logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ТАКИЕ ВСТРЕЧИ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ

Несколько лет назад директор Вологодской школы-интерната № 1 Т.К. Большакова, выступая на епархиальном собрании, рассказала, что после того, когда над их школой взял шефство православный приход (шефство заключалось не только в помощи одеждой и продуктами, но и в ведении занятий по основам христианской нравственности во всех классах), значительно меньше ребят стало попадать в исправительные учреждения. Неудивительно, что именно Тамара Константиновна стала инициатором встреч, которые состоялись в Вологде 6 и 7 февраля.

Семинар заместителей директоров детских домов и школ-интернатов назывался "Духовное просвещение и воспитание как составная часть воспитательного процесса" и был посвящен обсуждению возможностей взаимодействия школьных педагогов и Православной Церкви. В его организации приняли участие областной департамент образования, детско-юношеский и духовно-просветительский центр "Северная Фиваида" и школа-интернат № 1. О темах, затронутых на этих встречах, можно судить по приведенным здесь выдержкам из выступлений участников.

Заместитель начальника областного департамента образования О.Н. СЕРГЕЕВА:

-Сейчас, после нескольких лет успешного сотрудничества в совете "Согласие", мне представляется несомненным, что вопросы воспитания молодежи гораздо успешнее могут быть решены системой образования при сотрудничестве с Русской Православной Церковью.

Профессор ВГПУ, доктор исторических наук А.В. КАМКИН:

-Не существует какой-то безликой духовности, духовности "вообще". За тем или иным вероучением стоит образ жизни, некий культурный пласт. Так? за словом "ислам" мы видим не только учение Корана, но традиции, историю и культуру исламских народов. С Православием неразрывно связаны история и культура России...

...В советское время воспитание осуществлялось системно. Школа, семья, искусство и печать утверждали одни и те же моральные ценности. Сейчас этой системности нет и в помине. "Мозаичность" провозглашаемых идеалов, можно сказать, разрывает сознание нашей молодежи и сильнейшим образом сказывается на ее нравственности.

Ректор ВПДУ иерей Алексий СОРОКИН:

- "Все мы одним миром мазаны", - за этой пословицей, по-видимому, не всем сейчас понятной, стоит осознание единства убеждений, единой духовности. Ведь Святое Миро, которым помазывают человека во время Крещения, сообщает ему дары Святого Духа, общую всем православным духовность.

Директор Вологодского областного духовно-просветительского центра "Северная Фиваида" Н.М.ТИХОМИРОВА:

- Вопрос духовного здоровья - один из основных для всей системы образования. Обращение к Православию при современной несформированности государственной идеологической доктрины - проявление способности общества к самосохранению и саморегулированию. Именно Православие дает личности духовную опору. Для молодежи, особенно для детей, лишенных семьи, чрезвычайно важным становится поиск такой опоры и поддержки в жизни. Государство, школа и даже родители зачастую не являются примером и авторитетом.

Директор Вологодской школы-интерната №1 Т.К. БОЛЬШАКОВА:

- Цель нашего семинара - показать, что можно сделать сегодня в школе в рамках Конституции по вопросам религии, не переходя за грань дозволенного; перейти от слов к делу: начать самим просвещать детей и педагогов, не ждать, когда это сделают для нас иностранные гастролеры, учить детей и взрослых познавать азы Библии, пусть вначале как памятника литературы, истории, культуры, педагогики; показать, сколько в ней заложено нравственных начал для воспитания подростков, да и самим учиться. Не случайно народная мудрость гласит: "Если хочешь чему-то научиться - найди себе ученика"...

...Школа отделена от Церкви, но должна ли она быть отделена от христианской морали? Христианская мораль вселяет в душу человека уверенность в себе, дает стойкость в страданиях, направляет поведение маленького человека в нужное русло, заставляет задуматься о своих поступках. Сегодня это особенно актуально, т.к. нет национальной идеи, своей русской идеологической основы, зато умы и сердца молодых заполняет либеральная идея Запада, требующая полной свободы для человека. Нет, Православие не против свободы человеческой личности, но до определенной черты. Либеральная идея требует полной свободы для падшего человека, когда нормой считается сексуальная распущенность, нетрадиционная сексуальная ориентация. В центре либеральной идеи - раскрепощение духовной сущности человека. Нельзя раскрепощать падшего человека, это грозит разрушением всей цивилизации.

...Христос посвятил Себя тому, чтобы изменить Своих учеников. Вначале они просто внемлют Его проповедям вместе со всем народом, затем Он все больше уединяется с ними и учит уже их одних. Затем посылает их на проповедь к иудеям, потом к язычникам, в конце он говорит: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Пришло время и нам определяться со своим педагогическим курсом по духовному просвещению и воспитанию учащихся, чтобы не остаться в стороне.

Преподаватель дополнительного образования школы-интерната № 1 В.В. ЛИПОВЕЦКИЙ:

- Почему сейчас происходит возврат к духовно-нравственным ценностям, основанным на Священном Писании? Во-первых, Православие составляет неотъемлемый компонент русской истории. Во-вторых, в Библии можно найти множество примеров для формирования личности учащихся. В-третьих, религиозное воспитание за свою тысячелетнюю историю показало большой положительный результат.

На собственном примере я понял, что необходимо знакомить с Библией студентов, особенно в педагогическом вузе... А с детьми изучение библейских сюжетов лучше начинать не со школы, а с детского сада.

На уроках, факультативах и в жизни дети часто приводят примеры про себя и друг друга, как они хотели совершить дурной поступок, но потом, вспомив библейские наставления, отказались от дурного замысла. Один ученик, будучи в 4-м классе, совершил кражу и никак не сознавался в ней, хотя все указывало на то, что это сделал он. Тогда ребята сказали: "А ты перед иконой скажи, что это не ты"... Соврать Богу он не смог, из глаз брызнули слезы. Он раскаялся. Кстати, с тех пор в кражах замечен не был.

Сейчас мы готовим к открытию православную комнату, куда может прийти ребенок, посидеть в тишине и обратиться к Богу, если ему это необходимо, или просто почитать православную литературу.

№ 2-3(70-71) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.

Hosted by uCoz