|
Епископ Вологодский и
Великоустюжский Максимилиан:
“Мы должны быть союзниками, а не противниками”
Без духовного
обновления, без Бога, без исполнения Его
заповедей
никакое знание и умение, никакая сила и никакая
власть не принесут человеку подлинного счастья,
полноты и гармонии бытия.
Святейший Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II
Публикации
“Раздоры вокруг собора” (“ВН” № 23) и “Нам нужна
картинная галерея” (“ВН” № 26) меня удивили и
огорчили. В них вопрос о целесообразности
возвращения Воскресенского собора Русской
Православной Церкви ставится таким образом, что
это в конечном итоге может привести к нарушению
мирных отношений, которые сложились между
Вологодской епархией и департаментом культуры
Вологодской области.
Для подтверждения этой
мысли сделаю анализ лишь некоторых заявлений
авторов публикации “Раздоры вокруг собора”.
Почему-то они свои имена не назвали, а
подписались “Межмузейный совет Вологодской
области”, персональный состав которого
подавляющему большинству вологжан неизвестен.
Публикация начинается такими словами:
“Администрация области всегда шла навстречу
Церкви и решала все возникаемые (так в тексте)
проблемы в ее пользу”. Это заявление не
соответствует действительности. По распоряжению
Президента России Б.Н.Ельцина от 23 апреля 1993 года
был составлен список храмовых зданий и иных
учреждений, которые Вологодская епархия просила
вернуть Церкви. Список был согласован епархией с
руководством департамента культуры, хотя эти
вопросы епархия могла бы решить самостоятельно.
По взаимной договоренности из списка были
исключены некоторые монастыри и храмы, которые
епархия желала бы вернуть. Прошло уже восемь лет,
но Русской Православной Церкви не возвращено и
половины объектов, которые перечислены в списке.
Как видим, администрация не всегда шла навстречу
Церкви, как утверждает межмузейный совет, и мир
сохраняется по иной причине.
В публикации указано:
“Воскресенский собор неожиданно оказался на
пересечении интересов сфер культуры и епархии”.
Здесь интересны три момента. Во-первых, как уже
сказано, список был согласован с департаментом
культуры еще восемь лет назад, и в этом списке
фигурирует Воскресенский собор — почему же
проблема возвращения Воскресенского собора
Русской Православной Церкви “неожиданно”
появляется в поле интересов межмузейного совета?
Интересы Вологодской епархии за восемь лет не
изменились. Как она испрашивала вернуть
Воскресенский собор, так и продолжает уже восемь
лет испрашивать. И руководство области в течение
восьми лет выражало согласие с необходимостью
возвращения Воскресенского собора Русской
Православной Церкви.
Если культура не изменила
своему первоначальному предназначению, остается
предположить, что изменились чьи-то личные
интересы, которые для придания им весомости
пытаются выдать за интересы культуры.
Во-вторых, говоря о
пересечении интересов культуры и епархии, члены
межмузейного совета противопоставляют интересы
культуры и Церкви. Это мне кажется неверным.
Латинское слово cultura (возделывание, обработка)
происходит от слова cultus — “почитание”,
“поклонение”. Это указывает на то, что
современная культура имеет религиозные корни.
Именно корни питают дерево и держат его. Почему
же вдруг межмузейный совет противопоставляет
корни, которые держат и питают дерево, самому
дереву? Такое противопоставление никому не
послужит на пользу.
В-третьих, интересы Церкви и
культуры в принципе не должны пересекаться и
противопоставляться, ибо цели у них довольно
схожие. Семантика слова “культура” указывает не
только на религиозные корни, но и на
воспитательное значение для человека. И Церковь,
и культура должны бороться с пороком и
безнравственностью, должны пробуждать и
взращивать в людях добродетели. Должны
заботиться о сохранении и преображении
окружающего мира. Их интересы могут
пересекаться, то есть не совпадать, если только
культура изменит свою первоначальную задачу и
вместо насаждения добра и нравственности в
сердца людей начнет насаждать зло и пороки. Тогда
культура станет античеловечной и превратится в
антикультуру, и только в этом случае Церковь
будет противостоять ей и их интересы
пересекутся.
Можно было бы и дальше
проводить анализ этих эмоциональных публикаций,
но мы не ставим перед собой таких целей. Надо
строить взаимоотношения не на основе обвинений и
претензий, а на основе доброй воли двух сторон, не
создавая, а всячески избегая напряжений и
конфликтов. Я глубоко убежден в том, что Церковь и
культура должны действовать сообща. Почему?
Потому что глобальный кризис, поразивший
современную цивилизацию, является в первую
очередь кризисом духа, кризисом нравственности.
Чтобы преодолеть этот кризис, необходимо
сохранять самые важные духовные и нравственные
ценности, от которых в конечном итоге зависит
судьба и нашего государства. Церковь и культура
занимаются нравственным, духовным воспитанием
людей. Они должны помогать людям в преодолении
кризиса духа. В Основах Социальной концепции
Русской Православной Церкви сказано: “Церковь
напоминает людям культуры, что их призвание —
возделывать души людей, в том числе и
собственные, восстанавливая искаженный грехом
образ Божий”. В настоящее время, как сказал
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II: “Против нашего народа ведется хорошо
спланированная бескровная война, имеющая целью
его уничтожить, война, направленная на
уничтожение нравственных идеалов и насаждение
безнравственности”. Идет война, истинные
духовные ценности подменяются ложными, и в это
судьбоносное время кто-то пытается развязать
войну между Церковью и культурой, ослабить их. А
ведь они призваны противостоять духовной
агрессии против нашего народа, духовного
растления и, как следствие этого, физическому
вырождению и уничтожению государства.
В деле нравственного
воспитания человека религия играла, играет и
всегда будет играть огромную роль. Во многом
из-за отрицания религиозной аргументации наше
общество потеряло нравственные ориентиры. В
советский период существовало нравственное
воспитание. Для достижения результатов
использовались идеологические аргументы. В этом
была слабость нравственного воспитания. Рухнул
базис — идеология, рухнула и надстройка —
нравственность. Религия же не может рухнуть, так
как она основывается не на временных, не на
земных ценностях, а на вечных, духовных,
непреходящих. Вот почему нравственные аргументы,
которые имеют религиозную основу, чрезвычайно
сильны, и надо опираться на них.
Возвращение Воскресенского
собора может стать актом покаяния за грех
богоотступничества и те беды и трагедии, которые
пережила Русская Православная Церковь в XX веке,
актом восстановления исторической памяти, актом
преемственности исторических судеб на нашей
земле, актом надежды на возвращение к лучшим
традициям нашей истории. Если мы стремимся не к
удовлетворению своих корпоративных интересов,
не желаем конфликтов, а желаем реальных
изменений в нашем обществе к лучшему, мы должны
встать выше своих профессиональных амбиций,
должны стремиться укреплять не свои, а
государственные позиции. Только совместными
усилиями, направленными на духовное возрождение
нашего общества, мы сможем преодолеть кризис
духа, и тогда будут преодолены и другие виды
кризисов, поразившие наше общество. Мы должны
быть союзниками, а не противниками!
№ 9-10 (77-78) 2001 |