ИКОНА НЕСЕТ ЛЮДЯМ ИСТИНУ И
ЛЮБОВЬ
Беседа корреспондента
"Благовестника" А.К.Сальникова
с секретарем епархиальной комиссии по
церковному искусству и реставрации Л.А. АРМЕЕВОЙ.
- Людмила Алексеевна, есть ли
где-нибудь подобные комиссии?
- В Москве есть, причем там ее создали
позже, чем у нас. Мнение специалистов по
церковному искусству сейчас учитывается в самых
разных сферах церковной жизни. Преподавателей
иконописной школы при МДАиС пригласили в
художественный совет предприятия "Софрино".
Заведующий иконописной школой игумен Лука вошел
в состав синодальной комиссии по канонизации, он
принимает участие в разработке иконографии
новопрославленных святых.
- А в чем вы видите смысл создания
вашей комиссии? Это такая церковная
художественная цензура? Но ведь вкусы могут быть
разными...
- Вкусы - да, но церковное искусство -
не личное дело иконописца или настоятеля. Речь не
о том, чтобы все храмы были расписаны одинаково.
Речь о том, чтобы не допускать в храме того, чего
не должно быть там.
- Поэтому ваша комиссия просит
настоятелей сообщать, кто будет выполнять
художественные работы?
- Конечно, мы можем профессионально
оценить мастера, помочь найти грамотного
специалиста. Одна из главных задач нашей
комиссии - помогать настоятелям, церковным
художникам.
- В одном из сельских храмов я видел
Царские врата, которые, раскрываясь, разделяют
надвое изображенный на них символ Духа Святого...
- Подобное, к сожалению, встречается -
потому что приглашают для росписи людей, мало
знакомых с богатыми традициями церковного
искусства, не имеющих не только нужных
профессиональных навыков, но и внутренней
готовности к такому делу.
- Вы, наверное, имеете в виду, что
росписи не должны нарушать канонических правил?
- Конечно, каноны обязаны соблюдать
все, но нужно понимать, что канон - понятие очень
глубокое, он дает церковному художнику большие
возможности для творчества. Это как море - и
плавать в нем надо уметь! Что такое церковное
искусство? Это выражение благочестия. Каков
уровень благочестия в народе - таков и уровень
церковного искусства. Падение и того, и другого
началось не с 1917 года, как можно подумать, а
гораздо раньше.
- Не будем углубляться в
искусствоведческие споры, Людмила Алексеевна.
- Не будем. Приведу случай из жизни.
Как-то мы с ученицей иконописной школы побывали в
Хотьковском монастыре. Моя спутница в эту
обитель приехала впервые и внимательно
рассматривала новый пятиярусный иконостас,
резьбу, киоты. Я долго подбирала слова, чтобы
объяснить ей, чем отличаются эти иконы от многих
других современных, в том числе и вологодских,
которые внешне вполне каноничны, но своей
художественной несостоятельностью не
располагают к молитве, а, наоборот, отвлекают от
нее. Я еще не успела и слова признести, как она
сказала: "Здесь есть любовь". И я поняла, что
она увидела самое главное, к чему нужно
стремиться церковному художнику. И ведь это не
особенность иконописи, любовь - это христианское
делание, высокая обязанность любого христианина.
Только здесь любовь выражена не
словами, а гармонией красок, линий.
Вот что писала матушка Иулиания, в
миру М.Н. Соколова, известный специалист по
иконописи: "В иконе образно выражена единая,
незыблемая, общецерковная истина, и ее важно
сохранить незамутненной".
- Это сказано о древнерусской иконе?
- Конечно. Именно матушка Иулиания
многое сделала, чтобы вернуть иконе то высокое
значение, которое она имела во времена расцвета
церковной жизни.
Недавно в Московской духовной
академии торжественно отметили 100-летие со дня
рождения м. Иулиании. Была подготовлена очень
интересная выставка, устроен большой вечер - пять
часов выступали те, кто знал м. Иулианию, кто у нее
учился. Около 30 лет она вела иконописный кружок в
Московских духовных школах, и многие
священнослужители с благодарностью вспоминают
ее уроки. Очень точно сказано о М.Н. Соколовой в
предисловии к ее книге "Труд иконописца",
выпущенной уже после смерти Марии Николаевны, в
1995 г.: "Монахине Иулиании было дано сохранить и
передать преемникам и последователям живые
традиции древнерусского иконописания в один из
самых скорбных периодов в истории нашего
Отечества".
- Но вернемся к вашей комиссии. Вы
видите свою задачу в том, чтобы и в наших храмах
больше стало икон, выполненных по древнерусским
образцам?
- Может быть, проще: чтобы меньше было
икон, противоречащих канонам православной
Церкви, чтобы соответствовали они канонам не по
форме, а по духу. Чтобы несли дух любви.
№ 10-12 (54-56) 1999 |