logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ИЗ ИСТОРИИ...

 

К ЮБИЛЕЮ ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ДИМИТРИЯ

ЕПИСКОП НЕОФИТ

В середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Монашество и монастыри учреждены были Святым Духом чрез избранных сосудов Его, преподобных отцов: восстановление монастырей, в прежней духовной красоте их, если это восстановление входит в состав предопределений Божиих, может последовать только действием особой благодати Божией, чрез посредство таких же достойных орудий".

Справедливость этих слов святителя подтвердилась спустя полвека, когда в Троице-Сергиевой лавре собрался первый Всероссийский съезд монашествующих. Это было в 1909 г. Председательствовал на нем епископ Вологодский и Тотемский Никон - "строгий монах, убежденный последователь созерцательного аскетического делания жизни иночества, знающий непосредственно свет и тени монашества, болеющий сердцем об упадке монастырей" (1), а одним из секретарей съезда был игумен Спасо-Прилуцкого монастыря о. Неофит. "Преосвященный Никон... поставил исключительной целью съезда заняться обсуждением мер к исправлению внутренних нестроений в бытовой жизни обителей, к поднятию духовно-нравственного самоусовершенствования иночества" (2).

В программе этого высокого собрания говорилось: "Главною задачею съезда должно быть всестороннее обсуждение вопроса о том, какие меры возможно и должно принять для поднятия духовной жизни в современном монашестве, какие препятствия к сему, постепенно создавшиеся в течение последнего десятилетия, необходимо устранить и как сего достигнуть, чтобы, с одной стороны, мир не вторгался в тихие пристани духовной жизни с своею суетою и несвойственными строгоиноческой жизни требованиями, а с другой - чтобы монашество само не выходило в мир искать в нём того, от чего оно отрекается уже в силу обетов своих, но во что вовлекается невольно внешними условиями, большею частию от иноков независящими".

Можно сказать, что одним из достойных проводников на вологодской земле решений этого исключительного в своем роде собрания владыка Никон избрал епархиального миссионера Николая Николаевича Следникова. Это была яркая, неординарная личность. По окончании Казанской духовной академии, ориентировавшей своих выпускников на миссионерскую деятельность, в 1899 году он принимает на себя должность епархиального миссионера. На такое подвижническое послушание мог решиться только искренне и глубоко верующий человек. На этом поприще Николай Следников 10 лет вел нелёгкую работу по обращению старообрядцев, словно подтверждая известный тезис, с новой силой высказанный в трудах его современника, священномученика епископа Илариона (Троицкого) - "Без Церкви нет спасения". В те годы в "Вологодских епархиальных ведомостях" часто публикуются заметки и отчеты Николая Следникова о его деятельности. Начинают проявляться его незаурядные проповеднические способности и литературный талант. Во время поездок по епархии Н.Н.Следников видел, сколько опаснейших и пагубнейших пороков укрепилось в народе и на искоренение их направлял своё слово.

"Что сталось с народом Русским? Отчего в нём такая неустойчивость? Налетела грязная, мутная волна неверия, свободомыслия, бессмысленного попрания добрых заветов старины, всего доброго и святого, чем могущественны и велики были наши предки, и не устояли мы, поддались злу на радость врагам Церкви и родины. Вместо того, чтобы противостоять злу, вместо того, чтобы познать своё недостоинство и обратиться всем сердцем к Богу, от него ожидать вразумления и помощи, вместо того, чтобы, по примеру отцов, искать утешения и подкрепления в церковной молитве, в поучении пастырском, вместо того, чтобы всей душой прилепиться к храму Божию,... многие ослабели в усердии к посещению его, поддались на заманчивые речи вольнодумцев, которые оставили грязный след в их душах..." (3).

Многие наболевшие вопросы затрагивал Николай Следников в своих заметках и очерках. Он писал о великом праведнике св. Иоанне Кронштадтском, о подвижниках благочестия в Вологодской епархии, рассказывал о необыкновенных случаях проявления чудесной помощи Божией в разных житейских ситуациях.

В 1908 г. он поступает послушником в Спасо-Прилуцкий монастырь и почти сразу владыка Никон совершает над ним монашеский постриг с именем Неофит, рукополагает в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Спустя два месяца иеромонах Неофит назначается настоятелем обители. Подкрепляемый отеческими советами своего архипастыря, он ревностно принимается за труды на новом поприще, прилагает постоянные усилия для поднятия монашеского духа. Монастырь в это время обретает новые святыни - афонскую икону Божией Матери "Скоропослушницы" (спустя много времени в 1991 году она вновь появилась в обители), образ преподобного Сергия Радонежского, сомолитвенником и духовным другом которого был преподобный Димитрий. Эти события проходили торжественно, иконы встречали многочисленным крестным ходом. На вологодском железнодорожном вокзале была установлена икона преподобных Димитрия и Игнатия. Перед нею стали регулярно совершать молебны, которым обязательно сопутствовало яркое и прочувствованное слово отца Неофита. Сам настоятель свидетельствовал о нескольких случаях чудесных исцелений, происшедших у раки преподобного Димитрия по молитвам великого угодника Божия. Вскоре за усердные труды во славу Церкви отец Неофит был возведен в сан игумена, а затем - архимандрита. Он понимал, что время, переживаемое Россией, нелегкое, и вековые устои, еще недавно твердо удерживавшие страну, колеблются, - поэтому в народе нужно укреплять православную соборность. Не замыкаясь в стенах обители, отец Неофит всюду стремился отделять чистую пшеницу православной веры от плевел вольнодумства, сектантства и неверия. Известно, что не существует отдельно христианства в монастыре и христианства в миру. Невысокий уровень духовной жизни в монастырях свидетельствовал о подрыве православной веры в мире. "Многие ныне жалуются на него (монашество - иг. Д.), видя или отыскивая в нём разные недостатки, - писал в одном из писем святитель Игнатий Брянчанинов, - но монашество - барометр, который, стоя в уединённой комнате, со всех сторон замкнутой, с точностью показывает состояние погоды на улице. Старые здания должно исправлять с большой осмотрительностию и знанием дела: иначе исправление может превратиться в разрушение" (4).

О состоянии обители в то время можно судить по документам, которые находятся в Государственном архиве Вологодской области: это "Ведомости" и "Сведения о Спасо-Прилуцком монастыре" за 1912 год. Они написаны собственноручно архимандритом Неофитом.

В них, в частности, говорится: "Непосредственный надзор за монастырем имеет сам Настоятель. Надзор же за братиею монастыря, послушниками, временно трудящимися и богомольцами возлагаются на Казначея и Духовника под непосредственным наблюдением Настоятеля. Общие правила исполнения надзора за братиею состоят: в неуклонном каждодневном посещении церковных Богослужений, как старшею, так и младшею братиею, благопристойном поведении братии, как во время церковных Богослужений, так и вне оных, и вообще в благоповедении, для чего Настоятель обозревает братские келлии неоднократно в неделю, а Казначей ежедневно.

Внутреннее нравственно-духовное устройство монастыря. Отношения Настоятеля, Казначея и Духовника к братии отеческие, простые, выражающиеся в попечении об удовлетворении нужд каждого, в попечении о правильном образе жизни, сообразной своему званию. Отношения братии к Настоятелю, Казначею и Духовнику сыновне-почтительные, кроткие и исполнительные, выражающиеся в точном и усердном исполнении возлагаемых на них послушаний, взаимные же отношения братии вполне мирные и дружелюбные. За точным выполнением чего следят Казначей и Духовник монастыря, под непосредственным наблюдением и руководством Настоятеля.

По внутреннему своему устройству все храмы в обители благоустроены по мере средств. На Св. Престолах Св. Антиминсы свидетельствованы подписью освящавших оные Архипастырей, прочны и для священнодействия годны.

Утварию церковною монастырь снабжен достаточно, которая и хранится в благоприменном нарочито устроенном месте.

По внешнему отношению монастырь достаточно благоустроен, но по многочисленности и обширности монастырских зданий, от долговременности пришедших в ветхость, требуется большая затрата сумм на их ремонтировку, каковых, к сожалению, монастырь в достаточном количестве не имеет.

... Преподавание слова Божия в храме богомольцам по воскресным и праздничным дням производится Настоятелем, а иногда поручается и старшей братии; во время же братской трапезы каждодневно читаются братиею по очереди Жития Святых из Четьи Минеи и Пролога.

Во время Богослужения церковное чтение и пение совершается тщательно, просто и не допускается никаких нововведений, несообразных с пением, более приличных уставу монастырскому.

...В праздничные дни, по отправлению Богослужений, раздаются богомольцам религиозно-нравственные брошюры, Троицкие листки, Священные изображения и крестики, а значительным посетителям - Иконы, Акафисты и жития преподобных. Всего в отчетном году раздано до 1000 экземпляров.

Странников и богомольцев в 1912 году было до 1575 человек.

Братии к концу отчетного года было кроме Настоятеля, монашествующих: иеромонахов 4, иеродиаконов 3, монахов 1".

Из послужного списка за эти годы известно о составе братии. Казначей обители - иеромонах Геннадий, 48 лет, домашнего образования, из крестьян, вдов, пострижен в монашество в 1903 г. в Николаево-Коряжемском монастыре. Духовник (с 1894 г.) - иеромонах Виталий, 65 лет, домашнего образования, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1899 г. во Владмирской Заоникиевской пустыни. Ризничий (с 1908 г.) - иеромонах Макарий, 42 года, домашнего образования, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1906 г. в Николаево-Коряжемском монастыре. Иеромонах Пахомий, 49 лет, обучался в сельском училище, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1901 г. в Александро-Свирском монастыре.

Кроме них, в братии были три иеродиакона: Иона, 45 лет, обучался в церковно-приходской школе, из крестьян, холост, пострижен в монашество в 1903 г. в Николаево-Коряжемском монастыре; Авраамий, 57 лет, домашнего образования, из крестьян, пострижен в монашество в 1891 г. в Семигородней Успенской пустыни; Сергий, 61 год, домашнего образования, из крестьян, вдов, пострижен в монашество в 1900 г. в Григорьево-Пельшемском монастыре.

Не имел священного сана мантийный монах Димитрий, 57 лет, домашнего образования, из крестьян, вдов, пострижен в монашество в 1912 г. в Спасо-Прилуцком монастыре.

Хотя братия монастыря в период настоятельства архимандрита Неофита не увеличилась, но обо всех без исключения он свидетельствовал: "Качеств отличных" или "отлично-хороших".

Литературная деятельность о. Неофита продолжалась и в монастыре. Немногие сейчас знают, что жизнеописания почти всех известных нам вологодских подвижников благочестия XIX - начала XX веков приналежат его перу. Это книги о блаженном Николае Рынине (уже в конце XX века он был прославлен как местночтимый святой), о юродивой монахине Горицкого монастыря Асенефе Клементьевской, о старце Максиме Погореловском, о Петропавловском диаконе и другие.

Особым синодальным указом за отцом настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря была оставлена и должность епархиального миссионера-проповедника. Он также был благочинным монастырей епархии. Отец Неофит любил устраивать Рождественские елки для прилуцких детишек, которые, в свою очередь, очень его любили. Об этом рассказывала коренная вологжанка, прихожанка обители в те далекие годы Анна Николаевна Долгова (урожденная Катинова), родившаяся в 1904 г. Её краткие воспоминания публиковал "Благовестник" (№6, 1996 г.).

Последним деянием о. Неофита для обители перед вступлением на поприще епископского служения было его прошение новому вологодскому архиерею, епископу Александру (Трапицыну), о преобразовании Спасо-Прилуцкого монастыря из штатного в общежительный - это соответствовало бы важнейшему решению монашеского съезда 1909 года.

12 марта 1913 года после первого своего служения в епископском сане владыка Неофит вместе с епископами Александром Вологодским и Антонием Вельским совершал чин отпевания отца Александра Баданина, известного по всей России еще в те годы угодника Божия (в прошлом году он был прославлен как местночтимый святой).

Малоизвестной страницей в жизни епископа Неофита остается его архипастырская деятельность, а также время и место кончины. После Измаильского викариатства он был епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии, и скончался, вероятно, в 1918 году. Можно с большой долей уверенности предположить, что конец жизненного пути владыки Неофита был исповедническим, а кончина мученической. Хочется верить, что в ближайшем будущем отдельно будут изданы его замечательные труды.

Игумен ДИОНИСИЙ,
наместник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря

Комментарии

(1) - Иеромонах Серафим. "Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. Воспоминания участника". Москва, 1999.

(2) - Там же.

(3) - Миссионер Николай Следников. "Привет приходским людям в день редкого приходского торжества". - "Церковное слово", № 89, 1908 г.

(4) - Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. Составитель игумен Марк (Лозинский). Москва- Санкт-Петербург, 1995 г.


НАРЕЧЕНИЕ И ХИРОТОНИЯ
настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрита Неофита
во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии

9 марта в г. Вологде происходило наречение, а 10 марта хиротония архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофита во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии, при участии шести иерархов: архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси - ред.), члена Св. Синода епископа Никона, нашего Вологодского епископа Александра (Трапицына, прославленного Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. в сонме новомучеников и исповедников - ред.) и викарных епископов: Алексия Великоустюжскаго (Бельковского, также прославленного в 2000 г. как новомученика - ред.), Антония Вельского и Амвросия Михайловского (викария Рязанской епархии).

Архимандрит Неофит - 38 лет, в мире Николай Николаевич Следников, сын протоиерея Троицкого собора г. Вельска. Обучался в Вологодской духовной семинарии и в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата в 1898 году; 1 января 1899 года определен на должность Вологодского епархиального миссионера; 13 января назначен членом Совета Вологодского Братства во имя Всемилостиваго Спаса; 12 марта - членом Вологодского комитета Православнаго миссионерского общества; 27 июля определен на вакансию псаломщика при Вологодском кафедральном соборе. 7 августа 1908 года зачислен штатным послушником Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря; 9 августа епископом Никоном здесь же пострижен в монашество; 10 августа рукоположен во иеродиакона; 15 августа - во иеромонаха; 13 октября определен и.д. настоятеля Спасо-Прилуцкаго монастыря; 20 декабря - Синодальным указом утвержден в должности Вологодского епархиального миссионера-проповедника; 22 марта 1909 года возведен во игумена; 9 сентября назначен членом епархиальнаго училищнаго совета; 5 июля 1910 года возведен во архимандрита; 5 апреля 1911 года назначен благочинным II округа монастырей епархии; 14 февраля 1913 года Государь Император всемилостивейше соизволил утвердить всеподданейший доклад Святого Синода о бытии ему епископом Измаильским, вторым викарием Кишиневской епархии, с тем чтобы наречение и хиротония его во епископа совершены были в г.Вологде. О. архимандрит Неофит, по обязанностям епархиального миссионера, изъездил до крайних пределов Вологодскую епархию.

Ко дню наречения, 9 марта, в Вологду прибыли архипастыри, имевшие участвовать в торжестве: архиепископ Тихон, епископ Никон, постригавший в иночество виновника торжества и возводивший его в священные степени, и епископ Амвросий (Смирнов, родом костромич). В соединении с местным епархиальным преосвященным и двумя его викариями прибывшие архипастыри составили собою такой освященный собор, какого Вологда не видела еще никогда.

Чин наречения архимандрита Неофита был совершен в Крестовой церкви Вологодского архиерейского дома. Посреди храма был поставлен стол, покрытый зеленым сукном; на нем стояли Святой Крест, Евангелие и зерцало; по обеим сторонам стола находились шесть кресел для преосвященных. К 12 часам дня церковь переполнилась посетителями, состоявшими из духовенства, чиновников различных ведомств, воспитанников духовно-учебных заведений и иных лиц. Ровно в 12 часов архипастыри, облаченные в мантии, а архиепископ Тихон, кроме того, имея на себе малый омофор и поручи, проследовали в храм из архиерейской молитвенной комнаты с северной стороны его, и, помолившись, заняли предназначенные для них места. Из святого алтаря в предшествии ключаря кафедрального собора в облачении, с святым крестом на блюде, и протодиакона со святою водою в сопутствии двух архимандритов - Спасо-Каменского Павла и Григориево-Лопотова Афанасия - новонарекаемый, в мантии, приблизился к восседавшим иерархам и принял от каждаго из них по старшинству святительское благословение. Вслед за этим секретарь духовной консистории объявил в установленной форме ему о назначении его епископом богоспасаемого града Измаила. Выслушав это, нарекаемый ответил также установленною формулою: "Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю". ...Вслед за этим о.архимандрит произнес следующую речь:

"Боголюбезные архипастыри и отцы!

Волею Божиею, повелением государя Императора, избранием Святого Синода я призван к высшему в Церкви епископскому служению. Сие избрание совпало со временем постигшей меня болезни, и я, лишенный свободы в движениях членов тела моего, со всею ясностью увидел бренность своего существа, свою немощность, свое ничтожество и в смятении сердца мог только сказать: Кто аз есмь, Господи (II Цар., VII; 18)? Ты призываешь меня стать на высоту, на свещнице, аз же нищ есмь и убог (псал., 39, 18). Когда пред умными очами моими предстали сонмы преемников апостольского служения - великих столпов Церкви, святителей Христовых, ревнителей веры, подвигам добрым подвязавшихся даже до смерти, когда я вспомнил дивные страницы книги св. Златоуста о величии служения епископского; вообразил себе условия пастырского делания в настоящее время, когда зверь отверз уста свои для хулы на Господа и на Св. Церковь Его (Апок., 13, 6), когда стрелы врагов изощрены и они со всех сторон пускаются врагами в корабль церковный, чтобы повредить ему и потопить в волнах морских, когда сети врага настолько тонки и незаметны, что в них легко уловляются даже люди, любящие Православную Церковь, я, грешный, не мог не воcчувствовать, сколько мудрости, сил духовных и телесных, опыта и таланта требуется для достойного прохождения святительского служения. Надо быть светильником, высоко поставленным на свящнице, да светить всем горячею верою, во смирении сердца совершающимися добрыми делами, чистотою, да тако просветится свет наш пред человеки, яко да видят наша добрая дела и прославят лице Отца нашего, Иже есть на небесех (Мф.5, 16). Надо стоять постоянно на страже, бодрствовать, чтобы предотвратить все нападения их, часто незаметные для неопытного глаза, чтобы не дать ни одной душе человеческой, которая дороже всего мира, погибнуть навеки. Надо быть подобным Тому Пастырю, который сказал о Себе: Погибшее взыщу и заблудшее обращу, сокрушенное обяжу и немощное управлю, и крепкое снабдю (Иез., 34, 16). Но что аз есмь, Господи? Немощен поистине. Обаче не могу противиться призванию Твоему. Да будет воля Твоя, Господи! Ты ставишь меня на высокое служение Церкви, Ты венчаешь милостию и щедротами, горячо верую, что Ты дашь силы и крепость нести иго пастырского омофора. Я немощное орудие Твоей промыслительной любви к людям, Ты будешь творить предначертанное о них чрез мое недостоинство. Ты на всем пути жизни моей дал познать неизреченную Твою благость, и ту истину, что все совершается по воле Твоей. Сотвори же, Господи, и ныне о мне, что угодно Тебе, и помоги пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею (Деян., 20, 28). Мне предуказывается особенная задача в моем будущем служении - миссионерская деятельность, которая влекла меня к себе со дней юности и любовь к которой открылась во мне с особенною силою в последний год академическаго курса, когда человек определяет себя к известного рода деятельности, сообразно настроению и складу своей души. Тогда в беседах с некоторыми друзьями, жаждавшими апостольского жребия - просвещать неверных, мое сердце разгоралось любовию к этим детям природы, живущим на Алтае, в Киргизии, душа просилась идти и проповедывать им веру Христову с желанием претерпевать все скорби и невзгоды и труды миссионерского служения. Господь судил иначе - не в далекой стране просвещать неверных, а проповедывать истину Православной Церкви в родном крае среди раскольников, которые, явившись здесь с самого начала существования их на Руси, укрепились в своих воззрениях, создали в прочные формы отлившийся быт, пропитались ненавистью к Церкви, благодатных даров которой лишились. Господь призвал бороться с возникающими сектантскими лжеучениями, всюду проникающими, и с ложным направлением мнимых подвижников, не оторвавшихся от Церкви, но противящихся ея власти.

Настроение миссионера соответствует настроению пастыря. Болезнование о заблудших, о их врачевании, перевоспитании по заветам Св. Церкви, дондеже вообразится в них Христос (Гал. 4, 19), болезнование, сопряженное со многими муками при виде окаменения сердец заблудших, крайне труднаго проникновения в них светлых лучей Христовой истины. Господь дал мне возможность убедиться, что мы лишь Им живем, движемся и есмы (Деян., 17, 28), дал видеть плоды там, где делатель сознает, что тут его собственного ничего нет. Много раз очевидным образом Господь открывал Свою промыслительную любовь к людям заблудшим, вразумлял их тогда, когда по человеческим соображениям не было на то никакой надежды, так что от глубины сердца исходил тогда глас исповедания: благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его. После нескольких лет миссионерского служения в мирском звании Господь дал мне познать Свою близость, ощутить Его благость и милосердие, сподобил вступить в число иночествующих и удостоил благодати священства. Сия благодать подкрепила естественные мои силы, обвеяла своим теплым дыханием, воодушевила подвигом добрым подвизаться во славу имени Его Святого и даже уразуметь её великую силу.

Осматривая прошедшее и мысленно представляя грядущее служение как преемника апостольского в краю неведомом, который указал мне Господь, сознаю величие и ответственность сего служения и всю надежду возлагаю на Господа; верую, что имеющая снизойти на меня сугубая благодать уврачует немощное и оскудевающее восполнит; верую, что довлеет ми для служения благодати Его, ибо сила Его в немощи совершается (2 Коринф., 12, 9). Вас, Богомудрые архипастыри и отцы, которые будете низводить на меня сию благодать, горячо прошу помолиться обо мне, да простит Господь все мои согрешения и сделает меня свободным и от естественной привязанности к Родине и людям близким, да неуклонно буду шествовать за Христом, просветит, укрепит, вразумит, дабы мне достойно ходить своего звания (Еф., 4,1), быть образом верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим., 4, 12), дабы мне не быть безответным за свою паству перед Всеправедным Судиею, когда приидет Он во славе св. ангелов своих. Помолись от глубины любящего сердца, Ты, мой Архипастырь и Отец, приведший меня в пречудный свет жизни иноческой, низведший на главу мою благодать священства, с отеческой нежностью хранивший меня, да не прельщен буду от сатаны, козни которого бывают незаметны для новоначального, но не укрылись от твоего долгим монашеским опытом просветленного духовного взора.

Обращаюсь мысленно и к тебе, Ангел Церкви Кишиневской, под руководством которого я буду продолжать служение Церкви Божией, да ты о Христе любовию и своими мудрыми советами поможешь мне право правити слово истины. Если апостол языков нуждался в молитвах верных, то я, немощный, взирая на предлежащий мне подвиг, от глубины сердца прошу всех вас, братие, Господом и Иисусом Христом и любовию духа споспешествуйте мне в молитвах о мне к Богу, да служба моя благоугодна будет святым (Римл., 15, 30-31)".

С глубоким вниманием присутствовавшие выслушали речь нарекаемого. По окончании речи о. архимандрит Неофит принял благословение всех архипастырей; владыка Тихон, сделав обычный отпуст, окропил его св. водою, чем и закончилась церемония епископскаго наречения.

В восемь с половиной час. утра 10 марта на соборной колокольне раздался благовест большого колокола, возвещавший о начале торжества. На площади соборной толпилась масса народа, лишенная возможности проникнуть в храм. Во время благовеста в собор (Воскресенский кафедральный - ред.) прибыли преосвященные: Никон, Александр, Алексий, Антоний и Амвросий, которые облачились в алтаре в святительские облачения. Ровно в 9 часов утра, при колокольном трезвоне, встречен был со "славою" высокопреосвященный Тихон, облачившийся посредине храма, на кафедре, по обычному чину. Начаты были после того часы, пред окончанием которых находившиеся в алтаре архипастыри чрез царские врата проследовали на кафедру; по прочтении их кафедральный протоиерей и соборный протодиакон М.Попов царскими же вратами вывели из алтаря посвящаемого, сделавшего восседавшим на кафедре святителям глубокий поклон, при троекратном возглашении протодиакона: "Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный архимандрит Неофит хиротонисатися во епископа Богоспасаемого града Измаила". Со стороны первенствуюшего архиепископа, к нему, троекратно останавливавшемуся на орлецах, последовало три вопроса: о цели его прихода, об образе его догматическаго верования и упования и наконец о характере его канонической подчиненности и обязанностях, на что вопрошаемый произнес соответствующие ответы и, приблизившись к кафедре по принятии благословения у всех преосвященных, вручил первенствовавшему заблаговременно подписанную им архиерейскую присягу, после чего удалился в алтарь, став созади левой стороны св. престола. Начата была литургия, в служении которой с архипастырями участвовало два игумена и десять протоиереев и иереев. На малом входе преосвященным Александром возведен был в сан архимандрита Спасо-Прилуцкаго монастыря бывший игумен Корнилиева Комельскаго монастыря Нифонт. Во время Трисвятаго кафедральный протоиерей и протодиакон вывели хиротонисуемого пред царские врата, которыми он преосвященными Никоном и Александром и введен был во св. алтарь, коленопреклонившись пред св. престолом. Архипастыри, взяв с престола Св. Евангелие и разгнув его, письменами возложили книгу живота вечного на главу его с возложением и рук своих, при чтении первенствующим молитвы хиротонии. По возгласе архиепископа "избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора Божественная благодать" и проч. на восставшего с колен посвящаемого возложены были архиерейские одежды и знаки его сана при многократном пении: аксиос, после чего новохиротонисанный епископ приветствуем был участвовавшими в хиротонии архипастырями братским лобзанием мира. После сего преосвященные Никон, Алексий, Антоний и Амвросий разоблачились и совершение литургии продолжали архиепископ Тихон и преосвященные Александр и Неофит. Во время причастия ключарем собора произнесено было слово о непрерываемой преемственности и божественности иерархии в Церкви Христовой.

По окончании и отпусте литургии архипастыри в мантиях, окруженные сонмом священнослужителей, вышли на облачальный амвон. Новохиротонисанный епископ, также облаченный в архиерейскую мантию, приблизился и стал пред собором святителей, а преосвященнейший епископ Никон обратился к нему с речью.

...Приняв из рук преосвященного Никона жезл, новый епископ весьма продолжительное время благословлял устремившийся к нему народ.

В час пополудни закончилось торжество.

Алексей Воскресенский

(Прибавления к "Вологодским епархиальным ведомостям". №7, 1913 г.)

№ 4-5 (72-73), 2001 
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.