Из выступлений на
епархиальном собрании
Г.А.ИЛЬИНА, заведующая
методкабинетом Сокольского
управления образования
На данный момент существует
нормативно-правовая база, позволяющая
заниматься религиозным образованием в системе
государственных и муниципальных
образовательных учреждений. Хотя школа все еще
отделена от Церкви, тем не менее, светский
характер образования не означает атеистический.
Религиозное образование в светских школах
допускается в следующих формах:
- преподавание религиоведческих,
религиофилософских и религиопознавательных
дисциплин в рамках дополнительной
образовательной программы (семинар, кружок и т.п.)
на основании письма Министерства образования РФ
№47/2011-П от 1993 г. Преподавать данные дисциплины
должны учителя и педагоги дополнительного
образования, имеющие специальную
профессиональную подготовку. Здесь
преподаватель находится в штате
образовательного учреждения;
- обучение религии во внеучебное
время вне рамок образовательной программы
(факультатив) на основании ст. 5 Закона о свободе
совести, информационного письма Министерства
образования от 4 июня 1999 г. "О предоставлении
религиозным организациям возможности обучать
детей религии вне рамок образовательных
программ в помещениях государственных и
муниципальных образовательных учреждений" и
письма Патриарха Алексия II № 5925 от 9.12.99 г.
"О порядке организации обучения
Православию учащихся государственных и
муниципальных образовательных учреждений";
- преподавание Православия в рамках
учебной программы в школе, имеющей статус
"Русской".
Инициатива по организации
факультатива должна исходить от настоятелей
приходов.
1 этап - информирование родителей о
том, что их дети могут изучать основы Православия
в общеобразовательной школе вне рамок
образовательной программы, сбор сведений о
количестве желающих изучать основы Православия,
обращение родителей в администрацию школы с
ходатайством о возможности изучения детьми
основ Православия в данной школе. Дети до 14 лет по
закону не являются правомочными, заявление за
них о желании изучать Православие пишут
родители. Дети старше 14 лет заявление пишут
самостоятельно.
2 этап - обращение настоятеля в
администрацию школы о предоставлении
возможности преподавания основ Православия в
школе.
3 этап - заключение договора с
администрацией школы об условиях и режиме
проведения занятий, правах и обязанностях
сторон.
Преподаватель, который будет вести
занятия по основам Православия, должен иметь
соответствующий сертификат и письменное
благословение настоятеля. Вопрос об
образовательном цензе законоучителя, равно как и
о программах преподавания, решается на уровне
РПЦ, а не на уровне государственного органа
управления образования.
Администрация школы не обязана
включать законоучителя в штат школы. Обеспечение
учебного процесса лежит на приходе. Единственная
обязанность администрации - предоставление
пригодного для занятий помещения.
Не допускается на занятиях по
основам Православия совершение обрядов. Вопрос
об использовании на занятиях православных
атрибутов нормативно не урегулирован.
Востребованность в преподавании
Православия в светской школе есть, о чем говорят
отзывы светских педагогов (зачитано письмо).
А.В.КАМКИН,
сопредседатель совета
"Согласие"
Совет "Согласие" был создан в
конце 1998 года на основе Соглашения о
сотрудничестве между Вологодской епархией и
департаментом образования администрации
Вологодской области. Сопредседателями совета
являются со стороны епархии прот. В. Павлов, с
светской стороны - А.В.Камкин. В состав совета
входят по 14 человек с церковной и светской
сторон. Как общественная организация совет не
имеет каких-то прав и полномочий, но своим
авторитетом может влиять на дело сближения школы
и Церкви. В этом учебном году сделаны важные шаги:
- остро поставлен вопрос об отношении
к валеологии и к программам полового воспитания.
Принято решение о том, что департамент
образования проведет ревизию всех программ по
валеологии и составит свою областную программу с
привлечением к этому церковных представителей.
Совсем исключить валеологию в настоящее время мы
не можем, поскольку это официальный предмет в
официальных учебных планах школы. Важно найти
вариант безвредный для душевного и духовного
состояния человека, а преподавать этот предмет
должен преподаватель, прошедший специальную
подготовку;
- поставлен вопрос о создании в
Вологде городского Центра духовной культуры. Уже
передано здание в центре города, но его еще надо
ремонтировать. Важно продумать формы работы в
Центре. Задача совета "Согласие" состоит в
том, чтобы Центр, во-первых, был развернут к
Православию и, во-вторых, - не превратился в
какой-то развлекательный клуб;
- состоялось первое выездное
заседание совета в г. Череповце, на котором были
заслушаны два вопроса: о взаимодействии
муниципальной системы образования Череповца с
православными приходами и о создании в Череповце
православной гимназии. Одним из решений
заседания явилось обращение к приходам
Череповца о создании подобного совета в
Череповце.
В мае у нас планируется выездное
заседание Совета в г. Великий Устюг.
Совет "Согласие" на уровне
области пытается организовать систему
взаимодействия. В перспективе - создание
подобных советов во всех крупных центрах
Вологодской области. Подобное сотрудничество
будет на нашу общую пользу, ибо сфера образования
- сфера националъной безопасности России.
Ж.Л.СТАРОВСКАЯ,
преподаватель воскресной
школы при Прокопьевском
соборе, г. Великий Устюг
В Великом Устюге мы не ограничились
преподаванием в стенах воскресной школы. Уже
третий год работаем с учащимися светских учебных
заведений, причем наряду с общеобразовательными
школами основной акцент делаем на студентах
училищ в возрасте 17-20 лет. Формы работы -
регулярные циклы нравственных бесед, которые
оказались востребованными как учащимися, так и
преподавателями, и если раньше мы выступали
инициаторами проведения бесед, то теперь из
различных учебных заведений к нам поступают
заявки на проведение тех или иных занятий.
Если в воскресной школе мы имеем дело
со 100 учениками, то в первое полугодие текущего
учебного года у нас уже совершены встречи с 1200
студентами.
Другой, не менее важной формой
духовно-нравственного воспитания являются
паломнические поездки.
Нагрузка преподавателей составляет
20 часов в неделю, не считая нагрузки в воскресной
школе. Со студентами работают 3 преподавателя.
Налажены тесные контакты с милицией
и военкоматом (работа с призывниками).
Недоработкой является то, что вся эта
работа проводится на уровне личных симпатий, без
юридической основы.
№1-3(57-59), 2000 |