logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЕТ ХРИСТОВ

 

О Рождестве Христовом

"Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Слова эти могут показаться излишне смелыми и даже гордыми. Но они сказаны святым человеком, признанным учителем Церкви - святителем Афанасием Великим.

Как их истолковать? Попробуем сделать это словами другого светильника Церкви - святого Григория чудотворца: "Бог восприемлет мое тело, чтобы я сделался способным вместить в себе Его Дух, - усвояет мне Свою Правду, одевается в мое тело и дарует мне Свой Дух, чтобы я, давая и приемля, приобрел сокровища жизни... Так как уязвленный грехом человек стал сосудом и орудием зла, то Христос воспринял на Себе это вместилище греха в Свою плоть, чтобы, соединившись с телом Творца, оно освободилось от скверн врага, и человек облекся в тело вечное, которое не может быть ни разрушено, ни растворено вовеки".

Итак - соединение двух природ, при котором низшая из них получает свойства высшей. В догмате Боговоплощения основа нашей веры, не признающий его не может называться христианином. Лишь с верой в Рождество Богочеловека приходит надежда на Искупление наших грехов, на будущее Воскресенье.

Почему Бог избрал именно такой способ спасения человека?! Почему оставил место сомнениям, "приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Флп. 2, 7)?

"Подумаем, не лучше ли было бы, если бы для устранения всякого недоумения и сомнения, которые длятся так много лет, Иисус Христос пришел не скромно в образе человеческом, а сошел бы с неба в торжественном величии как Божество, окруженное сонмом светлых, служебных духов. Тогда, конечно, никакого бы сомнения не было, что это действительно Божество, в чем теперь очень многие сомневаются. Как вы об этом думаете?" - спрашивает своих учеников безвестный русский праведник, монах-законоучитель, описанный Н.С. Лесковым в очерке "Кадетский монастырь". И продолжает: "Когда я, сытый, что по моему лицу видно, и одетый в шелк, говорю в церкви проповедь и объясняю, что нужно терпеливо сносить холод и голод, то я в это время читаю на лицах слушателей: "Хорошо тебе, монах, рассуждать, когда ты в шелку да сыт. А посмотрели бы мы, как бы ты заговорил о терпении, если бы тебе от голода живот к спине подвело, а от стужи все тело посинело". И я думаю, что если бы Господь наш пришел в славе, то и Ему отвечали бы что-нибудь в этом роде. Сказали бы, пожалуй: "Там Тебе на небе отлично, пришел к нам на время и учишь. Нет, вот если бы промеж нас родился да от колыбели до гроба претерпел, что нам теперь здесь приходится, тогда бы другое дело". И это очень важно и основательно, и для этого Он и сошел босой и пробрел по земле без приюта".

Ответ не единственный и для кого-то, возможно, небезупречный, но мне он нравится. Он указывает на нравственную сторону Воплощения, он напоминает, что вочеловечившийся Бог, Иисус Христос не только научил нас пути обожения ("стать, как Бог"), но и показал этот путь Своей жизнью.

В своем размышлении о празднике Рождества Христова я сознательно уклонился от описательной стороны этого события. Слов нет, прекрасные образы тихой звездной ночи, безгрешного младенца и склоненной над Ним Матери-Девы, поющих Ангелов и яркой путеводной звезды вот уже многие столетия наполняют сердца людей и целых народов особой, Рождественской светлой радостью и умиротворением. "Святая ночь", особые богослужения, прекрасные церковные тексты и песнопения. В одном из них, главном, поется о том, что с Рождеством Христовым в мире возсиял свет разума. И я стремился к тому, чтобы у прочитавших эти строки верующих людей Рождественская радость была более осознанной, а, стало быть, и более проникновенной.

Протоиерей Василий ПАВЛОВ
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.