|
ОТВЕТ НА ПУБЛИКАЦИЮ
ОДНА БАБУШКА СКАЗАЛА...
В газете "Русский Север" от 11
августа 2000 года было опубликовано письмо некоего
Михаила Северова из Кирилловского района под
названием "ОСТАНОВИТЕ МАТУШКУ". И речь в ней
идет вроде бы о проблемах церковных, и слова
проскакивают из церковного языка. Но все письмо
пропитано таким духом неприязни и полуправды,
что становится понятным, почему эти искатели
правды в церковных проблемах обращаются не в
епархиальное управление и не в православную
газету: там бы такое печатать, не проверив, не
стали.
И сейчас я хочу обратиться к тем
людям, которые или читали эту публикацию, или еще
прочтут ее. Давайте вместе с вами остановимся на
некоторых местах этого письма. Цитирую: "С
появлением матушки Евфалии из нашего храма ушла
благодать, - поведала мне одна старушка и
рассказала одну историю, которую иначе как
вероломной не назовешь". Это ложь, выдуманная
автором письма, спрятавшимся за спину безымянной
бабушки. И говорившим такое или слышавшим что-то
подобное, надо знать, что Божественная благодать,
всегда немощная врачующая и оскудевающая
восполняющая, принадлежит Подателю всех благ -
Господу; она всегда пребывает в Церкви Христовой
и во всем мире Его и явно действует в Таинствах,
совершаемых в храмах Православной Церкви.
В письме М.Северова говорится:
"Удивительно, но "боголюбивая" монахиня
нашла самую действенную поддержку Вологодской
епархии". В этой фразе почти все правда. Но
автор, верный духу своей вероломной истории, и
эту правду испортил, удивившись ею. А
удивительного здесь ничего нет. Матушка Евфалия
переведена в Вологодскую епархию из
Красногорского монастыря Черкасской епархии по
просьбе управляющего Вологодской епархией
епископа Максимилиана, именно для
восстановления Горицкой женской обители. Почти 20
лет монашества, настоящее, а не книжное знание
монастырской жизни и монастырских проблем и
умение решать эти проблемы и являются причиной
этой самой действенной поддержки.
Цитирую: "Мне могут возразить, что
матушка Евфалия отличается большим рвением, что
за короткий период возведено немало построек.
Как будто так, хотя и здесь есть одна очень
любопытная деталь. В старые добрые времена
строительство монастырей начинали с возведения
храмов, нимало не заботясь о своих земных благах.
В Горицком же монастыре происходит сейчас все
наоборот: в старинных храмах продолжает
оставаться "мерзость запустения", а
восстанавливаются лишь жилье и вспомогательные
помещения".
И здесь опять неправда! Этот род лжи
называется еще ханжеством. Да будет известно
читающим, что в Покровском храме бывшего
больничного корпуса монастыря идут
реставрационные работы. И к концу текущего года
мы собираемся там совершать богослужения. Еще на
территории монастыря находятся два собора:
Воскресенский собор, главный храм монастыря,
принадлежит музею, а в Троицком соборе до сих пор
находится действующий Дом культуры. Возведение
храмов и даже восстановление их происходит не по
"щучьему веленью", а годами. Чтобы строить,
надо где-то жить, потому строительство и
начиналось с жилья. Ставить это в вину монастырю
странно, мы же на Севере живем и под телегой, как
цыгане, ночевать неудобно.
"Спаси это место, и душа твоя тоже
спасется", - как говорится в статье, эти слова
сказал "какой-то внутренний голос" одной из
женщин, стараниями которых возрождался храм. А
теперь они уже от этого храма "отставлены".
Из святоотеческой литературы мы
знаем множество случаев, когда ищущим спасения
милосердие Божие указывало места, где бы им
спастись. Будущие преподобные приводились в эти
места или видениями этих мест, или светом,
исходившим из этих мест, или над такими местами
находили иконы, висящие в воздухе, или другими
чудными способами. И потом там строились обители,
храмы и спасалось множество людей. Так было с
преподобным Кириллом Белоезерским, с
преподобным Александром Свирским и многими
другими. Ибо "Господня земля и исполнение
ея". "Не нам, Господи, не нам - но имени Твоему
даждь славу!" Наша ли это мера - спасать места?
Не потому ли и перестают ходить такие люди в храм,
что причисляют себя не к спасаемым, а спасателям?
Отсюда обиды, желание устанавливать свои порядки
в Церкви, то есть там, где все давным-давно
установлено. И если эти порядки устанавливать не
дают, то и церковь уже не нужна. О трудах же наших,
какими бы великими они нам ни казались, так
говорит Господь: "Когда исполните все,
поведенное вам, говорите: "Мы рабы, ничего не
стоющие, потому что сделали, что должны были
сделать" (Лк. 17,10).
Добрых людей знают и помнят. А если и
забудут их люди, то Бог не забудет их - если эти
труды делаются без условий, для Бога. Каждый год в
монастырь приезжают из Петербурга супруги
Герман Николаевич и Мария Петровна Кузнецовы.
Они начинали восстанавливать Введенский храм,
они и сейчас не оставляют его и все лето работают
в храме и монастыре. В день их отъезда сестры
пропели им "Многая лета!", и когда прощались,
то у остающихся и у уезжающих от волнения на
глазах выступали слезы.
Цитирую дальше: "Живут в маленьком
домике при церкви двое пенсионеров. Давно живут,
уже несколько лет. По мере сил даже помогают:
уборка территории, заготовка и носка дров,
очистка от снега - все на них. Они выполняют эти
"обязанности" даже с радостью, не прося
никакой платы, не ожидая людской благодарности, а
лишь уповая на то, что "бескорыстный труд тоже
молитва".
И в этом отрывочке письма правда
перемешана с вымыслом. Если вымысел убрать, то
получится другая история.
Действительно, живут в маленьком
домике, принадлежавшем храму и вместе с храмом -
монастырю, люди, к храму и монастырю никакого
отношения не имеющие. И помощи от них храму
никакой нет. Давно нет, уже несколько лет. Да и та
помощь, что была, оказывалась небескорыстно.
Теперь скажите мне, большая ли
разница между разбойником, с криком и руганью
отбирающим кошелек у прохожего, и человеком,
потихоньку стащившим кошелек у своего соседа и
спокойно проедающим его содержимое? Небольшая.
В семнадцатом году
комиссары-безбожники, выдумав свои законы,
оправдывающие их беззаконие, врывались в
монастыри и храмы и при помощи штыков и прикладов
отнимали у Церкви все, что хотели. И сами храмы,
монастыри и церковные постройки использовали
для своих нужд. Этот разбой продолжался так
долго, что многие люди привыкли к нему и
перестали замечать, что и сами становятся тихими
участниками этого разбоя. Только сейчас уже не
размахивают винтовкой, а тихо-мирно вселяются в
церковные дома, ставят в паспорте штампик и
говорят: "Было ваше, стало наше". Здесь
только метод захвата разный, но суть остается та
же. Можно обсуждать, как и куда переселять людей,
но что освобождать церковный дом надо, - об этом
нечего и говорить.
Цитирую: "Ведь даже клуб с
территории монастыря изгоняют или, лучше
сказать, совсем закрывают, ибо другого помещения
под клуб еще нет, и когда будет - неизвестно.
Однако Вологда неумолима, шлет в сельсовет
грозное предписание: "если не выселите клуб -
перестанем вас финансировать".
Обратите внимание на то, как автор,
словно фокусник, делает одну и ту же карту то
красной, то черной - как ему захочется. То он
сожалел, что в старинных храмах монастыря
пребывает "мерзость, запустение", а сейчас
сетует на то, что монастырь пытается эту
"мерзость" из храма выселить. Место ли Дому
культуры в Троицком соборе действующего
женского монастыря? Нормальному человеку
понятно, что храм Божий - не место для дискотек и
эротики, и алтарь - не сцена.
Троицкий собор, а ныне Дом культуры,
расположен совсем рядом с величественным
Воскресенским собором, некогда главным храмом
монастыря. И молодые люди, набравшись
"культуры" в Доме культуры, идут справлять
нужду под своды Воскресенского собора.
Страшны плоды отступничества. Если в
душе нет сознания святыни, в ней утверждается
мерзость запустения. Пока в храмах вместо
херувимской песни будет звучать сатанинский рок,
пока монастыри будут принадлежать не монахам,
пока перед святыми иконами вместо горящих лампад
и горящих сердец будет стоять гид с указкой, наши
дети будут гадить в храмах и будут нести
осуждение за это всю свою жизнь.
Обращусь к читателям с
предостережением: всегда очень осторожно
относитесь ко всем печатным и непечатным
нападкам на нашу Церковь. Не соблазняйтесь
красивыми словами. Помните, кто является главой
Церкви Христовой. Помните, что мир во главе с
князем мира сего всегда нападал на Церковь и
вредил ей, где только мог. Он и сейчас не
оставляет этих нападок, и дальше будет делать то
же. Мир - лжец. Искатели правды в делах Церкви,
обращающиеся за помощью к миру, оказываются,
скорее, не искателями правды, а исказителями ее.
Слова похожие, но между ними великая пропасть. Не
верьте этим исказителям!
Цитирую: "Уж если захочет чего
сделать матушка Евфалия, то непременно добьется.
Церковь ли отобрать, стариков ли выселить, клуб
ли закрыть - все в ее власти. При этом она всерьез
думает, что все ей что-то должны и обязаны...".
Ну, о храмах, клубах и стариках мы уже
говорили, и теперь нас на этой мякине не
проведешь. О том же, что матушка все может
сделать, и о том, что все ей обязаны, сказано
хорошо. И слава Богу, что это так. За 4 года матушка
Евфалия со своими послушницами сделала очень
много. И не только своей силою делает это матушка;
она делает эту непростую работу силою
архиерейского благословения и помощью наших
небесных заступников и покровителей. И матушка
правильно думает, что все ей должны и обязаны,
потому что именно так думают и многие люди,
которые встречаются с настоятельницей. Они видят
в ней человека не от мира сего - монахиню, верят
ей. И просыпается в них чувство и своей вины, вины
за своих дедов и отцов перед нашею Русскою
Церковью. В этих встречах у людей просыпается
душа, и они стараются помочь решить ее проблемы, а
многие сами предлагают свою помощь.
Я не хочу больше утруждать ваше
внимание разбором этой газетной публикации. Если
вы прочтете ее, вы сами увидите, что это
"письмо", строящее свои обвинения на таких
аргументах, как "одна бабушка сказала",
"есть мнение", "говорят" и подобных, -
похожа на ту евангельскую смоковницу, которая
приятно шелестела своими листьями, привлекала к
себе внимание и что-то обещала. Но Господь
проклял ее за то, что в этих шелестящих листьях не
нашлось плода. Смоковница эта есть образец
полуправды, которой, как листьями, покрыта вся
эта публикация. Лукавый знает, что прямая ложь
может насторожить людей, может легко быть узнана
и далеко не всеми принята. Поэтому он использует
полуправду. И красивые, жалостливые слова
полуправды для многих из тех, кто прочел эту
заметку, могут стать манящим ковром, покрывающим
трясину. Вступите на этот ковер - где вы
окажетесь!? Хотите узнать о монастыре -
приезжайте, поживите, поработайте. Хотите помочь
монастырю - помогайте, не пожалеете.
Скажите, как собрать монастырь из
развалин и как им управлять? Только немногие
читали об этом в книгах. А матушка Евфалия несет
этот груз на своих плечах, за все удачи и неудачи
в этом деле расплачиваясь своим здоровьем, своей
жизнью. Женский монастырь в Горицах есть! Он
живет и действует. И проблемы у этого монастыря
есть. Но есть кому и решать эти проблемы. Пожелаем
же настоятельнице и сестрам этого
возрождающегося монастыря терпения, сил, помощи
от всех нас, милости Божией и успехов.
Спаси их, Господи, и помилуй!
Духовник Горицкого женского
монастыря иеромонах
Венедикт (Рыжов), настоятель Введенского храма.
№ 9-10, 2000 |