|
О ПОСЛУШАНИИ СТАРЦАМ
ДУХОВНЫМ
"Божественные Писания и
слова святых отцов многочисленны, как песок
морской: неленостно исследуя их, преподаем
приходящим к нам и нуждающимся в них вопрошающим.
Правильнее же - преподаем не мы, потому что мы не
достойны этого, но преподают блаженные святые
отцы из Божественного Писания"
(преп. Нил Сорский).
Начиная разговор о послушании
старцам, постараемся следовать совету преп. Нила
и подкреплять каждую мысль ссылками на слова
святых отцов. Все приведенные здесь цитаты взяты
из замечательного творения святителя Игнатия
Брянчанинова "Приношение современному
монашеству".
О пользе послушания, о значении
духоносного наставника в руководстве на пути
спасения говорят святые отцы древности:
"Преподобный Кассиан Римлянин
говорит, что египетские отцы, между которыми
процветало монашество и приносило изумительные
духовные плоды, утверждают, что хорошо управлять
и быть управляемым свойственно мудрым, и
определяют, что это - величайший дар и благодать
Святаго Духа. Необходимое условие такого
повиновения - духоносный наставник, который бы
волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося
ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и
все страсти".
Однако святые отцы предупреждают,
что ошибка в выборе такого наставника может
очень дорого обойтись:
"Если ты хочешь отречься от мира и
научиться евангельскому житию, то не поручи себя
неискусному или страстному учителю, чтоб не
научиться вместо евангельского жития
диавольскому житию. Потому что благих учителей и
учительство благое, а злых - злое. От лукавых
семян непременно произрастают и лукавые плоды.
Всякий невидящий и обещающийся наставлять
других есть обманщик и последующих ему ввергает
в ров погибели, по слову Господа: "Слепец же
слепца аще водит, оба в яму впадут" (св. Симеон
Новый Богослов)".
Общее оскудение в монастырях дара
старческого окормления отмечается уже в первом
тысячелетии, к концу же второго тысячелетия свт.
Игнатий писал:
"Преподобный Симеон жил в десятом
столетии по Рождестве Христовом, за девять веков
до нашего времени: вот уже когда раздался голос
праведника в святой Христовой Церкви о
недостатке истинных духоносных руководителей, о
множестве лжеучителей. С течением времени более
и более оскудевали удовлетворительные
наставники монашества: тогда святые отцы начали
более и более предлагать руководство Священным
Писанием и писаниями отеческими".
И еще: "То, что сказано об
отшельничестве и затворе, должно сказать и о
послушании старцам в том виде, в каком оно было у
древнего монашества: такое послушание не дано
нашему времени".
Свт. Игнатий считает, что даже в
монашеской среде время "жительства в
послушании у старца" должно смениться
"жительством по совету":
"Наше современное иноческое
жительство по Писанию и совету отцов и братий
освящено примером главы монашества,
преподобного Антония Великого. Он не был в
послушании у старца, но в новоначалии своем жил
отдельно и заимствовал наставления из Писания и
от разных отцов и братий: у одного научался он
воздержанию, у другого кротости, терпению,
смирению, у иного строгой бдительности над собою,
безмолвию, стараясь усвоить в себе добродетель
каждого добродетельного инока, всем оказывая по
возможности послушание, смиряясь перед всеми и
молясь Богу непрестанно. Поступай и ты,
новоначальный, таким образом!"
Могут возразить: "А как же
современные святителю Игнатию Оптинские старцы,
к которым ездила вся Россия?"
В этом примере очень важными
представляются два обстоятельства. Первое -
старцы появились в монастыре с очень высокой
духовной жизнью. Второе - никто из них не
присваивал себе этой чести, никто не
провозглашал себя старцем, но был призываем
своим предшественником в этом духовном делании.
Старец Леонид воспитал старца Макария, Макарий -
Амвросия и т.д. Только такой способ действий - с
посвящением и благословением - можно считать
истинно церковным: "И никто сам собою не
приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и
Аарон" (Евр. 5, 4).
В наше время желание обрести
духовного наставника, которому можно всецело
довериться, столь же естественно, как и во
времена прошедшие. Мечту о нем подогревают и
книги о монастырской жизни. Прислушаемся, однако,
к предостережению святителя Игнатия:
"Книги святых отцов о монашеской
жизни должно читать с большою осмотрительностию.
Замечено, что новоначальный инок никак не может
применить книги к своему положению, но
непременно увлекается направлением книги. Если
книга преподает советы о безмолвии и показывает
обилие духовных плодов, собираемых в глубокой
пустыне, то в новоначальном непременно явится
сильнейшее желание удалиться в уединение, в
безлюдную пустыню. Если книга говорит о
безусловном послушании под руководством
духоносного отца, то в новоначальном непременно
явится желание строжайшего жительства в полном
повиновении старцу. Бог не дал нашему времени ни
того, ни другого из этих жительств".
Спросим себя, если этого не сыскать
сейчас в монастыре, то как надеяться найти это в
миру? Однако немалое количество церковных женщин
занято поиском современных старцев и время от
времени "посвящают" кого-то из известных или
не известных им людей в старческое
"достоинство". Гордость и самомнение
направляют им навстречу кандидатов на такое
самочинное посвящение:
"Действующий из себя, действует
для тщеславия, приносит и себя и послушающих его
в жертву сатане...".
Таких претендентов, возможно, по
незнанию, не страшат предупреждения святых
людей:
"Те старцы, которые принимают на
себя роль (употребим это неприятное слово,
принадлежащее языческому миру, чтобы точнее
объяснить дело, которое в сущности не что иное,
как душепагубное актерство и печальнейшая
комедия) старцы, которые принимают на себя роль
древних святых старцев, не имея их духовных
дарований, да ведают, что самое их намерение,
самые мысли и понятия их о великом иноческом
делании - послушании суть ложные, что самый их
образ мыслей, их разум, их знание суть
самообольщение и бесовская прелесть, которая не
может не дать соответствующего себе плода в
наставляемом ими... Страшное дело - принять, по
самомнению и самовольно, на себя обязанности,
которые можно исполнять только по велению
Святаго Духа и действием Духа; страшное дело -
представлять себя сосудом Святаго Духа, между
тем, как общение с сатаною еще не расторгнуто, и
сосуд не престает оскверняться действием сатаны!
Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно
оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом,
богохульно".
Признаки таких самозванцев вполне
ясные: они позволяют считать себя старцами и сами
так себя называют; они говорят о своих духовных
дарованиях (ведение сокрытого, слышание
откровений); они примешивают к церковному учению
суеверия и собственные домыслы; наконец, они
требуют безусловного подчинения себе. То есть
они делают все то, что свидетельствует о
гордости, о прелести и что никогда не сделают
подлинно духоносные христиане.
Рассказывают, как одного
прославившегося высотою своей жизни
архимандрита собеседник назвал старцем. Батюшка
ужасно смутился, замахал руками и торопливо
проговорил: "Нет! Нет! Не старец! Не старец!..
Старичок...". Рассказ очень поучительный.
А вот что пишет свт. Игнатий о
признаках подлинной духовности:
"Охранимся от великого бедствия -
превратить легковерного новоначального из раба
Божия в раба человеческого... Скромные отношения
советника к наставляемому... Совет не заключает в
себе условие непременно исполнять его: он может
быть исполнен и не исполнен... Отцы воспрещают
давать совет ближнему по собственному
побуждению, без вопрошения ближнего: самовольное
преподание совета есть признак сознания за собою
ведения и достоинства духовных, в чем явная
гордость и самообольщение".
Намерение писать о старчестве в
"Благовестнике" возникло не без причины.
Священный Синод отзывается о ложном старчестве
как об опасном искажении церковной жизни. Все,
что здесь сказано о женской мечтательности и о
старческом самозванстве, имеет место в
Вологодских пределах. "Старцы", не живущие в
монастыре и даже не достигшие зрелого возраста,
посвящают людей в общины своих почитателей, учат
их всевозможным суевериям ( например, уничтожать
свои медицинские полисы) и наносят темы немалый
вред. Их признаки здесь перечислены, "Кто имеет
уши слышать, да слышит" (Мф. 11, 15).
Протоиерей ВАСИЛИЙ ПАВЛОВ |