Подробные материалы
Димитриевских чтений намерен опубликовать
департамент образования администрациии области
в издаваемом ВИРО журнале "Источник". А мы
знакомим сегодня читателей с одним из
выступлений на заседании секции
"Образовательная программа "Истоки": из
опыта работы с духовно-нравственными
категориями". Оно во многом показательно,
затрагивает общие проблемы и показывает, что
вера Христова объединяет всех и лечит даже
запущенные души.
Вера лечит израненные
души
Наш специальный (коррекционный)
детский дом №3 существует с сентября 1992 года.
Здесь находятся дети-сироты (приблизительно 15%) и
оставшиеся без попечения родителей. Всего 90
человек. Это школьники от 9 до 19 лет, имеющие
помимо соматических заболеваний главный диагноз
- олигофрения (отклонения в умственном и
психическом развитии). Для них свойственны не
только нарушения познавательной деятельности,
но и эмоциональной сферы. Отсюда - агрессивность,
непредсказуемость, неадекватность поведения.
Связующая ниточка между воскресной
школой и детским домом появилась, вероятно, от
моего отчаяния, когда прибывшие в одну из групп
дети начали вдруг кричать без остановки.
Раздирающий душу крик вызывало не только
приближение к кому-то воспитателя, но и желание
просто приласкать маленького человечка. И вот
однажды, услышав с улицы одно из таких шумовых
представлений, к нам зашла милая женщина, как
оказалось впоследствии, работница
железнодорожной станции и одновременно
учительница воскресной школы Татьяна Михайловна
Болотская. Она стала встречаться с нашими
детками дважды в неделю.
Сначала мальчишки (9-10 лет) не
принимали ничего, хотя, казалось бы, им желали
только добра. И Татьяна Михайловна,
высокообразованная, интеллигентная и мудрая,
поняла: чтобы добиться успеха, надо полюбить этих
детей, привести их к Богу. Пыталась сначала
завладеть их вниманием. Через прослушивание
духовной музыки получилось. Очевидно, верными
оказались слова композитора Валерия Гаврилина,
нашего земляка, что музыка с религиозным
настроем может содействовать изменению души. А
душа у этих детей, как известно, изранена.
К разговорам о вере подходили через
дела: что-то раскрашивали, склеивали, рисовали, а
в это время шла неторопливая беседа,
приближающая детей к Богу .
Воскресная школа на дому... Наблюдаю,
как спокойно от склеивания домиков для детей
соседнего детского сада подошли к диапозитивам
"Шедевры мирового искусства" на сюжет
Нового завета, видеокассетам о монастырях, об
Иерусалиме.
Увидев, как работает педагог
воскресной школы в детском доме, администрация
была "за", чтобы и наши подростки все ходили
в воскресную школу.
Если вначале кто-то не хотел идти в
выходной день, мы не неволили, оставляли дома. А
позднее даже и вопроса не возникало, чем занять
оставшихся. В воскресную школу шли все вместе с
воспитателем.
На сегодня одна группа закончила
воскресную школу и получила свидетельства, шесть
еще продолжают учиться. Большая часть
воспитанников посещает церковные службы.
Богослужения благотворно
воздействуют на детей. Почти все дети ходят на
исповедь. Приобщение к Таинству исповеди
вызывает у детей желание исправиться.
Мы существуем уже восьмой год и за
это время поменяли только адрес проживания. Было
когда-то всего четыре комнаты. Но наш
домик-теремок был освящен отцом Георгием, ныне
настоятелем Рождественского храма.
Затем мы переехали в другие, более
просторные апартаменты. Опять все помещение
освятил уже отец Александр, настоятель
Воскресенского собора.
Встречи со священнослужителями не
вызывают у детей никакого протеста, так как на
них ничего не декларируется, идеи не
навязываются. Доброе отношение к детям
проповедующих помогают детям усвоить
христианские заповеди. Эти уроки, воспитывая
нравственность, дополняют светское образование.
Мы взаимодействуем в основном со
священнослужителями Воскресенского собора. На
Рождественских елках всегда у нас настоятель
собора отец Александр или же отец Владимир, на
праздник Святой Пасхи - тоже. Лицо, голос, манера
общения обоих вызывает расположение у
окружающих. И они всегда с подарками для
мальчишек и девчонок. Учителя воскресной школы
тоже наши гости на таких праздниках вместе с
детским хором.
Мы в благодарность за доброту и
внимание тоже стараемся чем-то помочь храму, к
примеру, в уборке снега, и других посильных делах.
Дети счастливы, когда их хвалят, и стараются еще
больше.
Те же неутомимые учителя приобщают
подростков к искусству и расширяют их кругозор.
На глазах у жителей города воздвигался все эти
годы храм Рождества Христова. Туда тоже дорожка у
нас протоптана. И в храме, и соборе стараются
детей всегда приветить не только добрым словом,
но и хлебом-солью, как говорят. В трапезной всегда
угостят, чем богаты. Это тоже воспитание
нравственности: поделиться с ближним, что в
дальнейшем воздается сторицей. Ребенок счастлив,
что, совладав с жадностью, поделился с другом.
А в этом учебном году мы дважды (по
две группы - столько могут поместиться в автобус)
выезжали на экскурсию в Спасо-Прилуцкий
монастырь с одновременным посещением храмов г.
Вологды. К этим встречам воспитанников готовили.
Коль на сегодняшний день потерян
институт воздействия на лиц, уклоняющихся от
воспитания собственных детей, и отсутствуют
моральные устои среди определенной части
населения, то православие, церковь взяли на себя
обязанность служить всему обществу в
поддержании нравственности.
И педагоги нашего детского дома
благодарны всему учительскому коллективу
воскресной школы и непосредственно настоятелю
Воскресенского собора за помощь в подготовке к
жизни детей, испивших горе полной чашей.
В.П. ВОРОБЬЕВА,
директор детского дома № 3,
г. Череповец.
№1-3(57-59), 2000 |