|
О Рождестве
Христовом
"Бог стал человеком, чтобы
человек стал Богом". Слова эти могут
показаться излишне смелыми и даже гордыми. Но они
сказаны святым человеком, признанным учителем
Церкви - святителем Афанасием Великим.
Как их истолковать? Попробуем
сделать это словами другого светильника Церкви -
святого Григория чудотворца: "Бог восприемлет
мое тело, чтобы я сделался способным вместить в
себе Его Дух, - усвояет мне Свою Правду, одевается
в мое тело и дарует мне Свой Дух, чтобы я, давая и
приемля, приобрел сокровища жизни... Так как
уязвленный грехом человек стал сосудом и орудием
зла, то Христос воспринял на Себе это вместилище
греха в Свою плоть, чтобы, соединившись с телом
Творца, оно освободилось от скверн врага, и
человек облекся в тело вечное, которое не может
быть ни разрушено, ни растворено вовеки".
Итак - соединение двух природ, при
котором низшая из них получает свойства высшей. В
догмате Боговоплощения основа нашей веры, не
признающий его не может называться христианином.
Лишь с верой в Рождество Богочеловека приходит
надежда на Искупление наших грехов, на будущее
Воскресенье.
Почему Бог избрал именно такой
способ спасения человека?! Почему оставил место
сомнениям, "приняв образ раба, сделавшись
подобным человекам и по виду став как человек"
(Флп. 2, 7)?
"Подумаем, не лучше ли было бы, если
бы для устранения всякого недоумения и сомнения,
которые длятся так много лет, Иисус Христос
пришел не скромно в образе человеческом, а сошел
бы с неба в торжественном величии как Божество,
окруженное сонмом светлых, служебных духов.
Тогда, конечно, никакого бы сомнения не было, что
это действительно Божество, в чем теперь очень
многие сомневаются. Как вы об этом думаете?" -
спрашивает своих учеников безвестный русский
праведник, монах-законоучитель, описанный Н.С.
Лесковым в очерке "Кадетский монастырь". И
продолжает: "Когда я, сытый, что по моему лицу
видно, и одетый в шелк, говорю в церкви проповедь
и объясняю, что нужно терпеливо сносить холод и
голод, то я в это время читаю на лицах слушателей:
"Хорошо тебе, монах, рассуждать, когда ты в
шелку да сыт. А посмотрели бы мы, как бы ты
заговорил о терпении, если бы тебе от голода
живот к спине подвело, а от стужи все тело
посинело". И я думаю, что если бы Господь наш
пришел в славе, то и Ему отвечали бы что-нибудь в
этом роде. Сказали бы, пожалуй: "Там Тебе на
небе отлично, пришел к нам на время и учишь. Нет,
вот если бы промеж нас родился да от колыбели до
гроба претерпел, что нам теперь здесь приходится,
тогда бы другое дело". И это очень важно и
основательно, и для этого Он и сошел босой и
пробрел по земле без приюта".
Ответ не единственный и для кого-то,
возможно, небезупречный, но мне он нравится. Он
указывает на нравственную сторону Воплощения, он
напоминает, что вочеловечившийся Бог, Иисус
Христос не только научил нас пути обожения
("стать, как Бог"), но и показал этот путь
Своей жизнью.
В своем размышлении о празднике
Рождества Христова я сознательно уклонился от
описательной стороны этого события. Слов нет,
прекрасные образы тихой звездной ночи,
безгрешного младенца и склоненной над Ним
Матери-Девы, поющих Ангелов и яркой путеводной
звезды вот уже многие столетия наполняют сердца
людей и целых народов особой, Рождественской
светлой радостью и умиротворением. "Святая
ночь", особые богослужения, прекрасные
церковные тексты и песнопения. В одном из них,
главном, поется о том, что с Рождеством Христовым
в мире возсиял свет разума. И я стремился к тому,
чтобы у прочитавших эти строки верующих людей
Рождественская радость была более осознанной, а,
стало быть, и более проникновенной.
Протоиерей Василий ПАВЛОВ |