ВОЛОГОДСКИЙ НАРОД - БОЖИЙ Беседа с настоятелем вологодского храма апостола Андрея Первозванного протоиереем Георгием Ивановым Когда я после Божественной литургии подошла к отцу Георгию договориться о беседе для газеты, он сразу спросил меня, чья прихожанка. Потом, в ходе беседы, говорю батюшке: "Вы, мне кажется, всех в приходе знаете, раз у незнакомого человека сразу интересуетесь, откуда он". - Естественно, - ответил отец Георгий. - Почти всех людей я в приходе знаю, процентов на девяносто сам называю имена причастников. Наш приход - одна семья. А шатаниям я не потворствую. Шатаются по церквам полуцерковные люди и начинающие. Сам отец Георгий прошел большую церковную школу. Родина его - село Дворцы на Псковщине, неподалеку от знаменитой Псково-Печерской обители. Вырос он в благочестивой верующей семье, брат бабушки был старостой храма. А священником решить стать еще в ранней юности. Одно время, правда, крестик не носил, в комсомол даже вступил. Но попал на Преображение Господне в храм, и, как сам признается, влюбился в службу. (Интересно, что нынешний храм о.Георгия исторически - Преображенский, в честь этого праздника был освящен главный престол, а Андреевским его стали называть, вероятно, чтобы отличать от другого соименного храма в Вологде. Вот так вся жизнь - под знаком Преображения Господня...) Понравилось подростку всё - и многолюдье, и батюшка в белоснежной ризе... Ходил в церковь, стал чтецом. Один храм был в девяти километрах, другой - в семнадцати. В школе сразу узнали, это был девятый класс. Начали на собраниях разбирать. Учительница - парторг школы - в слезы: попа воспитала. Домой приходила, хотела иконы снять. И дома будущего священника не поддержали. Мать говорит: "Позор-то какой, не выйдешь никуда, все только про тебя и говорят". Мало тогда народу ходило в церковь. Все думали, религия умирает... В то время молодежь из колхозов не отпускали, паспорта не давали. Верующего "комсомольца" припугнули, что не дадут никакой справки, чтоб не смог никуда уехать учиться. Окончив школу, он поступил в ленинградское ПТУ на токаря. А справку его мама выпросила у председателя - все же не на священника парнишка учиться будет. - Когда мать прислала мне справку, - вспоминает отец Георгий, - я получил ленинградский паспорт. Это у меня была вторая Пасха! Конечно, ПТУ я быстро забросил, год только проучился. Поехал к владыке Дамаскину в Тамбов, я с ним еще раньше познакомился, еще до того, как он стал епископом. Он направил меня в пригород, в Козьмодемьянскую церковь. Там я стал алтарничать, много читал, изучал службу, не просто кадило подавал. Потом - армия. Служил под Питером. В увольнение в церковь ходил, все больше в семинарскую, на Обводном канале. В это время владыку Дамаскина перевели в Вологду. Отслужив в армии, будущий священник Георгий Иванов поехал вслед за своим духовным наставником. - Я приехал сюда в 1975 году. По благословению Владыки алтарничал в Богородском соборе с декабря до Благовещения. Владыка говорит: женись, буду рукополагать тебя во диакона. Я съездил в Тамбов, женился, приехал уже с женой. 7-го апреля 1976 года Владыка, как и сказал, рукоположил меня во диакона, через четыре дня во священника. А еще через три дня назначил настоятелем Покровской церкви под Кирилловом. Мне всего 21 год был. Там служил старенький-престаренький священник, отец Алексий Анхимов, он еще Кирилловское духовное училище заканчивал, 1904 года рождения. Он уже почти ничего не видел, и через три месяца совсем ослеп. Пришлось только что рукоположенному священнику самому всё осваивать. К тому же предстояла Страстная Седмица - а это особенные службы... - Я собрал все богослужебные указания, - вспоминает отец Георгий. - Всю ночь сидел и слово в слово за ночь составил конспект, как службу вести. Кое-какие записи были из собора. Отслужил Страстную, Пасху - слава Богу! Вот так и пошло. О годах своего служения в Покровском храме отец Георгий говорит с большим теплом: - В храм много стало народу ходить. На праздник преподобного Кирилла 22 июня 1979 года к кресту подошло 400 человек, на Пасху - 300 к кресту подошли. За один год я повенчал 14 пар, а это был 1978 год. Придут люди на крещение. Я спрашиваю: венчанные? Нет. Пожалейте, говорю, своих детей! Божье благословение благотворно действует на жизнь до четырех поколений потомков, а гражданский брак - это только на земле, на него благословение не распространяется. Сами просили: повенчайте нас, ради Бога! Отец Георгий наладил колокольный звон над Покровским, собрал храмовые колокола со всей округи. Звонить местные власти запрещали: мешает-де нормальному отдыху советских людей... Уговаривал священник уполномоченного: уже и в Москве, и в Ленинграде звонят, а тут церковь в чистом поле стоит, и нельзя? Ни в какую: будешь, говорил уполномоченный, подчиняться Москве или Ленинграду - тогда делай как там, а здесь мы командуем. Запретил звонить категорически. Тогда Владыка прислал директиву: "На Пасху звонить во все колокола, а для уполномоченного Шестакова есть советское законодательство, с которым ему следует ознакомиться. Епископ Дамаскин". В Кириллове отец Георгий прослужил три с половиной года. В 1979 году его перевели в Кадников настоятелем храма Ильи Пророка, а затем - в кафедральный Рождество-Богородицкий собор Вологды. Тем временем он окончил заочное отделение Московской духовной семинарии. В 1990 году архиепископ Михаил, управлявший тогда Вологодской епархией, поручил ему восстановление Андреевского храма: - Ни окон, ни дверей, ни стекол не было, - вспоминает отец Георгий. - Внешне это был храм-памятник. А внутри склады были, грязь, безобразие. Надо еще учесть, что никак не освобождали, пришлось повоевать. Мы за три месяца грязь убрали, отопление подвели. 9 декабря с отцом Константином Васильевым храм освятили, а 13, на престольный праздник, встречали владыку Михаила. Владыка был очень доволен. В Андреевском храме на богослужениях - всегда порядок. И не только в том, наверное, дело, что настоятель строгий, - прихожане сами поддерживают благоговейный молитвенный настрой. - Как сложилась ваша община здесь? - За мной пришли мои духовные чада, которых я окормлял в соборе, где прослужил восемь с половиной лет. Конечно, жизнь на месте не стоит, люди уходят - просфорницы, например, уже полностью сменились, уже ученицы, тех, кто начинал со мной, просфоры пекут. У нас хороший хор, и в нем тоже немало перемен. Хочу вспомнить о тех, кто долгие годы со мной. Например, Антонина Николаевна, детский врач, заслуженный врач России. Многое пережила, приходилось скрывать веру. Потом уже открыто стала служить здесь. Капитолина Александровна, Мария Николаевна, Домна Дмитриевна, тоже врач. - Отец Георгий, на ваших глазах прошло уже несколько церковных поколений. Отличаются те, кто сегодня в храмы ходит, от верующих прежних лет? - Конечно, отличаются. Я благодарен Богу, что мне пришлось послужить в Кириллове с очень церковными людьми. Там были и монахини горицкие, ферапонтовские; были те, кто годами в монастырях окормлялись духовно. Потом дети этих людей ходили - они тоже выросли на монастырских традициях. Я сейчас все время своим говорю: какие вы нецерковные! Конечно, зайдешь в прокуренную комнату - даже если и сам не куришь, а выйдешь все равно с табачным запахом.... И школа советская, и комсомол - все было направлено против православной веры, насаждалась государственная религия - атеизм. Трудно людям перестроиться. Самый страшный след советской эпохи - это воспитанная в людях гордыня. Как смирение - мать всех добродетелей, так гордыня - пагуба для всего. Все перечеркивает, даже хорошее в человеке. Отец Георгий любит заниматься с молодыми, пестовать их, наставлять на путь истинный. Не зря же его приход называют порой "Андреевской академией"; многие ученики отца Георгия стали священнослужителями. Но, конечно, для этого пришлось каждому немало потрудиться. За время своего служения в Андреевском храме отец Георгий Иванов подготовил 17 священнослужителей, а за все время своего священства - 20 человек. Среди них - настоятель православной общины под Переславлем-Залесским в Ярославской области отец Алексий Василенко, настоятель Троицкого прихода в Шуйском отец Алексий Биденко, вологодские священники Роман Сенников, Алексий Рожнов. В Чиркове служит отец Владимир Буйлов, в поселке Устье - отец Андрей Туляков... На храмовый праздник они стараются приехать, поздравить дорогого батюшку, как это было совсем недавно, в день памяти апостола Андрея. Воспитывает батюшка будущих пастырей и в духовном училище, несколько лет преподает практическое руководство для пастырей. Многие ученики отца Георгия служат теперь под его руководством в храмах Центрального благочиния нашей епархии. В это благочиние входят храмы Сокольского, Грязовецкого, Междуреченского и Усть-Кубинского районов. В нем 19 действующих православных приходов. Постепенно восстанавливаются разрушенные храмы, как, например, в Шуйском, Устье, возрождается приходская жизнь, открываются воскресные школы. В Грязовце недавно выстроен новый храм в честь преподобного Корнилия Комельского. - Почти 27 лет уже священствую, - говорит отец Георгий. - Ничего особенного нет в моей жизни, все просто. Рад, что служу Богу в богоспасаемом вологодском крае. Здешний народ - Божий. Здесь святая земля. Беседовала Елена Львовна АГЕНТОВА |
||