|
ВОЛОГОДЧИНА
И РОССИЯ
В
Москве, в выставочном зале Патриаршего подворья
в Андреевском монастыре, где расположена
Синодальная библиотека, проходила выставка
фоторабот священнослужителей Вологодской
епархии. Большая часть фотографий сделана
епископом Вологодским и Великоустюжским
Максимилианом.
- Перед нами Вологодчина -
необыкновенно красивая и великая не только по
своим размерам земля, - говорил на открытии
протоиерей Борис Даниленко, настоятель
Патриаршего подворья. - Здесь есть места, которые
учат нас и тому, как надо воспринимать мир, и тому,
как надо относиться к ближнему. Те фотографии,
которые вы видите здесь, - напоминание о том, что
человек может соприкоснуться с великим и вечным.
В зале в тот вечер были и
представители церковной общественности, и
деловые люди, и телевидение (программа
"Русский дом"), и радио России... Очень хорошо
пел здешний хор, поддерживая удивительный
настрой, который создала выставка, - ощущение
радости от красоты Божьего мира.
Выставка обошла многие города нашей
области; ее ждут в Тотьме, других местах. Владыке
предложили показать выставку в германском
посольстве и в Издательском отделе Московской
Патриархии; было предложение показать её в одном
из подмосковных монастырей. Люди жаждут
прикоснуться к святой красоте нашего края,
которая с любовью и удивительным мастерством
запечатлена на выставке. Многие сразу
засобирались в Вологду - спрашивали, когда лучше
приехать, где остановиться...
А после вернисажа мы с Владыкой
предприняли удивительное путешествие. Как раз
исполнялся год со дня блаженной кончины
известного архиерея, митрополита Серапиона
(Фадеева). В последнее время он управлял Тульской
епархией. В то время, когда владыка Серапион был
епископом Владимирским и Суздальским, он по
договоренности с наместником Троице-Сергиевой
лавры рукополагал всех насельников лавры в
древнем храме святого града Владимира. В 1985 г.
нынешний владыка Максимилиан был рукоположен им
сначала во иеродиаконы, а потом - и в иеромонахи. С
напутствия владыки Серапиона началось его
служение Господу в священном сане.
Великодворье - село, несмотря на
название, не очень-то большое. Здесь долгое время
служил священник Петр Чельцов, прославленный
Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. как
исповедник. Отец Петр был рукоположен еще до
революции, он был редактором "Смоленских
епархиальных ведомостей", преподавателем
Смоленской духовной семинарии и духовного
училища. Об уважении к нему говорит то, что
молодого тогда священника (в 1917 г. ему
исполнилось 29 лет) избрали делегатом Поместного
Собора 1917-1918 гг.
Поразила меня тесная связь здешних
мест с Вологодскими краями. В 1927 г. о. Петр был
арестован и отправлен на Соловки. В 1929 г. его из
лагеря отправили в ссылку в г. Кадников
Вологодской области. В житии о. Петра,
составленной монахиней Александровского
монастыря, говорится, что "он работал на дому
сапожником... Среди книг отца Петра сохранились
акафисты Вологодским святым. Известно, что в это
время он бывал в Лазаревской кладбищенской
церкви г. Вологды". Наверняка о. Петр бывал и в
Ильинской церкви, что находится рядом с
Кадниковым. В 1933 г. отец Петр был арестован и
отправлен в колонию в поселок Коношу
(Архангельская область). После этого подвижника
веры Христовой арестовывали, ссылали, снова
арестовывали... С 1955 г. отец Петр - в Пятницком
храме. Здесь его узнали как горячего
молитвенника, твердого в вере, богословски
образованного (владыка Онисим, управлявший
Владимирской епархией, не раз советовался с о.
Петром по богословским вопросам).
Здесь жили также и валаамские старцы,
и схимонахини. Обустроенная о. Петром церковь -
небольшая, но необыкновенно ладная, очень
гармоничная. Здесь до сих пор нет электричества в
храме - свечи зажигают в паникадиле. Все в храме -
и иконы, и росписи по холсту, украшавшие храм со
времени, когда здесь служил о. Петр - очень
подходит одно к другому, и ничто не нарушает
молитвенной сосредоточенности, ничто не
отвлекает от богослужения. Люди, знавшие о. Петра,
свидетельствуют, что богослужения, совершаемые
им, были "великолепно-торжественны". К нему
приезжало множество людей - пришлось, как
говорится в житии, даже заказать потир
(богослужебную чашу) на полтора литра, так как
причащалось по 400 - 500 человек, особенно в посты. По
молитвам отца Петра исцелялись многие люди.
Связь с вологодскими краями
выражается, конечно, не только в том, что именно
на Севере отец Петр претерпел безвинные
страдания. С детства почитал отца Петра епископ
Мелхиседек (Лебедев), который управлял
Вологодской епархией. "Батюшка глубоко знал
душу человеческую, - вспоминал владыка
Мелхиседек, - умел сострадать немощам
человеческим, помогал людям бороться с грехом. Я
не встречал священника, который бы молился так
проникновенно, как отец Петр. А Божественную
Литургию он всегда совершал со слезами. Люди
чувствовали силу его молитв...".
После тяжкой болезни отец Петр
скончался в 1972 г. Матушка пережила его меньше чем
на три месяца.
И снова связь с Вологодчиной: чин
погребения отца Петра Чельцова совершил
тогдашний епископ Владимирский и Суздальский
Николай (Кутепов), ныне митрополит Нижегородский
и Арзамасский, который в начале своего
священнического пути нес служение в Казанском
храме г. Устюжны. Вскоре после кончины матушки
Марии в Великодворье приехал о. Анатолий Яковин,
который некоторое время служил в Вологде.
Здесь, в этом благодатном месте,
освященном трудами не только о. Петра Чельцова,
но и других подвижников Божиих, и завещал себя
похоронить митрополит Серапион.
Владыка Максимилиан и владыка
Кирилл, епископ Тульский и Белевский, духовное
чадо митрополита Серапиона, в сослужении
большого числа тульского и владимирского
духовенство совершили Всенощное бдение, а на
следующий день - Божественную литургию. В ней
сослужил также приехавший вечером епископ
Бакинский и Прикаспийский Александр. Три часа
богослужения прошли незаметно - таков был
молитвенный подъем, передавшийся всем, кто был в
этот вечер в храме - и здешним прихожанам, и
приезжим, среди которых особенно много было
туляков: приехали все благочинные епархии,
настоятели монастырей, семинаристы...
Чувствовалось, что благодарная память о владыке
Серапионе хранится в сердцах всех, кто встречал
его на своем пути. За Божественной литургией
несколько прочувствованных слов о доброте
владыки Серапиона, о его любви к монашеской жизни
сказал владыка Максимилиан.
И утром, и вечером в храме была
совершена панихида по митрополиту Серапиону, а
наутро, после литургии, также и лития на кладбище,
где были похоронены отец Петр и матушка Мария
Чельцовы, схимонахи и схимонахини, подвизавшиеся
у Пятницкого храма.
Храм этот построен в 1925 году на месте
сгоревшего. Позднее на нем водрузили хрустальный
крест.
Говоря о постоянной связи далеких от
наших северных краев, благодатных мест на
Владимирской земле, я хотел подчеркнуть только
постоянную и тесную связь всех мест,
облагодетельствованных трудами подвижников
Божиих. Поскольку наш край - место подвигов
многих святых, нет ничего удивительного в том,
что вся Россия так или иначе ощущает связь с
Вологодской землей.
Андрей САЛЬНИКОВ
№ 12 (68) 2000 |