья Дмитриевна
вместе с матушками из Бюсси и Поклонный крест в
Семенкове, помолилась на этом скорбном месте.
Хотела побывать в доме, где жили её бабушка и тетя
до ареста, - адрес сохранился. Схимонахини
Анастасия и Иннокентия (так звали в монашестве
Екатерину) устроили небольшую общину, что-то шили
на заказ. Из вырученных денег умудрялись даже
кое-что посылать в Париж, хотя и сами жили очень
небогато.
- Приехали, - рассказывает Наталья
Дмитриевна, - на Лесную набережную, ищем дом № 28 -
а его нет. 29-й дом стоит, а того, что нам нужен, -
нет. Стали спрашивать, и нашли людей, которые
вспомнили: в 1939 г. этот дом снесли. Спустя два года
после того, как арестовали бабушку...
Вскоре после расставания в храм
Покрова-на-Торгу пришло письмо из Бюсси: "...Мы с
матушками переживали нашу поездку и
переносились к вам на Север, в вашу милую Вологду.
И мы все дружно заявили, что больше всего нам
понравилась Вологда, хотя мы видели много
красивых мест - Ростов Великий, Борисоглебск,
Углич, Ярославль... Но Вологда стоит на первом
месте вместе с Ферапонтовом и Горицами".
Наталья Дмитриевна, заканчивая
письмо, добавляет, что с 1 апреля она - послушница
Покровской обители. Может быть, это поездка к
нашим святым местам помогла ей принять такое
решение? Побывав на могиле бабушки, убиенной за
веру Христову, помолившись вместе с горицкими
насельницами, побывав на богослужениях в
Кирилло-Белозерском и Прилуцком монастырях, она
решила посвятить жизнь служению Христу. Пасху
она встретит в обители - и это будет для нее
необычная Пасха.
По традиции в Бюсси первую неделю
Великого поста и окончание Страстной Седмицы -
начиная с Великого Четверга - проводят в
молчании. Конечно, матушка Анна, матушка Серафима
и сестра Наталия, как и другие насельницы
монастыря, отдадут это время сосредоточенной
молитве. Думается, не раз вспомнится им время,
проведенное в Вологде, - воспоминания о
богослужениях в русских монастырях, о наших
святых местах, о вологодских угодниках Божиих
будут соответствовать молитвенному настрою.
Андрей САЛЬНИКОВ
№ 4-5(60-61), 2000 |