ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ НА
ЗАПАДЕ -
ЭТО СВОЕГО РОДА МИССИОНЕРСТВО
Нынешним летом настоятель храма
Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу иерей
Алексий Сорокин и двое молодых покровских
прихожан - Лидия и Петр Давыдовы - побывали во
Франции, в православном Покровском женском
монастыре, расположенном в небольшой деревушке
Бюсси-ан-От. У вологодского храма давно налажены
связи с этим монастырем, насельницы
французской обители приезжали в Вологду (об этом
"Благовестник" рассказывал). И вот теперь
вологжане своими глазами увидели, как живут
православные во Франции.
- Батюшка, расскажите, что
представляет из себя православный женский
монастырь во Франции?
- Покровский женский монастырь
находится в Бургундии, в 150 км от Парижа. Он
основан четырьмя русскими монахинями вскоре
после 2-й мировой войны на базе усадьбы,
принадлежащей одному из русских эмигрантов.
Нынешняя настоятельница тоже русская - игумения
Ольга (Слезкина). В свое время она трудилась на
одном из приходов под Парижем, где при участии
епископа Мефодия издавался журнал "Вечное".
Выглядел он невзрачно, но эти тоненькие серые
тетрадки в свое время очень помогли
православным в России, когда у нас было мало
катехизаторской литературы. Основали монастырь
русские верующие, но сейчас он перестал быть
чисто русским. Там живут насельницы из Румынии,
Польши, Канады, Англии, Шотландии, есть даже из
арабских стран и из Японии. Возраст тоже очень
разный: от 20 до 80 лет. Всего около двух с половиной
десятков человек. Большинство насельниц пришли в
Православие в сознательном возрасте, каждая по-своему:
после встречи с православным храмом, иконой,
музыкой.
- А как там живут, есть отличие от
российских монастырей?
- Первое отличие в том, что там нет
традиционного для России монастырского
сельского хозяйства. У обители нет своих
полей, там не держат коров. Есть сад, но не
промышленных масштабов. Поля, правда, были, но их
пришлось продать в тяжелые времена. Конечно,
насельницы своими руками готовят варенья,
соленья. Но основная деятельность - это
книгоиздание, иконопись.
- На какие средства живет монастырь?
- Есть доходы от церковных служб.
Обители покровительствует "Общество друзей
Бюсси", помогает решать финансовые и бытовые
вопросы.
- А духовное окормление?
- Постоянно окормляет монастырь
молодой православный священник - отец Раду, румын
по национальности. Но, кроме него, здесь всё время
много гостей - священников и даже епископов.
Пение богослужебное идет на церковно-славянском
языке, а возгласы, молитвы, чтение Псалтири, часов
- всё это может звучать и на других языках. В
основе уклада - русская традиция женского
монашества, вывезенная из России в годы
революции. В силу различных исторических
обстоятельств сейчас монастырь находится в
юрисдикции Константинопольского патриархата.
Запомнились открытость, доброжелательность,
общительность, насельницы в Бюсси очень
улыбчивые, приветливые. Кроме того, что это центр
молитвенной жизни, это еще центр общения русских
эмигрантов. Некоторых престарелых привозят
родственники, для них важно просто побыть среди
русских. Игумения стремится к тому, чтобы русский
язык в обители знали все насельницы. Монастырю
сейчас принадлежит несколько домов, где могут
быть размещены трудники, паломники. В
праздничные дни туда съезжается очень много
гостей. После литургии на улицу выносят столы,
устраивают чаепитие, обсуждают житейские
новости, общаются с гостями. Но к русско-советским,
особенно мало воцерковленным посетителям
поначалу наблюдается несколько настороженное
отношение.
- Вы участвовали в богослужении во
французском храме?
- Да, я совершал Божественную
литургию. И почувствовал отличие. Оно есть и в
одежде - фелони там в основном греческого фасона,
более легкие и удобные для жаркого климата.
Проповедь там читается после чтения Евангелия, в
ходе литургии. Произносится она на двух языках -
французском и русском, также на двух языках
читают Евангелие и Апостол. Впечатление от
такого богослужения - как от нашего пасхального,
оно почти столь же праздничное, торжественное.
Там существует еще такая практика, когда тайные
молитвы священник в алтаре читает громко. Это для
людей, которые только подходят к Православию,
чтобы помочь им проникнуть в глубину
православной мысли, православного образа. Еще
один момент: во время евхаристического канона
возгласы "Аминь" произносит весь храм.
- Есть ли отличия по сути между
православным приходом или монастырем в России и
во Франции? Все-таки, сердце Западной Европы,
оплот католицизма...
- Там русских объединяет только
Церковь. Читая историю эмиграции, узнаем: первое,
что делали эмигранты на чужбине, - строили
храм. Чтобы была возможность национального
осознания себя в чуждой среде. Православный храм
или монастырь на Западе Европы - это еще и особый
центр духовного укрепления, и своего рода
миссионерство. В Покровский монастырь в Бюсси
приезжает много паломников со всей Франции, из
Германии. Понятно, что без духовной поддержки
православному немцу или французу сложно.
- Отец Алексий, что вам удалось
повидать в той поездке, что особо запомнилось?
- В Парижском соборе Нотр-Дам мне
посчастливилось присутствовать при выносе
величайшей христианской святыни - части
тернового венца Спасителя. Его выносят для
поклонения каждую первую пятницу месяца. В этот
день как раз и удалось побывать в знаменитом
соборе. В Париже и вообще по всей Франции
хранится очень много общехристианских святынь (часть
из них была вывезена из Византии в эпоху
крестовых походов), например, мощи святой
равноапостольной царицы Елены в парижской
церкви святого Льва. Святая V века Женевьева -
небесная покровительница Парижа, одинаково
почитается и православными, и католиками.
Название известной улицы Монмартр
переводится, как гора мучений, это место,
освященное кровью мучеников еще во времена
гонений на первых христиан (в их числе и святой
Дионисий Ареопагит со своими спутниками). В
провинциальном городке Везеле хранятся частицы
мощей святой Марии Магдалины. В Осере - место
погребения святого V века Германа Осерского. В
крипте сохранились фрески IX и XI веков. В одном из
храмов Осера меня удивил крест из черненого
серебра славянского происхождения. Очень похоже,
что он был сделан у нас, в Великом Устюге. В храме
местечка Аваллон мы видели часть главы святого
Лазаря Четверодневного. Хранится она почему-то в
ризнице. По нашей просьбе служители храма
открыли святыню, мы с монахинями из Покровского
монастыря спели величание и тропарь.
Вообще Франция имеет богатейшую
христианскую историю. Любопытно, что католики
как-то привыкли, что ли, к этому. Инициатива
почитания древних святынь часто идет от
православных верующих. Католическое духовенство,
как правило, всегда идет навстречу, делая все
христианские святыни доступными для почитания и
православных верующих. Часто православными
священниками у святынь служатся молебны,
читаются акафисты.
- Значит, Православие на Западе
живет?
- Да, Православие живет там не
изолированно, не как в заповеднике, а полной
духовной жизнью. И более того, оказывает влияние
на людей, разочарованных в западном христианстве.
Беседовала
Елена Львовна АГЕНТОВА
№ 10-12 (90-92) 2002 г. |