logo.jpg (11765 bytes)

Общецерковные события

Епархиальные события

Православное образование

Свет Христов

Святыни Земли Вологодской

Из истории...

Православие и культура

Международная жизнь

Миссионерская деятельность

Православный Информационный Центр

Выпускные данные

СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ ВОЛОГОДСКОЙ

 

К ЮБИЛЕЮ ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО ДИМИТРИЯ

В нынешнем году у Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря - две знаменательные даты: 630 лет назад он был основан, а 10 лет назад в его стенах начала возрождаться монашеская жизнь.

Мы публикуем материалы о монастырской жизни рубежа XIX - XX столетий, малоизвестного периода в истории древней обители.

К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВ В ПРИЛУКАХ

Спасо-Прилуцкий монастырь издавна стал местом паломничества. Поклониться святыням обители некогда приходили великие князья и государи: Василий III Иоаннович, Иоанн IV Грозный, император Александр I, великий князь Сергий Александрович. В 1891 г. Спасо-Прилуцкий монастырь посетил К. П. Победоносцев, известный государственный деятель рубежа XIX - XX столетий, трудившийся во славу Православной Церкви, исполняя должность обер-прокурора Святейшего Синода. В одной из описей монастырского имущества в Государственном архиве Вологодской области было найдено описание пребывания К. П. Победоносцева в обители. Это две страницы рукописного текста, написанные кем-то из братии, сопровождавшим гостей по монастырю.

"Посещение Спасо-Прилуцкого монастыря Г. Обер-Прокурором Свят. Синода 17 июля 1891 года".

Сего 1891 года Июля 17 дня в 9 часов утра во время благовеста к поздней Литургии прибыли в обитель Его Преосвященство, Преосвященнейший Израиль (1) с Владимиром Карловичем Саблером (2) в сопровождении Пристава 2 стана Вологод. уезда, которых у Свят. ворот встретил Настоятель с братиею (3), и они прошли в сад, дожидаясь прибытия Господина Обер Прокурора, который через 1/4 четверть часа прибыл с Г. Начальником Губернии в сопровождении Г. Исправника Вологод. уезда и двух урядников при довольно значительном собрании народа. Владимир Карлович любовался звоном колоколов, о которых Настоятель сообщил, что из имеющихся на колокольне монастырской 18 колоколов 2 колокола Голландскаго лития, отлитых в 1500-х годах (4) передавал Г. Саблер о сем Г. Обер Прокурору, на пути в церковь. Сначала они вошли в тёплый храм, поклонились и приложились к ракам Преподобных (тогда Настоятелем поднесены были Г. Саблеру икона Преподоб. Димитрия, Акафист, описание монастыря и жития Преподобных), затем Преосвященнейший Израиль предложил им посмотреть келлию Преподобнаго Димитрия, (5) где они обратили особенное внимание на Киликиевский крест с 84 костяными резными изображениями разных Святых, при чем Настоятелем было объяснено, что этот крест принесен Преподобным Димитрием, которому пожалован был Димитрием Донским. Идя из келиии осматривали все иконы в иконостасе и царские древние резные двери, одобрили все иконы в храме, как писанные в виде древняго греческаго стиля, показывая им Настоятель место погребения Димитрия Андреевича (6) Брата Преподобнаго Игнатия (7), образ Преподобнаго Сергия, пожертвованный в Обитель Архимандритом Агафангелом и место погребения Преосвященнейшаго Павла Викария Вологодской Епархии (8), за тем плиты с надписями, погребенных под сими усопших, из числа коих одна с французскою надписью, - которую прочитали. Вышедши из сей церкви спросили: "служба идет", я ответил, что идет, и они пожелали идти куда-нибудь инде, я повел их в Введенскую церковь, которую, осмотрев, одобрили иконостас этой церкви, - где Настоятелем поднесены были Г. Обер Прокурору Икона Преподобных Димитрия и Игнатия, жития их и описание монастыря, из сей церкви проследовали в Настоятельския зимния келии, при Введенской церкви, где смотрели изображения на верху сводов и удивлялись фантазии художника, надпись на окне: "В то время, - в грозную для церкви ту годину" и пр, прочитав всю, высказал им Настоятель о случае сей надписи (9), фотографическия карточки, повешенныя на стенах. Потом проследовали чрез каменныя крытые переходы в Преображенский придел (10), а из онаго боковыми дверями в Соборный холодный храм, где совершалась Божественная Литургия, - осмотрев в оном храме Чудотворную икону Преподобнаго Димитрия (11), во время Херувимской песни остановились у западных дверей церкви и молились до окончания великаго выхода, по окончании же выхода осмотрев Алтарь Александроневскаго придела, (12) чрез боковыя двери по предложению Настоятеля проследовали в монастырскую ризницу, - где прежде всего показаны были им: фелонь, жезл (13) и чётки Преподобнаго Димитрия, при чем Г. Обер Прокурор спросил: "Не ужели это сохранилось до сих пор та самая риза, в которой служил Преподобный", Настоятель ответил, что действительно та самая, потом показаны были в последовательном порядке: - риза и стихарь, пожалованные Царем Алексием Михайловичем (14), пояс с источниками, Кресты, Сосуды и Ковчеги, Евангелия, ковш времени Алексия Михайловича, надгробныя изображения Преподобных Димитрия и Игнатия (15) и брата его князя Димитрия Андреевича и хоругви, шитыя шолками, замечательную по работе водосвятную чашу (16), воздухи древние, шитые золотом и серебром с надписью вязью, древния иконы налойныя, хранящиеся в ризнице ризы, стихари с объяснением количества оных, набедренник замечательный по древнему шитью, которым очень любовались, древния рукописи, из коих интересными показались им: две книги Пролога, писанные на пергаменте, жития Преподобных Вологодских и Белоезерских, кормовая книга, указец Спасо-Прилуцкаго монастыря (17), крючковыя нотныя книги, которыя Г. Обер Прокурор советовал хранить и беречь их как зеницу ока, древния антиминсы из упраздненнаго под колокольнаго храма, во имя Алексия человека Божия и из Вознесенскаго храма; выписки, наклеенныя на кардоне: 1. из Стоглава, о кадиле како чтити его, 2. из Гронографа сказание о лестовке, 3. из него же о яйце и 4. из книги страстей Христовых, древлеписанных харатейных и рождении Каина, каковыя выписки были ими читаны. Г. г. Обер Прокурор и Саблер спросили: "все ли эти древности внесены в опись", Настоятель ответил, что все внесены и показал самую запись вещей этих в описи, которую пожелали видеть и которую осмотрели. Потом проследовали во Владимиро-Екатерининскую церковь и на пути Г. Обер Прокурор обратясь к Настоятелю сказалъ: "дай Вам Бог подольше послужить для пользы обители" и осмотрели памятники: Батюшкова, Архимандрита Дионисия, умершего в день Пасхи (18) Ионы Митрополита Сарскаго и Подонскаго (19) и Симона Архиепископа Вологодскаго и Белоезерскаго (20), живших и скончавшихся на покое в сем монастыре, Марка Антонскаго Архимандрита Настоятеля Спасо-Прилуцкаго монастыря Сапоговых и Зубовых и часовню, в которой водружен крест, сделанный руками Преподобнаго Димитрия, при основании им обители. (21) Затем предложены Настоятелем к осмотру еще две церкви, но Г. Обер Прокурор ответил - "что нам время приспе отправляться" и не пожелал продолжить дальнейшаго осмотра, а по приглашению Настоятеля изволили пожаловать все в летния Настоятелькия келии, где кушали чай и ягоды, здесь же им, по окончании Литургии поднесены были служащим Казначеем иеромонахом Нектарием просфоры, при чем благодарили его за благоговейное служение и истовое изображение крестнаго знамения, наконец, поблагодарив за чай за найденный порядок в обители, отправились, в 12-го 4 часа во Владимирскую Заоникиевскую пустыню."

Комментарии

(1). Преосвященный Израиль (Никулицкий), епископ Вологодский и Тотемский с 1888 по 1894 г.
(2). Владимир Карлович Саблер, Управляющий канцелярией Св. Синода сопровождал в поездке К. П. Победоносцева.
(3). Архимандрит Анатолий (Смирнов), двадцать лет, с 1888 по 1908 гг. управлял Спасо-Прилуцким монастырём.
(4). Известно, что один из этих колоколов - двухсотпудовый - был отлит в 1581 году в Голландии по заказу монастырского старца Протасия.
(5). Находится в северном углу нижнего соборного храма во имя прп. Димитрия Прилуцкого.
(6). Блгв. кн. Димитрий Андреевич Угличский, Прилуцкий, младший брат блгв. кн. Иоанна Андреевича, в монашестве Игнатия, вместе с ним находился в заточении в Вологде (+ 1541, 23 июня; пам.19 мая/1 июня); местночтимый в монастыре святой, был погребён рядом с прп. Игнатием.
(7). Блгв. кн. Иоанн Андреевич Угличский, в монашестве Игнатий Прилуцкий, - племянник великого князя Иоанна III, заточённый им в Вологде, где провёл в узах 32 года, принял схиму и преставился (+ 1522, пам.19 мая/1 июня).
(8). В 1868г. в Вологодской епархии учреждается викариатство с наименованием викариев епископами Тотемскими. Местопребыванием для них был назначен и предоставлен в их управление Спасо-Прилуцкий монастырь. Павел (Попов), епископ Тотемский, первый викарий Вологодской епархии, настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря с 1867 по 1874 г. Скончался 4.11.1874 г., погребён в монастыре, в приделе прп. Сергия Радонежского в нижнем этаже соборного храма.
(9). В простенке окна были помещены стихи, написанные в 1812 г. Павлом, игуменом московского Угрешского монастыря, который сопровождал вывезенные из Москвы церковные святыни и ценности. В соборе Всемилостивого Спаса сохранялись несколько месяцев, до освобождения столицы от французов, ризницы московских соборов, монастырей и Троице-Сергиевой Лавры.
(10). Придел во имя Преображения Господня был устроен в 1818 г. в южной паперти в верхнем этаже соборного храма.
(11). Чудотворная икона прп. Димитрия Прилуцкого с его жизнеописанием, написанная в Москве, была прислана в обитель в 1503 году Иоанном III в память о молитвенной помощи прп. Димитрия в Казанском походе великого князя.
(12). Придел во имя блгв. кн. Александра Невского был устроен в 1799 г. в северной паперти в верхнем этаже соборного храма.
(13). Посох прп. Димитрия Прилуцкого ныне находится в Спасо-Прилуцком монастыре, в алтаре нижнего соборного храма.
(14). В марте 1652 года архимандрит Серапион сопровождал Новгородского митрополита Никона (будущего Всероссийского Патриарха) в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей свт. Филиппа, митрополита Московского, за что ему пожалованы были митра, риза и стихарь.
(15). Два вышитых шелком и золотыми нитями покрова на гробницы святых с изображениями прпп. Димитрия и Игнатия, Прилуцких Чудотворцев, в середине XVII века были пожертвованы в обитель боярином Ильёй Даниловичем Милославским, родственником царя Алексия Михайловича.
(16). Медная водосвятная чаша и другая церковная утварь в 1683 году были пожертвованы в обитель Филаретом Митрополитом Нижегородским и Алатырским, жившим здесь на покое, принявшим схиму с именем Феодосий, скончавшимся и погребённым в монастыре.
(17). В 1584 г. книгохранитель монастырской библиотеки Арсений Высоцкий на основе имеющихся в обители богослужебных книг составил "Указец" уставных чтений в монастыре на каждый день года.
(18). Архимандрит Дионисий Аннинский, бывший настоятель Вологодского Спасокаменного Духова монастыря, жил с 1863 года на покое в Спасо-Прилуцком монастыре и скончался в 1868 г. в первый день Пасхи, во время утрени, в алтаре соборной церкви.
(19). Иона, Митрополит Сарский и Подонский, жил и скончался на покое в монастыре в 1627 г.
(20). Симон, Архиепископ Вологодский и Белоезерский, пребывал на кафедре с 1664 по 1684 гг., жил и скончался на покое в монастыре 29 апреля 1685 г.
(21). Этот большой деревянный крест находился в каменной часовне близ алтаря соборного храма, поставленной над колодцем, по преданию ископанным прп. Димитрием Прилуцким.

Публикация и комментарии А.П.АНИШИНОЙ


АРХИМАНДРИТ АНАТОЛИЙ

Пребывал настоятелем монастыря 20 лет, с 1888 по 1908 год. Архимандрит Анатолий (в миру Александр Евграфович Смирнов) родился в 1832 году в семье пономаря Николаевской Пеньевской церкви Грязовецкого уезда Вологодской епархии. По окончании Вологодской семинарии в 1854 году рукоположен в 1855 году во священника к Николаевской Толшемской церкви Тотемского уезда. В 1857 году определён наставником в Маныловское сельское училище; за ревностное прохождение наставнической должности в 1864 г. награждён набедренником. В 1868 году, по вдовству и бездетности, уволен был за штат и в том же году поступил в число братства Тотемского Спасо-Преображенского Суморина монастыря, где был экономом. 20 декабря 1869 года пострижен в монашество, а в 1872 году назначен казначеем монастыря с оставлением в должности эконома. После смерти епископа Вологодского Христофора, с августа 1872 г. по ноябрь 1873 г. управлял Спасо-Сумориным монастырём. В 1875 году определён настоятелем Устюжского Николаевского Прилуцкого монастыря в звании строителя. В 1877 году назначается настоятелем Сямского Рождество-Богородицкого монастыря с возведением в сан игумена. В 1885 году перемещён был настоятелем Рождество-Богородицкого Григорьева Лопотова монастыря Кадниковского уезда. Был в должности руководителя Кадниковского отделения Вологодского Православного Братства во имя Всемилостивого Спаса с 1886 по 1887 гг. Одновременно, в январе 1887 г., утверждён Благочинным монастырей Вологодского и Кадниковского уездов, должность которого исполнял до 1906 г. В 1887 году направлен для исполнения обязанностей настоятеля в Устюжский Михайло-Архангельский монастырь и благочинного монастырей Устюжского, Сольвычегодского и Устьсысольского уездов. В 1888 году 23 марта указом Св. Синода игумен Анатолий назначается настоятелем второклассного Спасо-Прилуцкого монастыря с возведением в архимандриты. В сан архимандрита возведён был Епископом Великоустюжским Иоанникием, Викарием Вологодской епархии в Устюжском Михайло-Архангельском монастыре 21 апреля 1888 г.

"За отлично-усердную и полезную службу" Православной Церкви архимандрит Анатолий был награждён наперсным крестом, выданным от Святейшего Синода, орденами Св. Анны 2 и 3 степени, Св. кн. Владимира 4 и 3 степени.

К биографическим сведениям архимандрита Анатолия можно добавить следующее. К моменту назначения в Спасо-Прилуцкий монастырь архимандрит Анатолий имел большой опыт по устройству монастырей, что для тогдашнего положения монастыря было важно, т.к. к 1888 году обитель испытывала значительные трудности. Большая территория, древние постройки, постепенное разрушение стен монастыря и многое другое - всё требовало не только внешнего благоустройства.

В 1888 году составляется опись монастыря (наиболее полная и подробная из сохранившихся), в которой тщательно описано устройство и состояние монастырских храмов и построек: имеющиеся в храмах и трапезной палате стенные росписи, внутреннее устройство и обстановка братских келий и настоятельских покоев. Столь внимательное обследование всего монастыря выявило наиболее плохое состояние кровли древнего соборного храма, стен колокольни, надвратной церкви и крепостных стен. Усердием архимандрита Анатолия сделаны были значительные ремонтные работы. Построен большой контрфорс у соборной колокольни, заменена крыша на ней, отремонтирована колокольная площадка, укреплена 16-ю контрфорсами восточная крепостная стена, проведена поправка фундаментов стен. В 1896 году выбелены и "окрашены колерами" башни и стены, на соборном храме окрашены купола, а на средней большой главе вызолочено 62 звезды. Был сделан большой ремонт надвратной Вознесенской церкви, колокольни у Св. врат и ещё очень многое. Предпринятое за эти годы внешнее благоустройство монастыря донесли до нас фотографии конца XIX - начала XX вв.

После ремонтов по благословению Преосвященнейшего Епископа Израиля архимандритом Анатолием вновь освящаются приделы в нижнем этаже Спасского собора: во имя прп. Сергия Радонежского, в честь Богоявления Господня и Успения Св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Возобновлена была живопись нижнего тёплого храма во имя прпп. Димитрия и Игнатия Прилуцких. В нём же над могилой блгв. кн. Димитрия Угличского в 1896 г. устроена гробница "с живописным изображением почивающего под нею".

Такие ремонтные работы требовали больших затрат, от казны по штату монастырь получал 1250 руб. в год. Доходы монастыря, не без усердных к тому трудов настоятеля, составляли в отдельные годы до 15 тысяч рублей. Увеличены были и земельные владения обители.

Братия в годы управления монастырём была немногочисленной: 11-12 человек, а с послушниками и наёмными в обители проживало до 30 человек. В последний год настоятельства вместе с архимандритом в братии состояло 12 человек.

При архимандрите Анатолии в 1892 г. в обители совершалось торжественное празднование 500-летия со дня преставления прп. Димитрия Прилуцкого. Благоговейное внимание многочисленных богомольцев обращено было тогда на облачение настоятеля. Архимандрит Анатолий служил в древней фелони прп. Димитрия и на крестном ходу имел в руках игуменский посох Прилуцкого Чудотворца. В 1902 году составляются подробные исторические материалы о монастыре для "Всеобщего путеводителя по монастырям и Святым местам Российской империи". К архимандриту Анатолию обращены сохранившиеся письма почитателей памяти прп. Димитрия Прилуцкого с испрошением молитв отца настоятеля, просьбами о поминовении родственников, присылке икон и Акафиста прп. Димитрию, поздравлениями, всегда с сердечной благодарностью за его личные ответы многочисленным корреспондентам из разных епархий.

Скончался архимандрит Анатолий 28 марта 1908 года и похоронен на монастырском кладбище близ собора Всемилостивого Спаса.

М.Г.ДАВЫДОВА, А.П.АНИШИНА

При подготовке материала использованы "Описание Вологодского второклассного Спасо-Прилуцкого монастыря", изданное в 1914 году, и архивные документы.

№ 2-3(70-71) 2001
 

Адрес редакции: Россия, 160000, Вологда, Торговая пл.,8.