|
К
2000 -летию Рождества Христова
Музей в монастыре
В Спасо-Прилуцком монастыре
несколько лет действует епархиальный
церковно-археологический музей, небольшой, но
любопытный. Он рассказывает о разных сторонах
церковной, прежде всего монашеской жизни.
Пожалуй, самый интересный экспонат -
вериги (цепи), которые, вероятно, носил основатель
монастыря св. преп. Димитрий Прилуцкий. Рядом
лежит его же верижный пояс. Общий вес вериг и
пояса - 9,5 кг, носить их было нелегко. Преп.
Димитрий Прилуцкий и спал в них, и делал тяжелую
работу. Более поздний власяной пояс (XVI-XVII вв.)
сделан из жесткого конского волоса. Пояс носили
на голом теле, и он растирал кожу до кровяных язв.
Подобные подвиги монахи брали на себя ради
Господа, для того, чтобы в мучениях преодолеть
греховные привычки и пристрастия, научиться
исполнять евангельские заповеди. Этот подвиг
называется телесным. Святитель Игнатий
(Брянчанинов) пишет: "Телесный подвиг имеет
свой предел и конец... в решительном переходе
подвижника к подвигу духовному". Это полная
преданность святой воле Божией, соединенная с
покаянным плачем о своих грехах.
Сейчас вместо вериг каждый монах
носит параманд - духовный щит, он представлен в
экспозиции. Это четырехугольный плат с
изображением голгофского креста и надписью
"Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу".
Эта цитата из Св. Писания (Гал. 6, 17) показывает, что
каждый монах должен помнить о страданиях
Спасителя и терпеть во имя Его скорби монашеской
жизни. Плат соединяется ленточками с деревянным
крестом.
Рядом можно увидеть облачение
монаха: ряса, мантия, клобук. Все элементы
облачения имеют сложную духовную символику. Так
одевается мантийный монах. Монахи высшей
монашеской степени, схимники, носят особое
облачение - схиму. Та, что вошла в экспозицию,
принадлежала когда-то схимнику из Свято-Духова
монастыря, который украшал собой центр Вологды.
Впоследствии его занимали чекисты, сохранилась
лишь часть строений этой славной обители.
Схимники занимались только молитвой
и богомыслием. Небесные покровители
Спасо-Прилуцкого монастыря прп. Димитрий и
Игнатий Прилуцкие были схимниками, но сейчас в
монастыре схимников пока нет.
Каждый монах носит четки - духовный
меч. По ним монахи считают молитвы, перебирая
один шарик за другим. Обычно четки рассчитаны на
100 молитв. Около четок - повседневный головной
убор монаха, скуфия. Это духовный шлем.
Церковное богослужение проводят
монахи-священники, которых называют
иеромонахами (в братии монастыря - три
иеромонаха). Священническое облачение, стоящее в
углу, - из Прилуцкого монастыря, оно было сшито до
революции. В другом углу - желто-малиновое
облачение епископа. Фотография Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
напоминает о его пребывании в обители в 1992 г.
В стеклянных витринах -
многочисленные подарки музею из Афона, из
Иерусалима, из русских монастырей и других мест.
На стенах висят старинные
фотографии, рассказывающие, как выглядел
монастырь в начале XX века. Главы собора были
тогда вазообразными, а кровля четырехскатной.
Остальные церкви были покрыты сферическими
куполами. Иконостас верхнего храма был
многоярусный, позолоченный и очень пышный. Над
погребением прп. Димитрия Прилуцкого стоял
нарядный балдахин. Вместо деревянного сруба над
монастырским колодцем была надкладезная
часовня. Однако, надо сказать, что после
реставрации, которая, в основном, завершена,
монастырь стал выглядеть более выразительно,
потому что всем зданиям был возвращен древний
вид.
Осмотреть экспонаты музея можно в
составе экскурсии.
Послушник
Владимир СОКОЛОВСКИЙ
№1-3(57-59), 2000 |