|
Протоиерей Константин
ВАСИЛЬЕВ, настоятель Рождество-Богородицкого
кафедрального собора г. Вологды
"Ищите прежде Царства Божия и
правды Его" (Мф. 6, 33).
Эти
бессмертные слова Божественного Учителя и
основателя Церкви Божией на земле - Господа
нашего Иисуса Христа неизгладимо начертаны на
спасительном знамени христианства и являются
вечным призывом каждому человеку при разрешении
людьми самого важного вопроса миробытия и
истории, вопроса о смысле и цели жизни, о смысле и
цели существования мира и человека. Каждому из
нас приходилось слышать толки о смысле жизни, о
том, в чем должен он состоять, и как мы должны
располагать свою жизнь, чтобы она не была
бессмысленна. Но, говоря о смысле жизни, многие
люди употребляют слово "смысл" в
произвольном, расплывчатом значении, связывая с
ним то одно, то другое понятие. Между тем,
употреблять слова "смысл жизни" надо в том
общепринятом значении, в котором мы говорим о
смысле любой вещи. В самом деле, спрашивать о
смысле любой вещи, о смысле какого-нибудь
непонятного нам слова, о смысле какого-либо
нашего переживания или о смысле целой жизни, -
значит спрашивать о безусловном и общем их
значении. Не о том, что означает данное слово или
переживание для меня или кого-нибудь другого, а о
том, что это должно значить для всех. Отсюда
следует, что под смыслом каждой вещи всегда
должно подразумеваться назначение и
действительная пригодность данной вещи для
достижения такой цели, которая имеет безусловное
и общее для всех значение и к которому поэтому
надо стремиться.
Вопрос
о смысле жизни совпадает с вопросом о цели жизни.
Спрашивать, в чем состоит смысл жизни, то же самое,
что спрашивать, какова ценная цель жизни - такая
цель, которая была бы абсолютно ценной, так как
относительно ценные цели ценны не сами по себе, а
лишь в зависимости от ценности той верховной,
абсолютной цели, для которой они служат лишь
средствами. Поэтому, когда спрашивают о смысле и
цели жизни, то этим вопросом уже наполовину
предрешают ответ, так как в самом понятии "смысл
жизни" уже заключается утверждение, что
окончательная цель жизни должна быть
безусловной и общей для всех, значит - абсолютно
ценной. Таким образом, понятие смысла жизни
состоит в том, чтобы наша жизнь была направлена и
служила действительным средством для достижения
главной ценной цели, стремление к которой было бы
обязательно не ради других целей, для которых она
служила бы средством, а ради ее самой. Существует
железный закон бытия: цель, осмысливающая данную
вещь, находится не в ней самой, а вне ее.
Доказательством этого возьмем примеры из нашей с
вами жизни. Например, цель, осмысливающая всякое
научное исследование, находится не в нем самом,
не в исследовании ради исследования, а в тех
истинах, которые открываются этим исследованием.
Цель, осмысливающая преподавание и воспитание,
находится не в них самих, а в их плодах. Цель,
осмысливающая любую работу, находится не в ней
самой, а в ее результатах. Все это - и научное
исследование, и преподавание, и воспитание, и
всякая любая работа или вещь - все это только
средства для достижения намеченной цели. А
всякое средство есть то, что приводит к чему-нибудь
другому, и это другое называется целью. Поэтому,
если какая-нибудь вещь, в том числе и жизнь,
служит или должна служить средством для какой-нибудь
цели, то эта цель находится не в самой вещи, а вне
ее, и должна быть чем-то другим, чем эта вещь.
Значит и смысл жизни состоит в назначении и
действительной пригодности жизни для
осуществления такой цели, которая лежит вне
жизни какого бы то ни было человека.
Верить
в смысл жизни - значит верить, что наша жизнь есть
путь, ведущий нас к абсолютной цели, лежащей вне
нашей жизни, осуществляющейся через посредство
жизни. А так как, говоря о жизни, мы имеем в виду
земное существование человека, то значит цель,
осмысливающая земное существование человека,
лежит вне этого существования. Так нам говорит о
смысле и цели жизни человеческий разум. Однако, в
понимании абсолютной и конечной ценности, к
которой должен стремиться человек при
осуществлении цели своей жизни, среди людей
господствуют такие противоречивые суждения и
такие спорные утверждения, что разум
человеческий сам по себе уже не в силах
справиться с этими противоречиями. И здесь
решающее слово принадлежит нравственно-духовной
сущности человека, его душе, его сердцу, его воле
и его действованию. Как часто не разум, а добрая
или злая воля человека определяют для него смысл
и цель его жизни. Как часто не жизнь и поступки
человека подчиняются конечной цели его
существования, а наоборот - цель и смысл
подгоняются человеком для оправдания и
прикрытия его образа действия, его поступков.
В таком
случае жизнь человека, его земное существование
превращается из средства в самодовлеющую цель, в
жизнь для жизни. И тогда человек стремится взять
от жизни все, что только сможет, насладиться ею во
всей полноте, потому что земное существование и
все, что оно может дать, - это предел мечты и
конечная его цель. Примером такого отношения к
жизни, к ее смыслу и цели, является безумный богач,
притчу о котором рассказал Господь наш Иисус
Христос. Этот человек говорил себе: "Много
добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь,
пей, веселись". Но Бог сказал ему: ""Безумный!
в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же
достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем,
- заключает притчу Господь, - кто собирает
сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12,
19-21). Значит, смысл и цель нашей земной жизни,
согласно учению Господа, состоит в том, чтобы "в
Бога богатеть", т. е. чтобы накапливать,
собирать, развивать и совершенствовать в себе
все то, что Божие, что приближает нас к Богу, что
уподобляет нас Ему. Мы созданы по образу и
подобию Божию, и цель наша заключается в
уподоблении своему Первообразу. А так как Бог -
это высочайшее и абсолютное Совершенство, Добро,
Благость, Любовь, Истина, Мудрость, Разум, то "богатеть
в Бога" значит накапливать, развивать и
совершенствовать в себе все хорошее, доброе,
разумное. Воспитывать в себе любовь ко всем и ко
всему, избегать зла и стараться уменьшить его
количество на земле. Другими словами: "в Бога
богатеть", значит, искать, прежде всего,
Царства Божия и правды Его. А "Царство Божие не
брашно и питие, но праведность и мир, и радость во
Святом Духе". Будем же и мы в вопросе о цели и
смысле жизни нашей стараться всеми усилиями "в
Бога богатеть", т.е. развивать и
совершенствовать в себе и умножать на земле
правду, любовь, праведность, мир и радость в Духе
Святом. Аминь.
№ 1-3 (81-83) 2002 г. |