|
И
РАДОСТНО, И ГРУСТНО
Православная экспедиция вологодского
храма Свт. Николая во Владычной слободе в Вытегру
продолжалась пять дней, с 6 по 11 июля.
В экспедиции принимали участие настоятель
храма иерей Евгений Палюлин, мужской хор, а также
врач В.А. Скоморохов.
В этой отдаленной части Вологодской епархии
почти нет действующих храмов, а до Кириллова и
Белозерска довольно далеко.
С поворота на Липин Бор начинается грунтовая
извилистая дорога с рытвинами и ухабами. Вместе с
бездорожьем начались дремучие леса, мы словно в
сказку попали. Вспоминались знакомые еще со
школьной скамьи слова: "... там чудеса, там леший
бродит...". К слову сказать, встретились мы и с
чудесами. Да разве это не чудо, что сохранилась
вера в этих отдаленных местах, сохранились в
некоторых домах и старые иконы?! В одной деревне
по пути следования мы повстречали старушку.
Вглядываясь в нас. она так и сказала: "Неужто не
во сне вижу?"
И "лешие" тут побродили. Вот уж
пронеслось лихо по русской земле!
Обезображенные, порушенные храмы, заросшие
погосты, пустующие деревни, заколоченные избы - и
это мы видели на пути.
В пос. Мирном, где находится один из
лес-промхозов Вытегорского района, нас встретили
без особого радушия, хотя и были оповещены
заранее. Однако белая "газель", которую нам
выделила администрация области, батюшка, врач,
подтянутые ребята из хора тут же привлекли
всеобщее внимание. К нам подходили неуверенно,
как будто боясь чего-то, так неспешно завязалось
общение.
И еще по поводу лиха на русской земле.
Когда-то разрушали храмы, которые являлись
средоточием духовной и культурной жизни в
деревнях и весях; на их месте зачастую строили
клубы и библиотеки. А сейчас мы видели пустующие
клубы с выбитыми дверями и стеклами.
Как живут, чем занимаются люди?
- Пьют, - ответила на мой вопрос собеседница.
Исчерпала себя, не имея корня, увяла
советская псевдокультура. Пустота на селе.
Мы остановились у больницы, так называют
местный социальный приют, где доживают последние
дни около 20 старушек. От них отказались близкие, а
у кого-то просто никого из своих не осталось.
- Они "тяжелые", - так пояснила вышедшая
нам навстречу женщина.
Им, лежащим уже на смертном одре, мы пели
молитвы, многим известные еще с детства:
"Богородице, Дево, радуйся", "Отче наш"...
Многие подпевали, а некоторые даже не знали, как
перекреститься.
- А я ведь многое знаю, - сказала, подсев к нам,
невысокая старушка, - и "Верую", и канон
Пасхи, и еще..., - загибая пальцы, стала перечислять
она. - Мама у меня ведь в церковном хоре пела, а
потом все разрушили...
Мы говорили о молитве, о Боге, о вере, о старых
временах и о "нонешнем". Многие давно желали
креститься. И еще - совсем не плакали дети,
окунаясь в воды нашей импровизированной купели.
"Елицы во Христа крестистеся, во Христа
облекостеся..." - звучало над селом слаженное
пение мужского хора. На скамейке, прямо у здания,
шел медицинский прием.
- Мы вот хотели было в город... - так и не
договорила женщина: увидев врача, она
направилась к нему. Кстати, медикаменты на приеме
выдавались бесплатно.
Поздно вечером мы отправились в дальнейший
путь. В п. Анненский Мост нас радушно встретил
глава сельской администрации Бронислав Ильич.
Утром в поселке появились афиши, извещавшие о
нашем приезде. Мы разместились в клубе, разложили
иконы, книги, приготовили купель, сооружив её из
двух ванн, наносили воды, приготовили кабинет для
врача.
Нас внимательно разглядывали, задавали
вопросы, а одна женщина даже недоверчиво
спросила: "Вы, случайно, не артисты? Что-то
больно все у вас организованно. Я вот давно
хотела креститься, но сначала посмотрю на вас".
А после ее крещения мы долго и душевно
разговаривали.
И вновь медицинский прием и консультации,
были и такие, кто тут же получил направление на
лечение в Вологду, так как Владимир
Александрович Скоморохов, путешествовавший с
нами, - главный специалист управления
здравоохранения области.
В Анненском Мосту мы пробыли целый день и
вновь в путь. Просигналив два раза, наша белая
"газелька" взяла курс на Вытегру. Опять
замечательные места, красивое бездорожье,
озерный край.
Служили панихиду на Оште, где 55 лет назад были
бои. Собралось много ветеранов и участников
Оштинского сражения, на вертолете прилетел
губернатор. Молились о павших воинах и на
городском кладбище, там тоже есть солдатские
могилы. Были концерты духовной музыки, а
специально для ветеранов, по их просьбе,
прозвучали песни военных лет. Их тоже исполнил
мужской хор. Служили молебен и в доме престарелых
в г. Вытегре.
Вытегра - красивый город с огромным
Сретенским собором, где сейчас пока соседствуют
и храм, и музей; правда, для музея уже готовится
новое помещение и он скоро переезжает. Батюшки
своего пока в Вытегре нет, туда приезжает о.
Андрей Пылев из вологодского храма Александра
Невского.
Зато в Вытегре много сектантов, и они тоже
подходили к нам, уж этих ни с кем не перепутаешь.
- Ведь сказано в Писании: не сотвори себе
кумира, а вот вы... - И начинается дискуссия.
- Батюшка, или как там вас называют, а что
нужно для того, чтобы креститься? - с лукавой
ухмылкой спрашивает нас женщина в белом халате,
она из так называемой харизматической секты.
- Матушка, вера в Господа нашего Иисуса
Христа, жажда быть с Ним и в Его Святой Церкви...
Вопрошающая так и осталась стоять с открытым
ртом, видимо, чего-то другого ожидала она от
православного священника.
- Почему вы не почитаете Иегову, вы что, не
читали Писание?
- Читали, читали. Это одно из имен Божиих, их в
Святом Писании встречается много: Саваоф,
Крепкий, Иегова, Адонаи, более 200, но ни одно из них
не указывает на сущность Божию, а описывает
свойства Божии.
- А покажите, где это в Писании говорится, что
Бог - Троица?
- Пожалуйста: "Ибо три свидетельствуют на
Небе: Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три об
одном", это сказано в Первом соборном послании
святого апостола Иоанна Богослова, 5-я глава, 7-я
стих.
Это уже были "Свидетели Иеговы".
Приверженцев этой секты легко узнать по их
вопросам. Сектанты везде одинаковы, везде
одинаково настроены против православия и
православной культуры. И этот стоящий на холмах
красивый город с великолепным собором, пока еще
без крестов на куполах - не исключение.
Наша поездка подходила к завершению.
Утомившиеся от многочисленных концертов и
богослужений хористы уже дремали в машине.
Батюшка с хрипотцой в голосе от многих бесед и
разговоров пристроился в кабине; чувствуется,
устал и наш врач Владимир Александрович, в его
руках коробочка с тонометром, с ним он почти не
расставался.
Обратной дорогой почти все молчат, устали.
Много было интересного, прежде всего - встречи с
людьми, вспоминаются блестящие от слез глаза
бабушек из дома престарелых, испытующие и
вопрошающие взгляды жителей поселков, их
многочисленные вопросы.
Смешанное чувство - и радостно, и грустно.
Радостно от встреч с людьми, такими разными,
живущими вдалеке от храмов, но тяготеющими к
вере. Грустно от того, что многие люди, выросшие
вне православия, а теперь потерявшие всякий
жизненный ориентир, даже и не пытаются найти себя
в культуре и в вере собственного народа.
Поистине "жатвы много, а делателей мало;
итак молите Господина жатвы, чтобы послал
делателей на жатву Свою"" (Мф. 9,37-38).
Иерей Евгений ПАЛЮЛИН,
настоятель храма Святителя Николая
во Владычной слободе.
№ 8-9 (52-53), 1999 |