logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ НА ОБЩЕЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ

1998 год

Выступления, последовавшие за докладом владыки.

Отчеты благочинных начались с выступления протоиерея Константина Васильева. Состояние приходов Вологодского благочиния можно назвать благополучным — все указания правящего архиерея исполняются, в храмах произносятся проповеди и беседы, своевременно делаются взносы в управление. Говоря о практике стажировки священнослужителей в кафедральном соборе, о. Константин подчеркнул общеепархиальное значение этого дела и просил всех стажеров быть точными в исполнении своих обязательств.

В Череповецком благочинии (прот. Александр Куликов) трудятся 18 церковных общин. На священнослужителей (13 священников и 3 диакона) ложится большая нагрузка — некоторые священники окормляют до четырех приходов. Восстанавливаются пять старинных храмов. С помощью “Аммофоса” построен прекрасный храм в селе Абаканово. “Северсталь” очень помогла в восстановлении храма Рождества Христова в Череповце и храма в селе Долоцкое. В благочинии имеется 5 часовен, 2 часовни восстанавливаются: одна в Череповце (трудами В.В.Сикорского), другая — в пос. Чагоде. Из 4-х воскресных школ самая большая при Воскресенском соборе — 260 учащихся (70 из детского дома), 14 преподавателей (2 священника). Десятки людей собираются в Воскресенский собор на беседы, проводятся также встречи с родителями.

При храме Рождества Христова в воскресной школе занимаются 60 человек. Шесть преподавателей, которые с ними занимаются, посещают также два детских сада. Отец Александр считает очень полезным для благочинных, посещая приходы, встречаться с главами местных администраций.

Центральное благочиние (прот. Георгий Иванов) состоит в основном из сельских приходов, большинство которых открыто лишь недавно. Сменились пятеро из семи священников. Трудятся все очень хорошо, часто посещают общеобразовательные заведения, хотя это бывает довольно затруднительным. В благочинии есть миссионер, который готов откликнуться на любой вызов и провести антисектантскую беседу. В 9 из 16 приходов службы совершаются постоянно. К недостаткам в благочинии о. Георгий относит недостаточную активность в работе с молодежью. Очень печалит запущенное состояние Успенского прихода в с. Чернецкое, никак не удается найти туда настоятеля.

Иерей Иоанн Фомин возглавляет Харовское благочиние всего второй год. В благочиние входят Верховажский, Сямженский, Вожегодский и Харовский районы. Следует особо отметить труды о. Георгия Осипова, который к 200-летию своего храма провел очень большие восстановительные работы. Он часто служит в других вверенных ему приходах, организовал концерт духовной музыки, в конце которого провел замечательную беседу о селе Верховажье, о храме и его значении в нашей жизни.

В с. Сямже положение гораздо хуже, там пока нет священника и активно действует секта чуриковцев.

В Харовском районе усердно трудится о. Григорий Цебрук. Ему принадлежит большая часть трудов по восстановлению алтаря и храма; кроме того, о. Григорий ведет строительство часовни на местном кладбище.

Прот. Георгий Титов отчитывался за положение дел не только в Тотемском, но и в Великоустюжском благочинии, которое он временно возглавляет ввиду болезни прот. Ярослава Гныпа. Перед Великим Постом был освящен храм Рождества Христова — второй в Тотьме. С помощью городской администрации сооружен иконостас. Бабушки, видевшие всю жизнь этот храм разрушенным, плачут от умиления.

В Тарноге храма нет и под молитвенный дом приспособлен местный дом культуры. Уже несколько лет проводятся работы по переустройству его в храм, после Великого поста должно состояться его освящение.

Очень активно действует приход в Нюксенице, там успешно продвигается строительство нового храма. Священников в благочинии пока не хватает, но есть кандидаты, направленные в ВПДУ. Хорошие отзывы получены об о. Анатолии Савчуке, который закончил стажировку в кафедральном соборе и приступает к служению в г. Тотьме.

Из 14 зарегистрированных общин Белозерского благочиния деятельно трудятся не более 9, говорит благочинный иерей Андрей Пылев. Явление это примечательное. Часто люди, искренне желающие создать общину, построить часовню и пр., пишут письма, обращаются за помощью в различные инстанции, но не сообразовывают свои мечтания с запасом сил и энергии. Дело не идет, начинания остаются незавершенными. Необходимо строже проверять такие запросы и обращения.

В благочинии служат три священника, и один приезжает (по совместительству) из Вологды. Возрождаются два монастыря: один (Кирилловский) уже зарегистрирован официально, второй (в Горицах) к этому готовится. В нем четыре насельницы, они много работают и имеют обширные планы, например, по восстановлению храма. Принято решение о строительстве храма в Липином Бору. Есть и другие подвижки, но, к сожалению, до сих пор нет храма ни в Вытегре — городе с 15-тысячным населением ,— ни в его окрестностях.

Большим событием для благочиния, да и для всей епархии явилось празднование 600-летия Ферапонтова монастыря. Но в самом приходе с. Ферапонтова дела идут неважно. Члены общины, все очень достойные люди, почему-то никак не могут организовать совместную работу. Настоятелем прихода недавно назначен о. Борис Корешков, но, по-видимому, большая загруженность (он служит также в Вологде) мешает ему. А без постоянного присутствия настоятеля члены общины сделать ничего не могут. Очень жаль... Место это прославленное, там бывает много паломников и туристов, в том числе и иностранных. В Ферапонтове сейчас заканчивается строительство деревянного шатрового храма. Это замечательный образец деревянного зодчества и, что очень важно, это церковная собственность, а не сданный в аренду храм.

Выступление прот. Василия Павлова было посвящено деятельности Вологодского православного духовного училища и изданию епархиальной газеты “Благовестник”.

В 1998 году духовное училище окончили по очному сектору 7 ставленников, 7 регентов-псаломщиков и 17 катехизаторов и по заочному —соответственно 3, 3, 19, итого 56 человек. Девять выпускников и учащихся ставленнического отделения стали священниками и диаконами. С учетом этой цифры можно сказать, что к настоящему моменту почти треть духовенства Вологодской епархии учились в ВПДУ.

Летом состоялось миссионерское путешествие учащихся-ставленников по реке Сухоне. Его итоги — около 200 крещений, проповеди, молебны, распространение духовной литературы. С благодарностью отмечаем помощь АО “Вологдаэнерго” и лично В.М. Санько, Спасо-Прилуцкого монастыря, прихода Покрова-на-Козлене.

В текущем учебном году в училище обучаются 70 очников (23 ставленника, 19 регентов, 28 катехизаторов) и 59 заочников (8, 1, 50). Прием на отделения ставленников и регентов был как никогда строгим, и преподаватели хвалят первый курс, однако пожелание все же есть. Необходимо более настойчиво и продолжительно воспитывать у поступающих навык посильного участия в богослужениях — учить их читать, петь, алтарничать. Кроме того, отбирая кандидатов на отделение ставленников, необходимо помнить, что пастырство — это призвание, которое требует наличия не только нравственности и благочестия, но и определенных интеллектуальных и волевых качеств. И если таких качеств нет, то лучше оставаться благочестивым мирянином — так говорит свт. Иоанн Златоуст.

Заочный сектор отделения ставленников восстанавливается, но отбирать кандидатов для обучения необходимо особенно тщательно. Поступающие должны быть достаточно зрелыми людьми и уметь учиться самостоятельно.

Обучение на регента требует значительных расходов, и мы приветствуем практику материального обеспечения приходами своих посланцев, как это делает, например, приход в с. Архангельском (под Соколом).

Занятия на катехизаторском отделении посещает все больше учителей. Можно надеяться, что православное просвещение достигает через них и школьных классов.

Большим событием в жизни училища стала его регистрация и получение образовательной лицензии.

О газете “Благовестник”. В прошедшем году выпущено шесть номеров вместо 12. Некоторые выпуски сдвоенные и даже строенные — ввиду роста цен так издавать дешевле, и в будущем году редакция намерена поступать так же. Тематика газеты остается прежней — хроника епархиальной жизни и православное просвещение. Подняв годовую подшивку газеты, можно вспомнить все события, распоряжения, рукоположения, посещения и пр. Думается, что подборка таких сведений необходима каждому приходу. Газета востребована в образовательных структурах и, конечно, полезнее распространять ее среди учителей, чем складывать на полки.

Тема “Ответственность за слово” поднимается на наших собраниях не в первый раз. В прошлом году мы говорили об учительнице, которая неудачно представляла Церковь в школе, а объясняться и извиняться за нее пришлось священникам.

Господь наш Иисус Христос говорит, что “за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда...” (Мф. 12, 36). Если за каждое слово, сказанное от себя лично, мы дадим ответ, то тем более за слово от имени Церкви.

Ответственность за слово, сказанное мирянином, несоизмерима с ответственностью за слово, сказанное с амвона. “То, что говорит священник, поручили ему сказать епископ и Патриарх”, — так воспринимают люди это слово. В наше время батюшки высказываются не только с амвонов, но и через газеты, и телевидение. Количество тех, кто их слушает (и полагает, что слышит голос всей Церкви), исчисляется миллионами.

У нас выходит передача местного телевидения под названием “Свет Христов”. Свет Христов — это обозначение того, что Бог открыл людям через Церковь. Подлинно церковных тем не перечислить (некоторые из них уже были затронуты в этой передаче), однако передача о прославлении семьи Романовых — тема, скорее, политическая. Потому что Церковь не высказала еще об этом своего окончательного суждения. Значит, и просвещать еще не о чем — нет полномочий! А уж нападать при этом на известного и очень уважаемого в Церкви богослова, упрекая его за “удар в спину” и “раскол” — это, конечно же, бестактность.

Итак — нецерковность, ожесточенность, суеверия (например, весь эпизод с “тонким сном” некоей девицы Екатерины) — как все это может появляться в передаче, выходящей от имени Церкви?!

 
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.