|
Выпуск ставленников
12 июля, в день памяти первоверховных
апостолов Петра и Павла, состоялась церемония
вручения аттестатов выпускникам
ставленнического отделения Вологодского
православного духовного училища. В верхнем храме
Спасского собора Спасо-Прилуцкого Димитриева
мужского монастыря после Божественной литургии
был совершен молебен. Богослужения возглавил
епископ Максимилиан, ему сослужили ректор ВПДУ
протоиерей Василий Павлов, наместник монастыря
игумен Дионисий (Воздвиженский) и братия обители.
- Апостол - значит посланник, - так
начал свое Слово епископ Максимилиан, - посланный
для проповедания слова Божия. Наши выпускники,
получив дипломы и благословение, пойдут по
градам и весям Вологодской епархии
проповедовать слово Божие. Прежде чем выйти из
этих стен, они получили богословское образование
для того, чтобы дать ответ о своем уповании
всякому вопрошающему. Теоретическая подготовка
очень важна; но горе нам, если мы ограничимся
только тем, что будем заполнять свой ум
различными знаниями, пусть даже знаниями
духовными, знаниями о Церкви, о житиях святых.
Богословие - этот перевод греческого слова
"теологос" не совсем верно отражает смысл
этого слова. Вернее было бы его перевести как
"Боговедение". Богословие - значит слово о
Боге, и богословом может называться любой
человек, который пишет или говорит о Боге, так как
это было в древние языческие времена. Но
Спаситель своим пришествием упразднил значение
этого слова и нам, скорее, надо говорить о
Боговедении.
Недаром преподобный Нил Синайский
говорил: тот богослов, кто чисто молится, и кто
чисто молится, тот богослов. Молитва является
своего рода плодом всей духовной жизни человека.
И по ней человек может судить о своем духовном
развитии, о своем духовном движении, о своем
духовном преуспеянии. Святитель Игнатий
Брянчанинов говорил, что путь к Богу - это
молитва. И по тому, какова молитва, мы можем
определить, на каком этапе пути к Богу мы
находимся. Он ни слова не сказал о Божественных
истинах, он сказал о молитве. Вот какой критерий
нашего движения, духовного возрастания или
духовной деградации он нам дал. Не количество
знаний, не их широта или глубина определяют наше
спасение, а молитва. И поэтому святые в древности
при встрече в первую очередь интересовались друг
у друга не физическим здоровьем, а тем, как идет
молитва. К сожалению, в наше время эти понятия все
глубже и глубже забываются, особенно в
неправославном мире. Православные еще
продолжают говорить об этом, но их голос звучит
все реже и слабее. Поэтому я обращаю внимание и
наших выпускников, и прихожан на очень важный
критерий нашей духовной жизни.
Пимен Великий, когда возвращался
после трудов в келью, не сразу приступал к
молитве. Он беседовал с духоносными отцами, затем
читал Священное Писание, а только после этого
углублялся в молитву. Ибо, когда он выходил из
кельи, его ум невольно рассеивался и не имел того
сосредоточения, которое имел в келье. И он
постепенно приводил его к этому сосредоточению,
и только после этого начинал творить умную
молитву. Недаром в нашем православном
молитвослове в самом начале пишется о том, чтобы
мы не спеша и не сразу приступали к молитве.
Очень важно преобразовать
теоретические знания, которые вы получили, в
практическую жизнь. Пимен Великий сказал: "Что
пользы предпринять изучение художества и не
научиться ему?" В этом нет никакой пользы ни
вам, ни окружающим, ибо люди в первую очередь
обращают внимание не на те слова, которые говорит
человек, а на его поведение и дела. Для того, чтобы
дух ваш не охладевал, очень рекомендуют
подвижники благочестия каждый день понемногу
читать не только Священное Писание, но и творения
святых отцов, которые разогревают наши души,
которые показывают нам наши несовершенства,
которые подвигают нас к новым и новым делам и
исправлениям наших недостатков. Читая святых
отцов, мы как бы общаемся с их духом. Если мы
читаем не святых отцов, то общаемся с духом людей
не святых, а греховных и подчас даже порочных, и
заражаемся этим нездоровым духом. Поэтому-то
подвижники и рекомендуют общение со святыми, с
чистыми людьми.
И я призываю всех вас общаться со
святыми, с чистыми творениями святых отцов и
подвижников благочестия. Призываю на всех вас
Божие благословение, дабы Господь помог вам в
несении нелегкого, но в то же время и
спасительного креста апостольского! В послании
апостола Павла, которое читалось за литургией, мы
слышали, сколько бед и скорбей преодолел этот
первоверховный апостол. Господь теперь не
посылает нам таких испытаний, ибо мы не имеем той
ревности и той силы, которые имели апостолы, но
то, что Господь пошлет каждому из нас, надо
проходить с терпением и с благодарением. И тогда
это искушение минуты, если мы преодолеем его с
христианским терпением и смирением, даст нам
немалую пользу. Апостол Павел говорит:
"Любящим Бога, призванным по Его изволению, все
содействует ко благу" (Рим. 8, 28).
Так что наше спасение и спасение
паствы, которую вручит вам Господь, находится в
ваших руках, в вашем произволении. Желаю всем вам,
чтобы путь, который вы избрали, стал спасительным
для вас и не только для вас, но и для тех, кого
поручит вам Господь.
Выпускники регентского и
катехизаторского отделений получили аттестаты
об окончании в день Вознесения Господня. Их
приветствовал епископ Максимилиан, а торжество
по случаю выпуска состоялось в актовом зале
воскресной школы при кафедральном
Рождество-Богородицком соборе.
№ 6-8(62-64), 2000 |