|
Митрополит Солнечногорский Сергий,
Управляющий делами Московской Патриархии:
Будем различать добрые и
злые персонажи
Если углубиться в историю
России, вспомним Петра Великого, который ввел у
нас празднование Нового года 1 января, как в
Европе. Позаимствовав, так сказать, у Запада
Рождественскую елку, Петр на этом остановился - и
мы должны его дело продолжить, завершить. С Новым
годом на Западе связан Санта-Клаус - это
Святитель Николай, почитаемый и на Западе, и в
Православной Церкви. Почему-то он у нас не
связывается с елкой, подарками - хотя на Западе
Санта-Клауса все знают и любят.
Глава Великоустюгской
районной администрации Михаил Вениаминович
Дедков говорил: нужно подтвердить православные
корни Деда Мороза. В трех деревнях района, где
были Никольские церкви, торжественно празднуют
православный день Святителя Николая. Значит,
есть свои корни у почитания Святителя Николая и
на родине Деда Мороза. Возможно, это удастся
соединить? Ведь этот святой несет людям добро,
милосердие и вполне может послужить как бы
прообразом Деда Мороза.
Можно, конечно, говорить, что
Дед Мороз - это собирательный образ русских
святых. В частности, можно вспомнить о святом
праведном Прокопии Устюжском, и о Феодосии
Тотемском, и о преподобном Сергии Радонежском...
Все добро, которое живо в душе русского народа,
которое хранило его память, оно воплотилось в
образе Деда Мороза.
Я думаю, что совершенно
неправильно возражать против идеи Деда Мороза,
сравнивая его с Бабой Ягой. Сказочные персонажи
выполняют разные функции в жизни людей и влияют
на душу человека - может быть, влияние это незримо,
но оно есть. Сейчас, говоря языком политиков,
активно лоббируют образ Бабы Яги. Но, как её ни
защищай, это, в общем-то, злая сторона сказки, это
воплощение злого начала, сатанинского. Во всех
сказках добрые герои с ней борются. А Дед Мороз -
это добрый персонаж, каждого из нас на нем
воспитывали в детстве. И нужно помнить об этом,
нужно различать персонажи добрые и злые.
Мне кажется, что нужно
работать с людьми и разъяснять им, что образ Деда
Мороза - это нормальное развитие нашей духовной
традиции, не церковной, а светской духовной
традиции. Думаю, что наши священнослужители, в
том числе и Вологодской епархии, могли бы
разъяснить эту ситуацию и помочь как-то
возродиться этой традиции. Зародилась, она,
наверное, как политическая ситуация; но сделайте
из нее действительно народную, и это
экономически помогло бы Великому Устюгу в его
развитии.
Из выступления в Великом
Устюге 11 ноября 2000 года
на «круглом столе», посвященном 2000-летию
Рождества Христова
№11-12(79-80) 2001 |