logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Выступление на пленарном
заседании IX Рождественских чтений профессора ВГПУ,
доктора исторических наук А.В.КАМКИНА

ОБ ОПЫТЕ ВНЕДРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ИСТОКИ"

Среди многих я вижу одну проблему: как сделать так, чтобы в нашу светскую государственную школу пришла система знаний о духовно-нравственном опыте нашего народа, о православных духовно-нравственных ценностях? Вы скажете, такие пути есть. Педагогическая мысль и педагогическая практика современная настойчиво ищут эти пути, есть факультативы. Но, к сожалению, это - капля в море. Есть отдельные предметы, есть вариант программ о православной нравственности, есть замечательная программа об основах православной культуры... Но всегда это упирается в одну проблему: в проблему готовности учителя. Нашего массового, рядового, обычного учителя городской и сельской школы. Готов ли он взвалить эту тяжесть на себя, эту проблему - из года в год, профессионально, грамотно и с собственным внутренним глубоким пониманием существа дела вести подобные предметы? Это - сложнейшая проблема. Зная нашу школу не понаслышке, работая в этой системе около 30 лет, могу сказать, что сейчас есть некий парадокс в нашем образовании: есть горячая тяга, желание, стремление многих учителей вести такое просвещение - и в то же время абсолютно нет опыта говорить об этом с детьми, ставить эти вопросы, сделать это так, чтобы не допустить в классе, когда закрыты двери, мы не знаем, как там творится таинство обучения, не допустить таких импровизаций, которые порой далеко уводят от традиций, от Православия, от существа веры.

Вот эта проблема - проблема православного духовного и нравственного просвещения через государственную светскую школу - эта проблема и стала в центре нашего педагогического начинания. Еще раз скажу, что оно идет в Вологодской области, а сейчас, слава Богу, уже и в Ивановской, Владимирской, Ярославской областях - то есть в нескольких центральных регионах России.

В чем суть этого начинания? В центре нашего проекта - особый предмет. Предмет, который стоит в расписании, который есть в классном журнале, а в Вологодской области он есть в региональном базисном учебном плане - в региональном компоненте базисного учебного плана, то есть официально имеет статус регионального предмета и таким образом, как региональный предмет, выходит и в другие регионы России. Предмет называется "Истоки". Сейчас мы имеем учебно-методический комплекс для 2. 3 классов, завершается работа над четвертым классом. Есть пятый, шестой - и даст Бог, к концу этого года оформится учебно-методический комплект для 7 класса.

О чем этот предмет? Прежде всего - он о ценностях и идеалах, вот если сказать очень кратко. Для того, чтобы было понятно, приведу два примера. Учебник второго класса содержит четыре раздела с очень простыми названиями: "Родной очаг", где такие темы, как "Имя", "Семья", "Род", "Дом", "Деревня", "Город". Раздел "Родные просторы", где такие темы, как "Лес", "Река", "Море-океан", "Путь-дорога", "Нива и поле". Раздел третий - "Труд земной", где мы говорим о тех видах труда, которые формировали российский образ жизни, характер, волю русского человека. Это "Сев и жатва", "О скотоводстве", "Кузнецы-умельцы", "Мастера-плотники", "Ткачихи-рукодельницы", ну и так далее.

Завершает второй класс раздел "Труд души". И вот здесь начинаются темы "Слово", "Сказка", "Песня", "Праздник", "Книга" и наконец, "Икона" и завершается второй класс темой "Храм". Третий класс содержит темы "Вера", "Надежда", "Любовь" и "София" - четыре раздела, которые должны помочь ребенку вместе с учителем прийти к истокам как бы духовных основ человеческой личности. В пятом классе мы говорим о семи чудесах России - то есть о семи выдающихся памятниках отечественной культуры, в каждом из которых лежит какая-то важнейшая идея, идеал российской православной цивилизации. Этот идеал дети должны почувствовать, увидеть и, в меру своих сил и возраста, принять.

Шестой класс называется "Слово и образ России", где мы говорим о священном пространстве и времени как о важнейших ценностях человеческого бытия.

Одним словом, вы уже поняли, что в программе "Истоки" действует не логика катехизиса, не логика Закона Божия - мы здесь идем как бы не от догматов веры в жизнь, а мы идем от ценностей жизни - к вере. Нужно показать ценности жизни таким образом, чтобы и учитель, и родитель, и ученик поняли, что эти ценности будут неполными, они будут ущербными, если они будут бездуховными. И тогда возникнет потребность что-то больше узнать, пойти дальше - дальше от этого предмета, дальше этого урока. И с таким движением мы как раз и встречаемся.

Я думаю, что такая логика предмета - под силу даже расцерковленному сознанию большинства нашего учительства. Куда легче учителю говорить не о таинстве Крещения, а провести урок на тему "имя", но в ходе этого урока вдруг понять, что имя теряет свой смысл, теряет свое высокое предназначение, если не было крещения.

Куда легче учителю, так сказать, еще не приросшему сердцем к православной традиции, говорить не о Таинстве брака, а говорить о семье, а потом выяснить, как мы пишем в учебнике второго классе, что семья получает в самом начале своей жизни от родителей - благословение, а от Бога - венчание. Выйти на эти таинства. То есть идти от ценностей жизни и понять, что они неполны и бездуховны, если в них не будет православного направления.

Учитель, начинающий вести предмет "Истоки", получает программу и комментарий, учебник, а также видеофильмы, с которыми он может работать, методическое пособие "Из опыта работы", рабочую тетрадь. Ежемесячно он получает газету "Истоки", где есть и материал для расширения познания, и методические рекомендации, и обобщение опыта.

Нужно сказать, что становление этого проекта еще продолжается, много предстоит еще сделать. Но в прошлом году мы сделали чрезвычайно важный шаг - мы пошли на государственную экспертизу этого предмета, чтобы он получил статус учебного курса.

Департамент образования Вологодской области устроил серьезнейшую экспертизу, такой экспертизе, наверное, не подвергался ни один педагогический авторский проект никогда в истории нашей области. Это была экспертиза идеи, и 9 экспертов - ученых из Архангельска, Курска, Москвы, историков, религиоведов, культурологов, юристов, - отвечали на вопросы вологодских экспертов, очень придирчивые вопросы. Экспертиза прошла на микроуровне - десять школ было избрано, куда выехали местные наши эксперты. Они сидели на уроках, интервьюировали детей, опросили тысячу триста родителей, анализировали анкеты, составили красивые графики, таблицы, диаграммы, показывающие, как воздействует предмет на ребенка. Причем очень сильна была оппозиция этому предмету.

И на макроуровне была экспертиза - были опрошены директора, завучи всех школ Вологодской области, а это более 450 школ, где сейчас ведется программа, выяснили их мнение о предмете "Истоки".

Итоги экспертизы были таковы: признать этот предмет в качестве регионального предмета, ввести его в региональный базисный учебный план по Вологодской области, в институте развития образования создать кафедру, которая могла бы развивать этот проект дальше.

Мы вздохнули - дело пошло. Но мы понимаем, какая огромная на нас ответственность. Команда наша большая - это учителя, методисты, педагоги, родители, ученые, но все мы понимаем, что без постоянного собеседования, постоянного обмена мнениями с православными педагогами, с духовенством этот предмет может сделать опасный крен либо в сторону равнодушной холодной культурологии, либо в сторону просто какого-то любования архаикой, традициями и так далее. Поэтому я очень благодарен нашей Вологодской епархии и владыке Максимилиану, который организовал мне несколько встреч и провел свою экспертизу этого проекта среди православных педагогов Москвы и Сергиева Посада. И то, что к нам, на наши большие педагогические советы приезжают представители Москвы - у нас был отец Киприан, и вместе, общими усилиями этот проект развивается.

Должен сказать, что новые издания учебников, которые выходят сейчас, они становятся уже настолько соборными, настолько туда уже вложено идей из практики, что мне уже стыдно, когда я вижу свою фамилию на обложке учебника - пора её уже оттуда убирать, потому что идет вот это общее дело.

Предмет "Истоки" - это лишь сердцевина проекта, но далеко не весь проект. Дело в том, что в тех школах, где введен предмет "Истоки" и он работает по-настоящему, перестраивается воспитательная работа. У нас возникла программа воспитательной работы, которая тоже берется на вооружение этими школами. Потом выясняется потребность в иной организации внешкольной работы, и у нас в духовно-просветительском центре Вологодской области возникло несколько программ, в том числе программа "Северная Фиваида", это программа туристических вернее, паломнических - поездок, когда родители вместе с детьми и наставниками не просто едут полюбоваться вологодскими святынями, но пожить там, поучиться, поработать, внести свой малый вклад в дело возрождения святынь Отечества.

Возникла своя издательская программа с прекрасными книгами, посвященными житиям святых, духовной поэзии, народным православным традициям. Возникли свои методики, потому что такой предмет не может преподаваться как информативный - это не очередная инъекция информацией ребенка, это попытка прочувствовать, прожить и, по мере своих сил, что-то принять и понять из церковного опыта твоего народа.

Нужно сказать, что это воздействует и на другие предметы. Некоторые категории "Истоков" активно входят в литературу, историю, географию, даже в биологию, математику, у нас появились разработки методик преподавателей других предметов, использующих категориальный и понятийный аппарат "Истоков". И что самое трогательное - учителя, которые всей душой присоединились к этому проекту и чувствуют свою как бы необразованность и, может быть, духовную незрелость в чем-то, - на местах, в наших малых северных городах организуют лектории, вместе с местной церковной интеллигенцией, церковным активом. Складывается еще одна основа для содружества двух древнейших и важнейших институтов нашей истории - Церкви и школы - в деле духовного просвещения.

Конечно же, мы ошибаемся. Конечно, в проекте чрезвычайно много недостатков. Конечно, очень многое непонятно массовому учителю. И у меня душа болит, когда я знаю, что эти вещи порой не улавливаются. Приходится проводить очень большую курсовую подготовку. Сейчас готовится программа постоянного консультирования всех учителей через компьютерную сеть. Главное, что нас поддерживает в этом пути, - это востребованность этой программы той частью общества, которая озабочена судьбами России, судьбами наших детей.

Последний опрос показал, что все руководители народного образования области высказались за продолжение этой программы. 95 процентов учителей, ведущих уроки по "Истокам", сказали, что будут продолжать их вести, несмотря на то, что пока еще мало знают, им очень тяжело и надо заниматься самообразованием. И около 75 процентов родителей - процент, может быть, не очень большой, но вы знаете, что за этим стоит - сказали, что их нисколько не пугает, что там много обращений к вере; наоборот, они считают это чрезвычайно полезным и своевременным.

Вот именно это нас и поддерживает. Может быть, мы будем и дальше идти по правильному пути - все вместе и с благословения нашей Православной Церкви. Спасибо.

№2-3(70-71), 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.