|
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ
ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРАВОСЛАВИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Из выступления Министра
общего и профессионального образования
Российской Федерации В. М. Филиппова
на VII Рождественских чтениях
Известно, что в отличие от всех других живых
существ, которые обретают свою природу вместе с
появлением на свет, человеком можно только
стать. Человек не рождается богатым духовно.
Каждый представитель нового поколения людей
лишь постепенно обретает образ человеческий
в процессе широко понимаемого образования, в
котором вместе со школой участвуют семья,
общество, государство, Церковь, многообразные
общественные институты и различные организации.
Напоминаю эту общеизвестную
истину, чтобы со всей определенностью выделить
главное предназначение школы. Оно состоит в
гуманизации, одухотворении подрастающих
поколений, в раскрытии подлинно человеческих
способностей и качеств, в приобщении к высшим
духовно-нравственным ценностям.
Справляется ли сегодня наша
система образования с этим своим
предназначением?
Считаю, надо откровенно
признать, что нет. Как уже случалось в нашей
истории, под воздействием кризиса последних лет
единый процесс образования оказался у нас
расколот, а его духовная сердцевин - воспитание
-принесена в жертву сиюминутным прагматическим
интересам.
Поколение, которое, как мы
сегодня видим, оказалось обделено нравственными
и гражданскими ценностями, не получило
возможности в должной мере приобщиться к
ответственному и глубокому пониманию
общественного и личного смысла человеческого
бытия.
Позволю себе высказать
предположение, что нынешний политический и
социально-экономический кризис, угрожающий
самому существованию России, не был бы так опасен
и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом
духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Понимая
это, многие политики и общественные деятели
видят выход из создавшегося положения в поиске
или переосмыслении русской, или национальной
идеи России. Представляя собой своего рода новое
исповедание светской веры для всех россиян, она
призывается одухотворить и систему образования,
и общество в целом, предложить достойные
альтернативы нынешним кризисным тенденциям,
выдвинуть признаваемые всеми ценности и цели.
При всей привлекательности
этого замысла считаю, что он носит умозрительный
характер и уводит нас от непреходящих духовных
чаяний и обретений в сферу публичной политики с
отличительным для нее состязанием партийных
установок и программ. Между тем необходимое для
возрождения и процветания России исповедание
веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех
исконных ценностей морали и гражданской жизни,
которые едины как для Евангелия, так и для
Конституции современного государства. И
первейшая задача современного периода
заключается, на мой взгляд, в том, чтобы в
незамутненном виде утвердить эти моральные и
гражданские ценности в наших школах. И не просто
утвердить, но поставить их в центр образования,
ибо будущее нашего Отечества в первую очередь
зависит не от инвестиций или новых технологий, а
от духовно-нравственного потенциала молодежи, от
ее доброты, честности, справедливости,
трудолюбия, от ее способности и стремления к
бескорыстной заботе о ближних и беззаветной
любви к своей Родине.
Поиск реальных путей
повышения воспитательного потенциала школы не
мог не побудить нас к активизации диалога с
представителями наших главнейших конфессий и,
естественно, прежде всего с Православной
Церковью, которой все без исключения народы
России обязаны просвещением, основами
государственности и общественной морали.
Мы с благодарностью
откликнулись на важное предложение Его
святейшества Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II. Речь идет о создании
светско-религиозной комиссии по образованию,
которая призвана освободить государственные
образовательные стандарты, учебные программы,
учебники и учебные пособия от проявлений
воинствующего атеизма. Мы надеемся также на
выработку этой комиссией практических
рекомендаций, направленных на улучшение
гуманитарного образования и воспитания в школах
и вузах.
Руководствуясь действующим
законодательством, министерство также
определило меры, обеспечивающие более полное
удовлетворение религиозных потребностей
верующих в классах и аудиториях государственных
общеобразовательных и других учебных
заведениях. В частности, расширены возможности
для организации — разумеется, вне обязательного
школьного расписания — занятий с группами
желающих, посвященных религиозному обучению и
воспитанию.
В самые трудные периоды в истории
страны именно Православная Церковь давала
духовно-нравственные импульсы для единения
народа, сплочения его во имя спасения Отечества.
Верю, что так будет и в эту трудную для всех нас
кризисную пору. Убежден, что взаимодействие
Православной Церкви и светской системы
образования поможет вернуть обществу
обеспечивающие его жизнеспособность
гуманистические моральные устои.
|