|
Слово
управляющего Вологодской епархией
епископа Вологодского и Великоустюжского
Максимилиана
на епархиальном собрании 22 февраля 2000 года
Всечестные отцы,
возлюбленные во Христе братья и сестры!
За прошедший год мной было совершено
110 Божественных литургий, 133 вечерних
богослужения, 24 молебна, 3 панихиды и одно
елеосвящение. Было рукоположено 5 иереев, 8
дьяконов, совершено 7 пострижений во чтеца. В
Вологде была совершена 61 литургия, 91 вечернее
богослужение. За пределами Вологды, но в пределах
Вологодской епархии, было совершено 49 литургий, 42
вечерних богослужения. 5 литургий и 2 вечерних
богослужения совершены за пределами епархии - в
Москве, в Туле и в Урдоме (Архангельская епархия).
За прошедший год в поездках по
Вологодской епархии я провел за рулем почти 15
суток, проехал 20 тысяч километров - только в целях
совершения богослужений. На эти поездки ушло
более 3 месяцев. Разговор о приходской жизни
хотелось бы начать изречением преп. Марка
Подвижника: "Приняв бремя начальствовать над
братией, храни возложенные на тебя обязанности и
ради прекословия прекословящих не умалчивай
того, что ты обязан сказать. В чем они окажут
повиновение, ты получишь мздовоздаяние за их
добродетель".
Это - призыв у тому, чтобы настоятели
храмов не умалчивали то, что им надо говорить,
чему надо учить паству - и не только паству в
храме, но и выходить за пределы храма. В ушедшем
году главным событием была перерегистрация
храмов, приходов, монастырей и других
епархиальных учреждений. Здесь я должен выразить
огромную благодарность о. Алексию Сорокину,
который взял на себя тяжелую обязанность
непосредственно заниматься этим вопросом. Он
осуществлял связь между настоятелями и
управлением юстиции. Благодаря его активности мы
избежали многих сложностей, с которыми
столкнулись в других епархиях, где регистрацией
занимались сами приходы.
Благодарю и оо. благочинных, которые
много работы провели по перерегистрации
приходов. Особенно - прот. Константина Васильева,
прот. Александра Куликова, прот. Георгия Титова и
диакона Андрея Гныпа, который является
помощником Великоустюжского благочинного. Здесь
все храмы - даже не имеющие настоятеля - прошли
перерегистрацию. Благодарю также настоятелей
храмов, которые вовремя прошли перерегистрацию.
Процесс перерегистрации показал
наши сильные и слабые стороны. Конечно, дело это
непростое, требовалось подготовить немало
документов - но есть примеры, свидетельствующие,
что все можно сделать быстро. Например, матушка
Евфалия, настоятельница Воскресенского
Горицкого монастыря, получила 15 ноября
официальный документ, что Священный Синод
благословил открытие этой обители. 26 ноября она
уже получила документы о регистрации - меньше чем
через две недели! В конце ноября она открыла
расчетный счет.
К сожалению, такой активностью
обладают не все настоятели. Некоторые приходы не
прошли перерегистрацию: 1 - в Центральном
благочинии, 2 - в Харовском, 3 - в Белозерском
благочинии.
В общем, я считаю, перерегистрацию
епархия прошла успешно. Сейчас у нас
зарегистрировано 100 приходов - на два больше, чем
в прошлом году. Была перерегистрирована
Вологодская епархия, 3 монастыря - два мужских
(Спасо-Прилуцкий и Кирилло-Белозерский) и один
женский.
Перерегистрация показала, что не у
всех храмов должным образом оформлено имущество,
как движимое, так и недвижимое. Это может
негативным образом сказаться на жизни храмов.
Так, милиция разыскала иконы, похищенные из
одного храма, но вернуть их на приход не может:
нет документов о праве собственности на эти
иконы. Если вы не оформите правильно право
собственности на церковное здание, его могут
передать представителям появившихся в последнее
время псевдоправославных религиозных
организаций, которые требуют предоставить им
помещение.
Нуждается в упорядочении
бухгалтерская отчетность, делопроизводство во
многих приходах.
В настоящее время пастырское
окормление в епархии осуществляют 72 иерея и 24
диакона. Благодарю всех клириков за те труды,
которые они несут. Условия, в которых они
трудятся, нелегки, подчас их труды можно назвать
подвижническими. В этом году появились
настоятели в таких отдаленных приходах, как
Вытегра, Чернецкое.
Бывают сложности, но не забывайте,
что сказал о пастырском служении архиепископ
Никон Рождественский: "Всякий пастырь есть
подвижник, есть крестоносец. Не напрасно он носит
крест на персях; это символ его исповедания, его
подвига. Не напрасно дано это святое знамя и на
персях всех иереев: ныне служение пастырское не
может не быть подвигом крестным, если пастырь не
захочет быть наемником, если понесет свой крест
из любви к Тому, Кто наложил его". Поэтому, отцы,
несите свой крест так, как это положено.
В нашем клире произошли следующие
изменения. Отец Валерий Захаров в связи с
продолжающейся раскольнической деятельностью
решением Святейшего Патриарха Алексия II
извергнут из сана. Отец Николай Кагалевский
запрещен в священнослужении за неисполнение
указа управляющего епархией и за
раскольническую деятельность. Также запрещен в
священнослужении иеромонах Аристарх, который
самочинно покинул Спасо-Прилуцкий монастырь.
Почислен за штат без права совершать
священнодействия на территории Вологодской
епархии иерей Александр Демьянов в связи с
неисполнением указа управляющего епархией о его
перемещении. К сожалению, о. Александр совершает
священнослужения - он крестил людей. А ведь
Таинство, совершаемое запрещенным священником,
недействительно!
В Первой книге Царств говорится о
послушании: "Послушание лучше жертвы благия и
повиновение лучше тука овнов; ибо неповиновение
есть такой же грех, что и волшебство, и
противление то же, что идолопоклонство" (1 Цар.
15, 22-23).
Благодарю Бога, что ни один из наших
священнослужителей в прошедшем году не
скончался. Два священнослужителя тяжело
заболели: протоиерей Александр Кульчинский в мае
попал в автомобильную аварию, и до сих пор он
никак не может поправиться, хотя перенес
несколько операций. Протодиакон Леонид Трофимов
перенес сложную операцию на сердце. Хочется
поблагодарить всех священников, всех прихожан,
которые оказали помощь этим священнослужителям,
попавшим в беду. Все храмы Вологды и Череповца
откликнулись, помощь была и материальной, и
молитвенной. Это говорит, что мы не только с
амвона проповедуем о милосердии и взаимопомощи,
но и сами стараемся жить по евангельским
заповедям.
На каждом епархиальном собрании я
говорю о том, что нужно строить баптистерии. И
только в храме св. благв. князя Александра
Невского баптистерий оборудовали, больше нигде.
Так и продолжаем крестить обливанием...
Хотел бы отметить, что надо укреплять
связь между Русской Православной Церковью и
системой государственных муниципальных
образовательных учреждений. Это делается в
Вологде, Череповце, Великом Устюге, но надо
развивать эту работу.
Хорошие контакты у нас с
департаментом образования Вологодской области.
1-2 марта будут проводиться очередные
Димитриевские чтения. В Череповце идет
подготовка к созданию филиала совета
"Согласие". Да, совет "Согласие" - орган
рекомендательный, но он имеет большое влияние.
"Согласие" на выездном заседании в
Череповце рассматривало вопрос о православной
гимназии; думаю, что помощь этого совета позволит
создать православное учебное учреждение в этом
городе.
За прошедший год было освящено
несколько храмов в епархии: это храм Рождества
Христова в Тотьме, храм Святителя Николая в с.
Старом Междуреченского района, придел во имя
преподобного Сергия Радонежского в
Спасо-Прилуцком монастыре, придел во имя
преподобного Сергия Радонежского в Казанском
храме г. Никольска. Освящен нижний храм в честь
Успения Пресвятой Богородицы в храме Рождества
Христова в Череповце. Отреставрирован храм в
честь Иоанна Милостивого в с. Кубенском. Этот
храм отреставрирован во многом силами о.
Александра Белякова. Также в прошлом году
поставлена часовня в п. Чагоде, она
отреставрирована и перенесена из близлежащей
деревни, здесь был освящен колокол. Поставлена и
освящена также часовня на кладбище в Суде.
Продолжается реставрация часовни преп. Филиппа
Ирапского в Череповце - при мощной поддержке
В.В.Сикорского. Передана Православной Церкви
часовня преп.Григория Пельшемского в г.
Кадникове.
Был освящен также Богоявленский храм
в Белозерске. Иконостас в нем написан о. Сергием
Ершовым и его матушкой Верой с помощниками. Там
существует иконописная мастерская.
Появилась у нас вышивальная
мастерская под руководством Людмилы Комаровой,
которая занимается изготовлением покрова на
раку преподобному Димитрию Прилуцкому.
Проведен Второй фестиваль
православных песнопений, заключительный концерт
был в Вологде 24 мая. Надо поблагодарить о.
Александра Кульчинского за ту работу, которую он
проводит по организации этого фестиваля.
Есть у нас такая традиция, которую я
не могу одобрить. Некоторые священники
полагают, что нужно причащаться как
можно чаще. Другие полагают, что детей можно
причащать без поста. Я советовался по этому
поводу с о. Кириллом, духовником Троице-Сергиевой
лавры, он говорил, что без поста можно причащать
только грудных младенцев, а остальным не надо
давать есть до причастия. Не могут терпеть - пусть
на ранней литургии причащаются.
Святитель Иоанн Здлатоуст пишет:
"Причащающийся получает благодать Святого
Духа по мере собственной приемлемости". Если
ребенок не готовился к причастию, если он пришел,
чтобы "вкусить сладенького", - какая же ему
будет благодать?
Что касается частоты причащения
Святых Таин, - почитайте святителя Игнатия
(Брянчанинова), который говорил о необходимости
благоговейного отношения к Святым Дарам. Он
напоминает нам о святой Марии Египетской,
которая "во всю свою многолетнюю жизнь в
пустыне не приобщилась ни разу. Эта жизнь была
приготовлением ко причащению, которого она
удостоилась перед концом". Отец Кирилл
рекомендовал причащаться примерно раз в месяц.
Оптинские старцы причащались раз в две - три
недели. А у нас некоторые полагают, что
причащаться можно чуть не каждый день - потому
что сказано: "Хлеб наш насущный даждь нам
днесь..." Да, если бы мы вели такую жизнь, как
первохристиане, которые каждый день могли стать
мучениками и каждый день должны были готовиться
к смерти, - тогда понятно. А сейчас частое
причащение может умалять в наших глазах величие
Таинства, и следовательно - умалять нашу
христианскую жизнь. Люди, без должной внутренней
подготовки приходящие к Чаше, не живут
христианской жизнью, а только делают вид, что
живут ею. Апостол Павел нас строго предупреждает:
"Потому многие у вас болеют и умирают, что
недостойно причащаются".
В прошлом году к нам приезжал
профессор МДА А.И.Осипов, провел беседы в Вологде
и Череповце, выступал на ТВ-7 и на областном
телевидении. По нашей территории прошел
общероссийский крестный ход, организованный
фондом Апостола Андрея Первозванного.
Благочинные иерей Андрей Пылев, протоиерей
Георгий Иванов, протоиерей Александр Куликов,
иерей Иоанн Фомин и священник Евгений Палюлин
приняли в этом деле активное участие, проведя
катехизаторские беседы с населением.
Святитель Филарет говорил: "Мне
кажется, что, сделав замечание, исполню долг, и
подвергнусь неприятностям. А не сделав, устраню
от себя неприятности, но не исполню долга".
Делая замечания, я исполняю свой долг.
Не забывайте, отцы, что церковь, по
слову святителя Иоанна Златоустого, это не стены,
но народ благочестивых людей. К такому пониманию
мы должны приучать людей. Патриарх Пимен писал:
"Храм, его устройство, иконы, богослужебные
принадлежности, облачение священнослужителей и
совершаемые ими службы, Таинства и обряды, - все
это для нас, верующих есть символ, или образ, или
выражение иного, реального бытия. Литургия есть
сокращение всего Евангелия, изображение земной
жизни Спасителя, повторение Его Голгофской
жертвы. Это не только воспоминание, но
переживание верующим этих евангельских событий
как действительных, вновь являющихся нам.
Приходящим в храм, а тем более -
священнослужителям, совершающим богослужения,
необходимо иметь духовное зрение, чтобы
созерцать эти события, и духовный слух, чтобы
слышать в них глаголы вечной жизни.
В противном случае ни частые
посещения богослужений, ни знание устава
церковного, ни знание догматов не принесут душе
духовных плодов, преображающих душу в храм или
жилище Божие".
Можно привести еще слова Патриарха
Тихона: "Христианское богослужение, по слову
апостола Павла, должно быть словесно. В нем все
должно быть разумно, осмысленно и
назидательно". Нам надо даже в проповедях
объяснять важные моменты богослужения,
священнодействия, чтобы люди подходили к этому
разумно, осмысленно и сознательно.
Перед тем, как сказать несколько слов
о воскресных школах и духовном училище, приведу
слова Патриарха Пимена: "Загружая память
только умственными знаниями христианских истин,
без принятия их в жизнь, в духовный опыт, мы
остаемся при умственной вере, которая не спасает.
Потому что, как говорил преподобный Исаак Сирин,
вера по науке не освобождает человека от
гордости и сомнения". Надо, чтобы наше
преподавание воздействовало не только на ум, но и
на сердце учащихся. Одно рациональное знание
подчас даже убивает веру.
Вспомним слова Патриарха Иова:
"Доброе дело - воздвигать и украшать церкви. Но
если в то же время мы будем осквернять себя
страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших
церквей".
Многие настоятели увлеклись внешним
деланием - стенами, кирпичами, досками... Да, это
надо, это важно делать. Но, друзья, если мы
ограничимся этим, - это будет беда для нас.
В свое время я слышал предсказание,
что наша Церковь возродится. В то время об этом
еще никто и не мечтал. Но возродится ненадолго.
Первая часть предсказания исполнилась; какой
срок нам отведен - зависит от того, что мы будем
строить, стены или души. Ограничимся стенами -
срок будет невелик. И тогда спросим себя, для чего
мы выхолащивали свою душу, занимаясь вещами,
которые неполезны для души. Для кого строили
стены? Цель наша - души, а стены - это лишь
средство.
Говоря о богослужении, нельзя не
отметить, что во многих храмах недостаточно
четко поет хор. Слышно мелодию, голоса - но слов не
разобрать. На это надо обратить внимание, так же
как и на дикцию чтецов и на неспешное чтение.
"При поспешном чтении, - пишет святитель
Игнатий (Брянчанинов), - вниманию нет места.
Внимание ума при молитве отражается в сердце.
Блаженная печаль о грехах есть заповеданное
Богом покаяние. Когда же сердце исполняется
чувством поканяния, тогда оно, в свою очередь,
привлекает ум к сугубому вниманию. Вслед за
вниманием и умилением все дары Святого Духа
вступают в душу, соделывая ее храмом Божиим". А
если чтение торопливо - не успеваешь внимать, что
и как читается. Я считаю, что чтение должно быть
неторопливым. Лучше сократить количество кафизм
или стихир, но пусть они будут прочитаны с
вниманием и с благоговением.
Продолжается, к сожалению, порочная
практика общей исповеди - несмотря на
неоднократные обращения и объяснения, почему
этого не должно быть. Часто ссылаются на святого
праведного Иоанна Кронштадского. Но ведь ему
единственному во всей России была благословлена
священноначалием такая исповедь, больше никому.
Те, кто общую исповедь практикуют, берут на себя
страшный грех. Во-первых, они делают это без
благословения, то есть самочинно. Во-вторых, люди
идут в храм, чтобы облегчить свою душу, высказать
свои грехи, а священник не дает им этого сделать.
Со временем душа окостеневает, уже не чувствует
грехов. Если человек не знает своих грехов и
слабостей, как он их будет побеждать? Мы рубим
духовную жизнь под корень этой так называемой
исповедью, которая к Таинству покаяния никакого
отношения не имеет.
Да, были такие периоды в жизни Церкви,
когда без общей исповеди трудно было обойтись, но
это - исключения. А у некоторых священников это
исключение стало постоянной практикой.
Конечно, такие вещи происходят без
моего благословения, даже вопреки моим
благословениям. А святитель Игнатий пишет:
"Вне неуклонного послушания Церкви нет ни
истинного духовного разума, ни истинного
смирения. Там обширная область, темное царство
лжи и производимого ею самообольщения". Вот
что такое непослушание! Однако у нас подчас
священники проявляют непослушание владыке,
приходские советы не согласовывают свои
действия с настоятелем.
В этом году состоялось ставшее
традиционным миссионерское путешествие
выпускников и учащихся ВПДУ по Сухоне, они
доехали до Нюксеницы. Прихожане храма Святителя
Николая во Владычной слободе во главе с
настоятелем о. Евгением Палюлиным совершили
миссионерское путешествие на автомашине до
Вытегры.
Наши храмы многое делают, каждый
вносит свою лепту. Призываю всех вас
использовать сегодняшнее время - нам дана
свобода, и от того, как мы ей воспользуемся, во
многом зависит дальнейшая жизнь Церкви. Мы стоим
как бы на изломе - на переломе веков, на переломе
социальных устроений. Каждый должен вносить свою
лепту. Преподобный Силуан Афонский говорил, что
один грех человека влияет на судьбу всего мира.
Влияет на судьбы мира и каждое наше доброе дело.
Будем же делать все, что в наших силах! Сейте
слово Божие везде, и не ждите, пока к вам люди
придут - идите к ним сами. Не забывайте, что вы -
пастыри, вожди духовные, и должны быть примером -
и в духовной жизни, и в быту.
Закончить свое выступление я хочу
словами Святейшего Патриарха Алексия:
"Мы, живя в обществе, окруженном
злом и пороком, а через то постоянно
разделяющемся, не можем не осознавать того, что
только всеобъемлющая милость и любовь Божия
способны противостоять злу, которое
преумножается в наше время и способствует всё
большему разделению и противостоянию. И не
только осознавать. Каждый из нас должен примером
собственной жизни свидетельствовать о своей
вере, как свидетельствовали о ней христиане в
первые века, и свидетельствуя об этом, вовлечь
весь православный народ в процесс празднования
2000-летнего юбилея христианства, способного дать
огромные возможности для возрождения
христианской веры и жизни, для христианской
миссии в этом мире. Если мы в полноте выполним
свой христианский долг и явим себя миру
настоящими христианами, то наш народ снова
восстанет и, стряхнув с себя иго греха и неверия,
обратится ко Христу, а через то обновится и
очистится вся его жизнь. Посему " умоляю вас
поступать достойно звания, в котором вы призваны,
со всяким смиренномудрием, снисходя друг ко
другу любовию" (Еф. 4, 1-3).
№1-3(57-59), 2000 |