|
Собор или картинная галерея?
К В.Е.Позгалеву,
вологодскому губернатору, обратились члены
Российского комитета Международного совета
музеев (ИКОМ России) во главе с И.Антоновой,
директором Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, с
просьбой не передавать Вологодской епархии
Воскресенский собор. Эту просьбу поддержал
межмузейный совет Вологодской области, считая,
что в случае передачи собора “в худшую сторону
изменится вся культурная атмосфера Вологды”.
Оба этих документа были опубликованы в местной
прессе.
Воскресенский кафедральный
собор был частью Архиерейского подворья (нынче
его чаще называют Вологодским кремлем), в нем
совершался монашеский постриг святителя Игнатия
(Брянчанинова). Руководство области дважды
подтверждало договоренность по вопросу передачи
собора епархии. Ждали переезда в новое здание
Центробанка, располагавшегося на Кремлевской
площади напротив Воскресенского собора, чтобы
перевезти в освободившееся здание галерею, а
собор возвратить исконным хозяевам — Русской
Православной Церкви. Центробанк выстроил себе
новое здание, а галерея выезжать не торопится.
За лето в областных газетах
появилось несколько публикаций, авторы которых
(среди них — художник В.Корбаков, директор
картинной галереи В.Воропанов и другие) пытаются
доказать, что собор необходимо оставить галерее
— “так исторически сложилось”. Читателей
пугают тем, что, заняв здание Воскресенского
собора, епархия потребует себе и другие
помещения Архиерейского подворья, в которых
сейчас располагается музей-заповедник.
Но эти утверждения ни на чем
не основаны. Известный русский писатель В.Белов,
художник В.Страхов, историк А.Камкин и другие
видные вологжане выступили с открытым письмом,
разъясняющим истинное положение вещей. В.Страхов
и В.Белов обратились в областную газету “Красный
Север” и с отдельными публикациями: В.Страхов,
член-корреспондент Российской академии
художеств, призвал галерейщиков не
препятствовать возвращению собора Церкви, а силы
приложить к возведению современного здания для
галереи — удобного, вместительного, специально
оборудованного. В.Белов, размышляя над ситуацией,
пришел к выводу, что она вполне вписывается в
сегодняшнюю эпоху, характерную “во-первых,
изгоном именно великой русской культуры,
во-вторых, вечным бюджетным безденежьем,
в-третьих, окончательным падением нравов в
искусстве и в жизни”.
Окончательно ли пали
вологодские нравы — покажет то, как власти
разрешат историю с собором. Найдут ли в себе силы
выполнить обещанное или не смогут
воспротивиться сторонникам изгнания из храма
Божия тех, кто его строил и кому он по праву
принадлежит?
“Православная Вологда”
(пресс-служба епархиальной комиссии по
информационной
и издательской деятельности)
№ 9-10 (77-78), 2001 |