|
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ШКОЛЫ И
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Профессор ВГПУ, доктор исторических наук А.В.
КАМКИН
Главная
идея Рождественских тений - объединить
государство, школу и Церковь, которые по злой
воле когда-то отвернулись друг от друга, найти
общий язык, обозначить общие вопросы и общие
заботы. Это не так уж и просто. Первые чтения были
нервными, были взаимные претензии - и с церковной,
и со светской стороны. Но как вода камень точит,
так эти Чтения постепенно делают свое дело,
работают на объединение всех, кто занимается
воспитанием и обучением детей.. Как всегда,
главные докладчики - Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II и министр
образования. В этом году наблюдалось радостное
единство этих двух докладов в главном - в подходе
к образованию и воспитанию в нашей стране, и это -
важнейший результат десятилетия Рождественских
чтений. Министра образования Владимира
Филиппова отличает четкое движение по пути к
сотрудничеству и взаимодействию с Русской
Православной Церковью. Министр говорил о законах,
позволяющих Церкви и государству сотрудничать. В
2000 году принята "Национальная доктрина
образования - цели, задачи, формы" - по сути, это
"конституция" российского образования. Там
говорится о важнейшей его задаче: обеспечить
преемственность поколений и воспитание молодого
поколения в духе высокой нравственности. В конце
2001 года была принята "Концепция модернизации
образования на период до 2010 года". В ней
отмечено, что воспитание - первостепенный
приоритет образования. Раньше главным было дать
знания, напичкать учащегося информацией, а
воспитание считалось делом семьи. Концепция
отрицает слепое копирование западных моделей
образования: "Мы должны сохранить
фундаментальность и духовность нашего
образования". Третий документ, на который
министр образования обратил внимание слушателей,
- "Программа развития воспитания в системе
образования России на 2002-2004 годы". Он
процитировал слова Президента России В.В.Путина:
"Для гражданина России особенно важны
моральные устои. Именно они составляют стержень
патриотизма, без этого России пришлось бы забыть
и о национальном достоинстве, и о национальном
суверенитете". Очевидно, что светские власти
пришли к выводу, что без опоры на что-то вечное,
фундаментальное невозможно существовать в этом
мире...
НОВЫЙ УЧЕБНИК - ВАЖНОЕ
СОБЫТИЕ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методист управления образования администрации
города Вологды, преподаватель ВДПУ Е.В.КОРНЕЙЧУК
На
Чтениях состоялась презентация учебника "Основы
православной культуры", это, на мой взгляд,
событие в системе образования. Это пробное
первое его издание для всех классов, с 1-го по 11-й.
Я участвовала в работе секции "Православное
образование и воспитание в воскресной школе",
где обсуждалось, как научить детей умению
встретить жизненные неприятности мужественно.
Важным я считаю и неформальное православное
молодежное объединение "Молодая Русь",
созданное в мае 2001 года. Это объединение
восполняет недостаток общения православных
юношей и девушек,и участие в нем может защитить
подростка от одиночества, от вредного общения.
ЧТЕНИЯ ПОКАЗАЛИ: МЫ
ИДЕМ ПРАВИЛЬНЫМ ПУТЕМ
Консультант первого заместителя губернатора
Вологодской области Н.А.ДОЙНИКОВА
Меня
очень порадовало серьезное отношение
государственной власти к этому форуму, высокий
уровень представительства. В нем принимали
участие первые лица со стороны министерства
образования, Российской Академии наук, из
регионов приехало много педагогов от
государственной системы образования. Конечно же,
присутствовало немало архиереев, духовенства. О
том, что государство сейчас придает важное
значение взаимодействию с Церковью, говорит даже
то, что торжественное открытие проходило в
Кремлевском Дворце, пленарные заседания - в
Московской мэрии и в Совете Федерации.
Впечатляет палитра обсуждаемых вопросов: "Церковь
и государство", "Церковь и культура", "Церковь
и духовно-нравственное воспитание в школе".
Обсуждалось 59 направлений! Это показывает, что
Церковь обеспокоена всеми сторонами
общественной жизни. Меня более всего интересовал
воспитательно-образовательный процесс. Удалось
посетить два дня пленарных заседаний и
поучаствовать в работе секции "Православные
ценности в современной школе". Там озабоченно
говорили о нехватке кадров в сфере духовно-нравственного
воспитания - сказывается результат многолетней
политики государственного атеизма. Нас
познакомили с новейшими учебниками, например,
"Основы нравственности" для школьников и
студентов, издание 2002 года. Интересен, на мой
взгляд, опыт Курской, Смоленской, Рязанской
областей и Ставрополья. Там в сфере образования
уже давно развивается программа духовно-нравственного
воспитания, издаются свои учебники,
ориентированные на освоение нашей традиционной
религии. Между епархией и администрацией
Смоленской области заключено соглашение о
взаимодействии по вопросам культуры,
образования, экологии, приняты свои нормативные
акты. Полезность такого соглашения вне сомнений.
Правительством Вологодской области планируется
подобный шаг. Побывав на Рождественских чтениях,
убедилась, что мы на верном пути. То, что делается
в сфере взаимодействия администрации и Церкви у
нас в Вологодской области, - правильно. И
дальнейшая работа в этом направлении необходима.
"ЖАТВЫ МНОГО, А
ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО..."
Завуч воскресной школы при череповецком храме
Рождества Христова Л.В.ФЕДЧЕНКО
На
Чтениях обсуждались важнейшие проблемы нашего
времени. Святейший Патриарх в своем докладе
обозначил их, это: детская беспризорность,
преступность, безнравственность, разврат,
наркомания и алкоголизм, кризис семьи. "В мире
нет пустоты, - отметил Патриарх. - Если
отсутствует высшая духовность, то пустота эта
заполняется псевдодуховностью, суррогатами".
По-прежнему серьезной проблемой является натиск
сектантов всех мастей, которые дезориентируют
наше молодое поколение, калечат детей и
физически, и духовно. Епископ Магаданский и
Синегорский Феофан привел данные о том, что 160
миссионеров с Запада дали заявки на организацию
в России летних лагерей, это вызывает тревогу и
озабоченность. Очень актуален и содержателен был
доклад известного московского священника
Димитрия Смирнова на тему "Церковь и
государственное образование". Отец Димитрий
привел данные социологического опроса, который
свидетельствует, что более 70% населения России
считают себя православными. Раз в стране
демократия, следовательно, большинство народа и
должно решать, что показывать по телевидению,
чему обучать детей в школе и т.д. По его
утверждению, демократические нормы дают
основание требовать предоставления Русской
Православной Церкви 70 процентов эфирного
времени на телевидении. На деле этого не
происходит. Нам говорят, что Церковь отделена от
государства. В чем состоит это странное по своей
сути отделение? Ведь Церковь существует не
обособленно, а находится внутри государства.
Разделение в другом: Церковь занимается душой
человека, а государство должно обустраивать
внешнюю жизнь, быт. "Вот где должно быть
разделение, но не там, где необходимо совместное
решение общих проблем", - подчеркнул священник.
Выступление протоиерея Димитрия Смирнова
вызвало одобрение участников Чтений. Митрополит
Курский и Рыльский Ювеналий заметил, что 93%
родителей учащихся средних школ области считают
необходимым систематическое изучение основ
Православия для своих детей. В школах и вузах
некоторых регионов православные дисциплины
преподаются, и имеются неплохие результаты. Беды
нашего общества: преступность, разнообразные
пороки, царящий разврат, разрушение семьи,
сиротство (около 4 млн. беспризорных детей) -
происходят от бездуховности. Пропагандируемые
принципы "Бери от жизни все", "Жизнь - в
удовольствие" и т.п. противоречат
христианскому мировоззрению, толкают молодежь в
греховную бездну. Человек превращается в
животное. Он "нормально" относится к таким
ужасным явлениям в современной медицине, как
клонирование, эвтаназия, трансплантология,
фетальная терапия, аборты. О принципах
биомедицинской этики рассказала в своем
выступлении профессор РГМУ И.В.Силуянова. Хорошо
была организована работа секций. О многообразии
и актуальности направлений работы говорят их
названия: "Православное воспитание и
образование", "Православное богословие и
христианская философия", "Церковь и
общество", "Духовное образование и
просвещение в армии и правоохранительных
органах", "Христианство и наука", "Православие
и медицина"... Интересным было выступление
бакалавра теологии Л.В.Суровой на секции "Воскресная
школа". Она отметила характерное для
настоящего времени несоответствие между тем, на
что нас ориентируют телевидение, пресса, и что
происходит в реальной жизни. Чувства у человека,
особенно ребенка, заглушаются, происходит разрыв
в сознании. Человек начинает верить сказанному и
увиденному больше, чем ощущаемому, он выпадает из
действительности. Череповецкая делегация
состояла из 15 человек, в том числе 2 священника. Мы
смогли поклониться московским святыням: мощам
Патриарха Тихона в Донском монастыре и святого
благоверного князя Даниила в Свято-Даниловом
монастыре, побывали на месте погребения
блаженной Матроны в Свято-Покровском монастыре и
в Иверской часовне рядом с Красной площадью, где
находится Иверская икона Божией Матери,
именуемая Вратарница. В последний день
Рождественских чтений была совершена поездка в
Троице-Сергиеву Лавру. Был отслужен молебен у
раки с мощами игумена и печальника земли русской
- Преподобного Сергия Радонежского. После этого
состоялась встреча с преподавателями московских
духовных школ - семинарии и академии. Поездка для
нас, преподавателей воскресных школ и светских
учебных заведений, не прошла даром. Учителя с
Божией помощью по мере сил понесут Свет
Христовой веры детям и молодежи. К сожалению, и
сейчас своевременны слова Христа: "Жатвы много,
а делателей мало..."(Лк. 10, 2).
№ 1-3 (81-83) 2002 г. |