logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Через религиозное образование - к православному образу жизни

На Рождественских образовательных чтениях я была впервые и потому все было новым и интересным: это и выступление Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и встреча с ним на секции руководителей православных образовательных учреждений, когда он более двух часов отвечал на вопросы, а затем благословил каждого участника встречи; выступление министра образования РФ В.М. Филиппова об основных целях и задачах образования на ближайшие годы, о национальной доктрине образования РФ; выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который критиковал либеральную идею, навязываемую нам Западом, требующей полной свободы для человека. "Мы не против свободы человеческой личности, - сказал митрополит, - но до определенного предела, до определенной черты. Мы за свободу человека от греха. А либеральная идея требует полной свободы для падшего человека, когда нормой считается сексуальная распущенность, нетрадиционная сексуальная ориентация и т.д. В центре либеральной идеи - раскрепощение греховной сущности человека. Нельзя раскрепощать падшего человека, он разрушит цивилизацию".

Во многих других выступлениях эта мысль владыки Кирилла нашла продолжение. На пленарном заседании также много говорилось о нравственных основах православия, ориентации на христианские идеалы, сохранении и приумножении национальных традиций, подчеркивалось, что религиозное образование должно ставить перед собой более широкий круг задач, а не только одну - научить вере.

Задача православного педагога не просто дать знания; надо, чтобы это знание оказывало воздействие на образ жизни воспитанника. Успех просветительской деятельности зависит от того, какие реальные изменения будут происходить в жизни учеников. Через религиозное образование к православному образу жизни - такова должна быть стратегия современного православного педагога.

Чтения уже стали традицией; здесь плотно соприкасаются интересы всех: власти, которая сегодня пытается сформулировать национальную идею для сплочения всего народа многонациональной России; учительства, которое также в поиске - что дать детям взамен старой, ушедшей в историю идеологии; духовенства, которое стремится приобщить молодежь к православной вере. Но все выступающие отмечали, что больших сдвигов в деле религиозного образования за 8 лет не произошло.

Министерство просвещения научено горьким опытом предыдущих лет, когда вихрем по стране пронеслись инновации, во многих случаях сыгравшие далеко не положительную роль в деле образования и воспитания детей: взять те же вопросы преподавания валеологии, сексуального просвещения. Осторожность Министерства понятна. Учителя сами не очень четко понимают, где и в чем тот идеал, к которому сегодня необходимо идти и вести детей. Изучали педагоги в свое время не теологию, а атеизм. Со стороны духовенства наблюдается тенденция: ускорить преподавание Закона Божьего в школе. А закон не позволяет, да и школа к этому не готова.

Не нужно забывать, кто сегодня стоит у учительского стола. Люди, выросшие и сформировавшиеся вне благотворного влияния Церкви, которым с раннего детства внушалось, что Библия - это сказка, священник - обманщик. Бога нет. Это не их вина, а беда. И в один день мировоззрение поменяться не может. На мой взгляд, вопрос о преподавании Закона Божьего - это вопрос не сегодняшнего дня, но чтобы данный предмет пришел в школы, нужно идти в вузы и училища, где готовят будущих педагогов, и знакомить их с Библией, насколько сегодня это возможно.

Нужно, чтобы молодые учителя, приходя в школу, знали хотя бы основы библейского вероучения, изучая Библию как памятник истории и культуры. А с детьми начинать изучение библейских сюжетов нужно даже не со школы, а с детского сада. Такой практики работы с вузами, школами и детскими садами в стране почти нет, точнее, есть отдельные попытки что-то сделать в этом плане: где по инициативе администрации области, а где - священнослужителей. Из выступлений на секциях стало ясно, что большая работа проделана на местах по созданию воскресных, церковно-приходских школ, духовных училищ и православных гимназий. Здесь опыт есть и немалый, об этом говорилось на секции руководителей православных образовательных учреждений. Но опять же везде эта работа основывается лишь на энтузиазме отдельных лиц, в некоторых случаях она развивается односторонне, с уклоном на религиозные дисциплины в ущерб светским.

Ни в одном выступлении я не услышала четкой, продуманной до конца концепции такого образовательного учреждения. Нет у руководителей четкой мотивации целей и задач при создании образовательных учреждений такого типа, а потому тревожно: сохранятся ли созданные гимназии и школы, дадут ли они достойное образование детям? Я отнюдь не противник создания православных образовательных учреждений, скорее, наоборот. Но спешить в этом деле нельзя. Ждать, когда будут лучшие условия, тоже не стоит, можно и не дождаться, но экспериментировать лучше подольше на бумаге, просчитав все "за" и "против". Я думаю, что подготовительный период для создания православного образовательного учреждения должен занять 2-3 года. И второе, - уж если создавать такое учреждение, то нужно, чтобы оно не влачило жалкое существование, а давало высокий уровень образования.

Здесь должны работать лучшие профессионалы, которые будут обеспечивать высокий уровень преподавания. Для этого нужны средства, с поиска средств и помещения и нужно начинать эту работу сейчас. За это дело взялись череповчане, неплохо бы и в Вологде всерьез подумать о создании православной гимназии, которая могла бы стать своеобразным "институтом повышения квалификации" для педагогов области и кузницей профессиональных кадров для приходов. Но, чтобы идея получила "зеленый свет", нужно, чтобы исходила она сверху, а не снизу, причем как от светской власти, так и от духовенства.

Много говорилось на Рождественских чтениях о подготовке катехизаторов, о работе с учителями. Я работаю педагогом уже давно, много раз вставал вопрос, кто будет преподавать ту или иную вновь введенную дисциплину в школе. Поначалу приглашали специалистов, но потом все равно останавливались на учителях, легче обучить учителя, чем найти в каждую школу специалиста. Так и в вопросах духовного просвещения мы вновь обратим взоры к учительству.

И если сегодня не начать эту кропотливую работу с будущими учителями в вузах, а с работающими - через православное образовательное учреждение (к примеру, православную гимназию), то и при введении вероучительных дисциплин в расписание школы их будет просто некому преподавать.

Есть еще одна сторона: будем работать с учителями - больше обретем союзников, быстрее будут решаться вопросы религиозного образования и воспитания в целом.

Т. БОЛЬШАКОВА,
директор Вологодской школы-интерната № 1,
участница VIII Рождественских чтений.

№1-3(57-59), 2000
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.