|
В местах священных
Не много сохранилось до
нашего времени материальных следов деятельной
жизни преподобного Агапита Маркушевского,
подвизавшегося и убиенного в наших краях в конце
XVI в.
В фондах Тотемского
музейного объединения хранятся два храмозданных
деревянных креста с памятным текстом о начале
строительства монастыря, да еще документы,
касающиеся его хозяйственной деятельности. Тем
ценнее для нас воспоминания паломников,
посетивших в 1905 г. святые места (см: Следников Н. В
местах священных по воспоминаниям о преподобном
Агапите Маркушевском. Вологодские епархиальные
ведомости, 1905, № 17. Прибавления).
Путешествие они начали с
деревни Каликино, обитатели которой,
подстрекаемые неким Богдашкой Ляховым, убили
преподобного Агапита и двух сопровождавших его
послушников, когда он возвращался с
принадлежащей монастырю мельницы на р. Ломе.
Рядом — два храма Заборского
Царево-Константиновского прихода. (По
свидетельству здешнего старожила и знатока
истории родного края А. Юшманова Николаевская
каменная церковь этого прихода была
окончательно разрушена в 1955 г.) Неподалеку нашли
старое русло Уфтюги — наиболее вероятное место
убийства. Священник названного прихода имел
намерение ходатайствовать об устройстве часовни
на месте обретения мощей (годами ранее этот
вопрос ставил волостной старшина — житель дер.
Каликино), однако по каким-то причинам она так и
не была устроена.
Далее путь лежал через с.
Ромашево и Тарногский (тогда — Шевденицкий)
Городок на Маркушу. Сильное впечатление на
путников произвели деревянные, темные, довольно
высокие стены бывшего монастыря, уже в начале
прошлого века бывшие большой редкостью. За
стенами — высокий каменный храм, перед ним —
обширная площадь, остатки брёвен разобранной
около 1900 г. деревянной церкви, построенной при
игумене Вассиане в 1757г., незадолго до закрытия
обители. Часовня, поставленная
священномучеником сразу по приходе на Маркушу,
благоговейно заключена в часовню-футляр (таким
же образом доныне сохраняется часовня постройки
основателя Кирилло-Белозерского монастыря).
Другая часовня была поставлена в 1864 г. на месте
убийства местночтимого игумена Кесария.
Упоминают паломники и довольно ветхий памятник
на месте престола первоначального Никольского
храма.
Внутри храма Благовещения
Пресвятой Богородицы главная святыня —
чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца
(Великорецкого), который, согласно житию святого
Агапита, и указал ему путь в эти места. Был он
немного более четверти аршина (по другим данным,
размер иконы был 6х4 вершка, или примерно 27х18
сантиметров), прекрасного старинного письма
(“видно, не коснулась его невежественная рука”),
в хорошей ризе с эмалевыми украшениями и золотой
цатой (подвесками).
Конечно, многое из
увиденного паломниками начала прошлого века нам
уже никогда не увидеть. Бревна монастырских стен
в 1930-е годы пошли на постройку свинарника. В
Благовещенской церкви после ее закрытия в 1930 г.
размещался склад, в 1936 г. она была
переоборудована под клуб, затем — снова под
склад, пока, наконец, не была полностью разрушена
на рубеже 1950-х - 1960-х годов. Однако не исключено,
что письменные источники, упоминаемые в
дореволюционных изданиях — старинное житие
священномученика Агапита, тетрадь с записями о
чудесах от образа Святителя Николая
Великорецкого — сохранились в неизвестности до
нашего времени. Неясна и судьба самого
чудотворного образа после закрытия
Благовещенской церкви.
Православные христиане
Нюксеницы, где начинается строительство храма во
имя Агапита Маркушевского, а также все, кому
дорога история родного края, с благодарностью
примут любую информацию об утерянных, но, может
быть, ещё не утраченных святынях.
Владимир Иванович
КОРДЮКОВ
№ 9-10 (77-78), 2001 |