|
ВЫСТУПЛЕНИЯ
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ НА ОБЩЕЕПАРХИАЛЬНОМ
СОБРАНИИ
1998 год
Выступления,
последовавшие за докладом владыки.
Отчеты
благочинных начались с выступления протоиерея
Константина Васильева. Состояние приходов Вологодского
благочиния можно назвать благополучным —
все указания правящего архиерея исполняются, в
храмах произносятся проповеди и беседы,
своевременно делаются взносы в управление.
Говоря о практике стажировки священнослужителей
в кафедральном соборе, о. Константин подчеркнул
общеепархиальное значение этого дела и просил
всех стажеров быть точными в исполнении своих
обязательств.
В Череповецком благочинии
(прот. Александр Куликов) трудятся 18
церковных общин. На священнослужителей (13
священников и 3 диакона) ложится большая нагрузка
— некоторые священники окормляют до четырех
приходов. Восстанавливаются пять старинных
храмов. С помощью “Аммофоса” построен
прекрасный храм в селе Абаканово. “Северсталь”
очень помогла в восстановлении храма Рождества
Христова в Череповце и храма в селе Долоцкое. В
благочинии имеется 5 часовен, 2 часовни
восстанавливаются: одна в Череповце (трудами
В.В.Сикорского), другая — в пос. Чагоде. Из 4-х
воскресных школ самая большая при Воскресенском
соборе — 260 учащихся (70 из детского дома), 14
преподавателей (2 священника). Десятки людей
собираются в Воскресенский собор на беседы,
проводятся также встречи с родителями.
При храме Рождества
Христова в воскресной школе занимаются 60
человек. Шесть преподавателей, которые с ними
занимаются, посещают также два детских сада. Отец
Александр считает очень полезным для
благочинных, посещая приходы, встречаться с
главами местных администраций.
Центральное благочиние (прот.
Георгий Иванов) состоит в основном из
сельских приходов, большинство которых открыто
лишь недавно. Сменились пятеро из семи
священников. Трудятся все очень хорошо, часто
посещают общеобразовательные заведения, хотя
это бывает довольно затруднительным. В
благочинии есть миссионер, который готов
откликнуться на любой вызов и провести
антисектантскую беседу. В 9 из 16 приходов службы
совершаются постоянно. К недостаткам в
благочинии о. Георгий относит недостаточную
активность в работе с молодежью. Очень печалит
запущенное состояние Успенского прихода в с.
Чернецкое, никак не удается найти туда
настоятеля.
Иерей Иоанн Фомин
возглавляет Харовское благочиние всего
второй год. В благочиние входят Верховажский,
Сямженский, Вожегодский и Харовский районы.
Следует особо отметить труды о. Георгия Осипова,
который к 200-летию своего храма провел очень
большие восстановительные работы. Он часто
служит в других вверенных ему приходах,
организовал концерт духовной музыки, в конце
которого провел замечательную беседу о селе
Верховажье, о храме и его значении в нашей жизни.
В с. Сямже положение гораздо
хуже, там пока нет священника и активно действует
секта чуриковцев.
В Харовском районе усердно
трудится о. Григорий Цебрук. Ему принадлежит
большая часть трудов по восстановлению алтаря и
храма; кроме того, о. Григорий ведет
строительство часовни на местном кладбище.
Прот. Георгий Титов
отчитывался за положение дел не только в Тотемском,
но и в Великоустюжском благочинии, которое он
временно возглавляет ввиду болезни прот.
Ярослава Гныпа. Перед Великим Постом был освящен
храм Рождества Христова — второй в Тотьме. С
помощью городской администрации сооружен
иконостас. Бабушки, видевшие всю жизнь этот храм
разрушенным, плачут от умиления.
В Тарноге храма нет и под
молитвенный дом приспособлен местный дом
культуры. Уже несколько лет проводятся работы по
переустройству его в храм, после Великого поста
должно состояться его освящение.
Очень активно действует
приход в Нюксенице, там успешно продвигается
строительство нового храма. Священников в
благочинии пока не хватает, но есть кандидаты,
направленные в ВПДУ. Хорошие отзывы получены об
о. Анатолии Савчуке, который закончил стажировку
в кафедральном соборе и приступает к служению в
г. Тотьме.
Из 14 зарегистрированных
общин Белозерского благочиния деятельно
трудятся не более 9, говорит благочинный иерей
Андрей Пылев. Явление это примечательное.
Часто люди, искренне желающие создать общину,
построить часовню и пр., пишут письма, обращаются
за помощью в различные инстанции, но не
сообразовывают свои мечтания с запасом сил и
энергии. Дело не идет, начинания остаются
незавершенными. Необходимо строже проверять
такие запросы и обращения.
В благочинии служат три
священника, и один приезжает (по
совместительству) из Вологды. Возрождаются два
монастыря: один (Кирилловский) уже
зарегистрирован официально, второй (в Горицах) к
этому готовится. В нем четыре насельницы, они
много работают и имеют обширные планы, например,
по восстановлению храма. Принято решение о
строительстве храма в Липином Бору. Есть и другие
подвижки, но, к сожалению, до сих пор нет храма ни
в Вытегре — городе с 15-тысячным населением ,— ни
в его окрестностях.
Большим событием для
благочиния, да и для всей епархии явилось
празднование 600-летия Ферапонтова монастыря. Но в
самом приходе с. Ферапонтова дела идут неважно.
Члены общины, все очень достойные люди, почему-то
никак не могут организовать совместную работу.
Настоятелем прихода недавно назначен о. Борис
Корешков, но, по-видимому, большая загруженность
(он служит также в Вологде) мешает ему. А без
постоянного присутствия настоятеля члены общины
сделать ничего не могут. Очень жаль... Место это
прославленное, там бывает много паломников и
туристов, в том числе и иностранных. В
Ферапонтове сейчас заканчивается строительство
деревянного шатрового храма. Это замечательный
образец деревянного зодчества и, что очень важно,
это церковная собственность, а не сданный в
аренду храм.
Выступление прот.
Василия Павлова было посвящено деятельности
Вологодского православного духовного училища и
изданию епархиальной газеты “Благовестник”.
В 1998 году духовное училище
окончили по очному сектору 7 ставленников, 7
регентов-псаломщиков и 17 катехизаторов и по
заочному —соответственно 3, 3, 19, итого 56 человек.
Девять выпускников и учащихся ставленнического
отделения стали священниками и диаконами. С
учетом этой цифры можно сказать, что к настоящему
моменту почти треть духовенства Вологодской
епархии учились в ВПДУ.
Летом состоялось
миссионерское путешествие
учащихся-ставленников по реке Сухоне. Его итоги
— около 200 крещений, проповеди, молебны,
распространение духовной литературы. С
благодарностью отмечаем помощь АО
“Вологдаэнерго” и лично В.М. Санько,
Спасо-Прилуцкого монастыря, прихода
Покрова-на-Козлене.
В текущем учебном году в
училище обучаются 70 очников (23 ставленника, 19
регентов, 28 катехизаторов) и 59 заочников (8, 1, 50).
Прием на отделения ставленников и регентов был
как никогда строгим, и преподаватели хвалят
первый курс, однако пожелание все же есть.
Необходимо более настойчиво и продолжительно
воспитывать у поступающих навык посильного
участия в богослужениях — учить их читать, петь,
алтарничать. Кроме того, отбирая кандидатов на
отделение ставленников, необходимо помнить, что
пастырство — это призвание, которое требует
наличия не только нравственности и благочестия,
но и определенных интеллектуальных и волевых
качеств. И если таких качеств нет, то лучше
оставаться благочестивым мирянином — так
говорит свт. Иоанн Златоуст.
Заочный сектор отделения
ставленников восстанавливается, но отбирать
кандидатов для обучения необходимо особенно
тщательно. Поступающие должны быть достаточно
зрелыми людьми и уметь учиться самостоятельно.
Обучение на регента требует
значительных расходов, и мы приветствуем
практику материального обеспечения приходами
своих посланцев, как это делает, например, приход
в с. Архангельском (под Соколом).
Занятия на катехизаторском
отделении посещает все больше учителей. Можно
надеяться, что православное просвещение
достигает через них и школьных классов.
Большим событием в жизни
училища стала его регистрация и получение
образовательной лицензии.
О газете “Благовестник”. В
прошедшем году выпущено шесть номеров вместо 12.
Некоторые выпуски сдвоенные и даже строенные —
ввиду роста цен так издавать дешевле, и в будущем
году редакция намерена поступать так же.
Тематика газеты остается прежней — хроника
епархиальной жизни и православное просвещение.
Подняв годовую подшивку газеты, можно вспомнить
все события, распоряжения, рукоположения,
посещения и пр. Думается, что подборка таких
сведений необходима каждому приходу. Газета
востребована в образовательных структурах и,
конечно, полезнее распространять ее среди
учителей, чем складывать на полки.
Тема “Ответственность за
слово” поднимается на наших собраниях не в
первый раз. В прошлом году мы говорили об
учительнице, которая неудачно представляла
Церковь в школе, а объясняться и извиняться за
нее пришлось священникам.
Господь наш Иисус Христос
говорит, что “за всякое праздное слово, какое
скажут люди, дадут они ответ в день суда...” (Мф.
12, 36). Если за каждое слово, сказанное от себя
лично, мы дадим ответ, то тем более за слово от
имени Церкви.
Ответственность за слово,
сказанное мирянином, несоизмерима с
ответственностью за слово, сказанное с амвона.
“То, что говорит священник, поручили ему сказать
епископ и Патриарх”, — так воспринимают люди это
слово. В наше время батюшки высказываются не
только с амвонов, но и через газеты, и
телевидение. Количество тех, кто их слушает (и
полагает, что слышит голос всей Церкви),
исчисляется миллионами.
У нас выходит передача
местного телевидения под названием “Свет
Христов”. Свет Христов — это обозначение того,
что Бог открыл людям через Церковь. Подлинно
церковных тем не перечислить (некоторые из них
уже были затронуты в этой передаче), однако
передача о прославлении семьи Романовых — тема,
скорее, политическая. Потому что Церковь не
высказала еще об этом своего окончательного
суждения. Значит, и просвещать еще не о чем — нет
полномочий! А уж нападать при этом на известного
и очень уважаемого в Церкви богослова, упрекая
его за “удар в спину” и “раскол” — это, конечно
же, бестактность.
Итак — нецерковность,
ожесточенность, суеверия (например, весь эпизод с
“тонким сном” некоей девицы Екатерины) — как
все это может появляться в передаче, выходящей от
имени Церкви?!
|