|
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В
РОССИИ:
ТРАДИЦИЯ И РАЗВИТИЕ, УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Из доклада председателя
Отдела религиозного образования и катехизации
Московского Патриархата игумена Иоанна
(Экономцева) на VII Рождественских чтениях
Школа возникла и сложилась в качестве
необходимого дополнения и восполнения к тому,
что давалось семьею и Церковью. Она учила
элементарной грамотности, открывая человеку
богатство мира книг, всего, что сохранилось и
передано от предыдущих поколений. Она учила
умению ясно и отчетливо формулировать мысль и
думать. Она уделяла немалое внимание языкам,
древним и новым, сознавая изначальную сакральную
силу слова.
Каково же положение и место
образования в нашем обществе сегодня? Отпущенное
и даже брошенное государством на волю волн,
предоставленное свободному плаванию, оно
мучительно ищет форму своего нового
существования, пытается нащупать содержательное
и смысловое наполнение, определить общий
характер и ориентацию — то, под каким парусом
плыть и куда. Попытки пристроиться к тому, в чем
видится новая идеология, к примату рыночных
отношений в обществе, едва ли в полной мере
состоятельны. Конечно, люди должны быть
ознакомлены с азами экономического образа мысли.
Однако вряд ли нужно сегодня кого-либо убеждать,
что сам по себе рынок — не панацея от всех бед, и
общественная жизнь не строится и не может
строиться на голых экономических связях.
В этой связи поистине
пророчески звучат сказанные век назад слова В.
Розанова: “Экономизм как доминирующая норма
есть действительно смерть... Экономический строй,
семья как содружество работника и работницы,
государство как содружество экономических же
групп и все “экономическое” в тенденции и
основаниях: “наука, печать, публицистика - это
ничего более, как минерализовавшееся общество,
которое имеет форму и перестало дышать, потеряло
“дыхание жизни”.
“Дыхание жизни”,
духовность, Дух — вот чего больше всего жаждет
теперь наше общество, испытывающее спазмы удушья
и начинающее осознавать, что пища духовная, как и
дыхание, первична. Существование на уровне
материальных интересов и агностицизма — это
смерть, небытие. И тут не спасут никакие идеи, ни
“свои”, ни “чужие”.
Как сказал Святейший
Патриарх Алексий II на общем собрании Российской
академии образования (16 марта 1993 года):
“Образовать человека —
означает не просто передать ему некую сумму
знаний, но и выявить в нем определенный образ.
Христианский взгляд на человека видит в нем
образ Божий. Во многих он затуманен и затемнен
грехами, но до конца неуничтожим, поэтому задача
духовного преображения человека, которой служит
Церковь, сродни задаче реставраторов икон:
темный лик надо очистить от наслоений и явить
миру изначальную красоту и сияние красок и линии,
гармонию лика”.
По существу, речь идет
сейчас о возвращении к такому образованию, к
таким отношениям между учителем и учениками,
которые характерны были для раннехристианской
эпохи и прообразом которых явились отношения
между Христом и святыми апостолами. Личностное
общение и передача личностного духовного опыта
учителем ученикам — вот, что может быть основой
будущей школы. “Православие, — говорил отец
Павел Флоренский, а мы могли бы добавить — Высшая
Истина — не доказуется, а показуется”.
Проблема школы и
образования теснейшим образом связана с
проблемой культуры, которую невозможно
рассматривать вне контекста истории
христианства. С момента возникновения
христианской Церкви перед нею встал вопрос об
отношении к внешней мудрости и внешней языческой
культуре и в условиях острого идеологического и
религиозного противостояния для молодой Церкви,
казалось бы, проще всего было бы отвергнуть их и
такие голоса раздавались внутри церковной
ограды. Но Церковь не пошла по этому пути, она
пошла в мир, она органически усвоила лучшие
достижения общечеловеческой культуры и создала
новую уникальную христианскую культуру, плодами
которой мы с вами пользуемся.
Следуя принципу развития
всесторонней личности, важно расширить
программы художественно-эстетического
воспитания в школе. Оптинские старцы, уместно
заметить, считали, что музыкальное воспитание,
которому мы, к сожалению, не уделяем должного
внимания, очищает душу и подготавливает ее к
принятию впечатлений из духовного мира.
В основе понятия “Слово”,
“Логос”, собственно говоря, лежат два понятия:
“Божественный Разум” и “Слово”, как
таковое. Так вот, эти понятия у нас расщепились,
разъединились. Не отсюда ли наша драма? Не потому
ли мы утратили адекватное понимание духовных
ценностей предшествующих поколений? Распалась
связь времен. Мы утратили способность понимать
друг друга. Наш язык стал вульгарным, но помимо
этого произошла чудовищная подмена внутреннего
смысла слов. Возьмем, например, слово
“духовность” — какой невероятный смысл порою
вкладывают в него! Кризис нашего общества носит в
немалой степени лингвистический и
культурологический характер. Не может быть
здоровым общество, говорящее языком
“Московского комсомольца”. Значение школы в
преодолении этого кризиса многократно
возрастает.
Когда св. евангелист Иоанн
Богослов достиг глубокой старости и уже сам без
посторонней помощи не мог передвигаться, его на
носилках приносили на церковные собрания. Ему
было очень трудно говорить. И когда его просили
рассказать о чем-то самом главном и самом
сокровенном в учении Христа, любимый ученик
Спасителя мира, склонявший свою голову Ему на
грудь во время Тайной вечери, повторял только
одну фразу: “Братья, любите друг друга”. Вот что,
по мнению любимого ученика Христа, самое главное
в христианском учении. Эту благую весть мы должны
нести миру. И не принять ее может лишь тот, кто
преисполнен злобы и ненависти к людям, кто
находится в тенетах извечного врага рода
человеческого.
Находясь на смертном одре, Вальтер
Скотт сказал своему сыну: “Дай мне Книгу”. В
ответ на его недоумение — какую книгу? —
писатель ответил: “Есть только одна Книга —
Библия”. Сегодня Россия и все человечество на
одре болезни, — быть может, смертельной. И нам как
никогда раньше надо припасть с молитвой и
надеждой ко всё врачующей и исцеляющей Книге
книг — Священному Писанию.
|